Общественный продукт и его структура. Производство, распределение, обмен и потребление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:43, реферат

Описание

Сущность общественного продукта. Весь общественный продукт делится на две группы товаров: средства
производства и предметы потребления. Создаваемый в процессе производства общественный продукт проходит в своем движении стадии распределения, обмена и потребления.

Содержание

Содержание.
1. Общественный продукт и его структура…………………………………….3
2. Производство…………………………………………………………………..5
2.1. Факторы производства………………………………………………………5
2.2. Виды издержек производства………………………………………………7
2.3. Производственные отношения……………………………………………..8
3. Распределение…………………………………………………………………9
4. Обмен………………………………………………………………………….11
5. Потребление…………………………………………………………………..12
6. Заключение……………………………………………………………………13
7. Список литературы……………………………………………………………14

Работа состоит из  1 файл

Экономика реферат.docx

— 37.57 Кб (Скачать документ)

1.  Общественный продукт и его структура. 

Общественный  продукт - это выраженная в рыночных ценах совокупность товаров и услуг, произведенных в течение одного года. Это комбинация имеющихся в обществе факторов производства, которая позволяет в течение одного года получать, возможно, большую массу товаров. Поэтому в нем отражается эффективность национальной экономики и благосостояние народа.

Весь общественный продукт делится на две группы товаров: средства

производства  и предметы потребления. 

Общественный продукт состоит  имеет стоимость, воплощает в себе определенное количество затраченного труда и показывает ценой каких усилий произведен этот продукт.

Первое  наиболее полное представление о  стоимостной структуре общественного продукта определяет К. Маркс, показавший, что структура стоимости как отдельного товара, так и общественного продукта, состоит из частей, соответствующих участвующим в самом процессе производства двум факторам (материально-вещественному и личному), а именно из материальных затрат и вновь созданной стоимости. Последняя включает необходимый (необходимый для воспроизводства рабочей силы) и прибавочный продукт (необходимый для расширения производства, а также удовлетворения общественных потребностей).

К. Маркс показал  это формулой:  
      

C + Y + m = K,         где:

С - стоимость израсходованных средств производства;

Y - заработная плата;       m - прибавочная стоимость.

Важной  формой общественного продукта является конечный продукт. Он образуется путем  вычитания из валового продукта всего  оборота предметов труда, т.е. путем  устранения их повторного счета.  

Чистый  национальный продукт (НП) по американской статистике составляет рыночную стоимость  всех конечных благ, произведенных  в стране в течение года. В нем  нет повторного счета (например, из стоимости хлеба исключается  стоимость теста, из стоимости машины - стоимость металла и т.д.). НП можно измерить тремя способами:    

1. Как  сумму добавленных ценностей,  присоединенных в ходе производства  конечных благ каждым производителем  в течение года.  
     2. Как сумму доходов, полученных в форме заработной платы, процента, ренты и прибыли теми, кто в течение года использовал свои ресурсы для производства.  
     3. Как сумму расходов на конечные блага, приобретаемые потребителями, фирмами и правительством, т.е. сумму конечных продаж.  
     По размеру этого продукта нельзя судить о благосостоянии нации. В нем много условностей, и сопоставление НП разных стран скорее характеризует уровень развиваемости наций, чем уровень жизни населения. При сравнении и сопоставлении НП необходимо применять неизменные цены.  

Если  полностью исключить из валового общественного продукта материальные затраты (С), т.е. затраты овеществленного труда прошлых лет, то получим чистый доход общества.   

Создаваемый в процессе производства общественный продукт проходит в своем движении стадии распределения, обмена и потребления. На всем пути его движения между  людьми складываются, постоянно поддерживаются и развиваются определенные экономические  отношения. Главными, определяющими  являются отношения, которые имеют  место в самом производстве. Они  накладывают отпечаток на всю  последующую цепочку экономических  взаимосвязей, определяют их характер, направленность развития.  
 
 
 

2. Производство.  

Производство  – это создание товара и услуг для удовлетворения наших потребностей, а так же создание материальных и духовных благ. Будучи созданными в процессе производства, блага завершают свое движение в процессе потребления. В системе рыночного хозяйства непосредственной целью производства является получение прибыли. Это - важнейшее преимущество рыночной экономики.

Прибыль – это разница между доходом  и  издержкой.

Издержки  – это затраты на производство.  

2.1. Факторы производства 

Ресурсы – это совокупность материальных, социальных и духовных сил, которые  могут быть использованы в процессе производства. Это природные (водные, лесные), трудовые (работоспособность), информационные.

Факторы производства – это та часть ресурсов, которая реально используется в  производстве.

Производство  включает три разнородных фактора (лат. factor - делающий, производящий). Факторы в натурально-вещественном виде:

Первый  фактор - человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и трудовые навыки.            

Труд  в материальном производстве - это  целесообразная деятельность, в которой люди с помощью созданных ими средств изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей.

Второй  фактор - вещественный - средства труда. К ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают полезные блага.

В состав средств труда входят естественные условия производственного процесса (например, вода, используемая, скажем, на гидроэлектростанциях) и техника - искусственные, созданные человеком средства труда. В свою очередь, они включают орудия труда (инструменты, машины, оборудование, аппараты химического производства и т. п.), благодаря которым исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда (производственные здания, дороги и т. д.).

Третий  фактор - тоже вещественный - предмет труда. Это вещь или совокупность вещей, которые человек приспосабливает для своих нужд. Предметы труда также подразделяются на вещество природы, которое не подверглось обработке (например, угольный пласт в шахте, руда в руднике), и на сырье (сырые материалы), которое претерпело воздействие труда человека (отбитые из пласта уголь и руда, направляемые для дальнейшем переработки).

Все три  фактора связываются воедино  с помощью технологии.

Технология - совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.

Все указанные  факторы (или ресурсы производства) в каждый данный момент времени ограничены по отношению к потребностям. Эта ограниченность может быть: абсолютной (ресурсы вообще невозможно увеличить) и относительной (факторы можно умножить, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей).

Первый  фактор - число работников - нельзя или почти нельзя быстро увеличить. Пределами здесь являются общая численность населения каждой страны и особенно доля его в составе трудоспособных людей.

Второй  фактор - средства труда - можно наращивать до необходимых размеров. Однако это можно сделать не сразу, поскольку несколько лет уходит на создание новых машин и зданий.

Третий  фактор - прежде всего земля и полезные ископаемые - абсолютно ограничены. При этом различают разведанные запасы природных богатств и потенциальные ресурсы (которые еще недостаточно учтены).

В связи  с этим практически важно определить производственные возможности (применительно как к стране, так и к отдельному предприятию). Под производственными возможностями подразумевается наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов. 

2.2. Виды издержек  производства 

Расходы производителя на приобретение отдельных факторов производства с изменением размера выпуска ведут себя по-разному. Одни из них растут, а другие остаются неизменными.

При каждом данном объеме выпуска общие издержки производителя представляют собой  сумму двух их основных видов –  постоянных и переменных.

Постоянными (FC) называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства. К ним относят, например, плату за помещение, отчисления на ремонт изношенного оборудования, налоги на недвижимость и т.д. Даже когда предприниматель вообще ничего не производит, он обязан вносить эти выплаты.

Переменными (VC) называются такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема выпуска.  К ним относят затраты на сырье, электроэнергию, транспортные услуги, заработную плату основному персоналу и т.д.

Общие (TC) издержки равны сумме постоянных и переменных издержек, то есть сумме постоянных и переменных величин.

TC= FC+VC

Средние издержки – это издержки в расчете  на единицу продукции. Как средние  могут рассчитываться и общие, и  постоянные, и переменные издержки.

Средние постоянные (AFC) издержки получаются путем деления суммы постоянных издержек на количество произведенной продукции (Q). Поскольку суммарные постоянные издержки по определению постоянны вне зависимости от объема выпуска, их величина в расчете на единицу продукции падает с ростом производства.

AFC = FC/Q

Средние переменные (AVC) издержки получаются делением переменных издержек на количество произведенной продукции. Они сначала падают, а затем растут.

AVC = VC/Q

Средние общие (ATC) издержки рассчитываются путем деления суммарных общих издержек на количество произведенной продукции или путем сложения средних постоянных и средних переменных издержек.

ATC = TC/Q; ATC = AFC+ AVC.

Предельными (MC) издержками называются дополнительные издержки, необходимые для производства еще одной единицы продукции.

MC =   TC/    Q

Пример расчета  издержек.

Кол-во хлеба(шт.)

в день (Q)

VC (руб) FC

(руб)

TC

(руб.)

AVC

( руб.)

AFC

(руб.)

ATC

(руб.)

MC

( руб.)

0 0 200 200 0 0 0 0
300 50 200 200+50=250 50/300=0.16 200/300=0.67 0.67+0.16=0.83 (250-200)  /

(300-0)= 0.17

550 100 200 300 0.18 0.36 0.54 0.18
750 150 200 350 0.2 0.27 0.47 0.2
900 200 200 400 0.22 0.22 0.44 0.22
1000 250 200 450 0.25 0.2 0.45 0.25
 
 

2.3. Производственные  отношения. 

В производстве необходимых средств существования  люди воздействуют на природу. Производство поэтому есть отношение людей  к природе. Однако, воздействуя на природу, они оказывают соответствующее воздействие друг на друга, вступая в определенное отношения. Те отношения, которые обусловлены требованиями хозяйственной практики принято называть производственными, то есть экономическими отношениями. В центре любого производственного процесса стоит труд. Само производство можно характеризовать как систему трудовых процессов, необходимых для изготовления данного рода материальных благ или услуг, предоставленных отдельными лицами или организациям.

Сам труд представляет собой общественно  полезную деятельность. Конечно, процесс  труда для физиолога будет  характеризоваться как нервно-мышечный процесс за счет накопленной в  организме потенциальной энергии.

В качестве признанной в литературе характеристики труда чаще всего используются слова  из "Капитала" К. Маркса, где говориться, что "труд есть прежде всего процесс, совершающейся между человеком  и природой, процесс, в котором  человек своей собственной деятельностью  опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой  и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для  его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его  телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством  этого движения на внешнюю природу  и изменяя ее, он в то же время  изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней  силе и подчиняет игру этих сил  своей собственной власти". 

3. Распределение.  

Вслед за производством экономического продукта следует его распределение по направлениям дальнейшего движения или использования. Производство создает  продукт в его натуральном  выражении, тогда как на стадии распределения  может происходить распределение  продукта, как в натуральной форме, так и его стоимости в денежной форме - посредством системы денежных расчетов с участниками производства, владельцами ресурсов.

В результате распределения происходит дальнейшее продвижение продукта к потребителю, при этом часть его может оставаться в виде резерва, запасов, подлежащих последующему распределению. Процесс  распределения может быть и часто  бывает многократным, в особенности, когда распределяются денежные средства. Происходит первичное, а затем вторичное и последующие распределения как промежуточного и конечного продукта, так и денежного результата. Перераспределительные процессы характерны для современной экономики, поэтому бывает трудно определить, кто стал потребителем произведенного продукта, конечным обладателем его денежной стоимости, первоначально распределенной между владельцами факторов производства.

Информация о работе Общественный продукт и его структура. Производство, распределение, обмен и потребление