Общественный сектор экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:07, реферат

Описание

Государство призвано обеспечить правовую базу и общественный климат, благоприятствующий эффективному функционированию рыночной экономики; защиту конкуренции; перераспределение доходов; корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизацию экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.

Содержание

Общественный сектор государства и рынок.
Изъяны рынка и перераспределение.
Масштабы общественного сектора в условиях перехода к рынк

Работа состоит из  1 файл

семинар.docx

— 191.50 Кб (Скачать документ)

   Тема 1.  Общественный сектор экономики. 

   
  1. Общественный  сектор государства и рынок.
  2. Изъяны рынка и перераспределение.
  3. Масштабы общественного сектора в условиях перехода к рынку.
 

   1. Общественный сектор государства.  Ресурсы общественного сектора. Состав общественный сектор государства. Роль государства в смешанной экономике. Решающая экономическая особенность государства.

   2. Задачи общественный сектор государства.  Понятие Парето-улучшения. Парето-оптимальное состояние. Изъяны рынка. Причины возникновения изъянов рынка: ограниченная конкуренция, внешние эффекты, асимметричность информации.

   3. Причина несовпадения долей общественного  сектора в национальном капитале и в совокупном доходе государства. Факторы, влияющие на изменение общественного сектора в период перехода к рыночной экономике: социальные, политические, экономические. 

    1. Общественный сектор  государства и  рынок.

    Государство призвано обеспечить правовую базу и  общественный климат, благоприятствующий эффективному функционированию рыночной экономики; защиту конкуренции; перераспределение  доходов; корректирование распределения  ресурсов с целью изменения структуры  национального продукта; стабилизацию экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.

    Количественно определить роль правительства в  управлении экономикой весьма трудно, если не невозможно. Она настолько  широка и многообразна что ее нельзя выразить в каких бы то ни было количественных или статистических единицах измерения. Правда, с определенной долей достоверности можно установить объем национального продукта, производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. Но вряд ли можно сколько-нибудь точно определить и измерить коэффициент полезного действия мер государства по защите окружающей среды, охране здоровья и труда рабочих, защите интересов потребителей, обеспечению равного доступа к вакантным рабочим местам и контролю за практикой ценообразования в определенных отраслях экономики и т.д.

    Экономисты, столкнувшись с проблемой  внешних эффектов и общественных благ, решили выделить ту сферу экономической  деятельности, в которой  не срабатывают рыночные механизмы распределения  благ. Таким образом, возникла наука, занимающаяся исследованием сектора  экономики, в котором  ресурсы распределяются не через рынок, а  через другие экономические  институты, в первую очередь, через государство.

    Итак, ОС представляет собой такую область  экономики или ту часть экономического пространства, где:

  1. Рынок не действует или только частично действует, а следовательно, преобладает нерыночный способ координации деятельности;
  2. Производятся и потребляются не частные, а общественные блага;
  3. Экономическое равновесие между D и S общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов (в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики).

    Главное отличие организаций частного и  ОС является то, что в ОС организации  являются некоммерческими (то есть не ставят перед собой главную задачу в получении прибыли), доминирующую роль в ОС играет государство.

    Структура ОС:

      
 
 
 
 
 

    На  рисунках ЧС – частный сектор; ДОС  – добровольно-общественный сектор; на пересечении областей находятся  смешанные формы экономической деятельности. Заштрихованная область на рисунке справа обозначает то, что включает в себя ОС. 

    Система национальных счетов делит экономическую  деятельность по этим секторам, в частности, она выделяет:

  • частные коммерческие организации;
  • общегосударственное управление (государственные учреждения и организации на бюджетном финансировании) – доходы складываются за счёт налогов и доходов от собственности;
  • негосударственные некоммерческие организации – доходы складываются из добровольных взносов населения, пожертвований, а также из доходов от собственности.

    Даже  в рамках наиболее абстрактного представления  о рынке фактически предполагается наличие государства как гаранта  выполнения взаимных обязательств, которые  берут на себя свободно взаимодействующие  индивиды, гаранта правового порядка.

    Расширение  понимания роли государства - изучение макроэкономических процессов. Здесь  государство – «надэкономический регулятор», а не производитель услуг; в стороне остается проблема ресурсного обеспечения самого государства и рационального использования его собственных ресурсов.

    Особенности экономики общественного сектора - государство есть один из субъектов  экономической деятельности, хотя и  обладающий одним отличием: государство  и его органы обладают правом принуждения  в рамках и на основе законов, принуждения, оправданного с точки зрения экономической  эффективности и социальной справедливости

    Предполагается, что:

  • государство, подобно предпринимателям и некоммерческим организациям функционирует в рыночной среде, а потребность в его участии в экономической жизни возникает тогда и только тогда, свободное действие рыночных сил не обеспечивает оптимального размещения и использования ресурсов;
  • цели государственных органов и способы их достижения, а также стратегии предприятия и некоммерческих организаций в конечном итоге определяются интересами индивидов и формируются в ходе их взаимодействия;
  • государство использует, прежде всего, финансовые инструменты реализации своих целей (налоги, общественные расходы).

    При признании многими экономистами необходимости сочетания рынка  и государства существуют серьезные  разногласия по поводу пропорций  и соотношения этого сочетания, низших и верхних границ роли государства  в экономике, форм государственного контроля.

    Две полярные точки зрения на это:

  • неолибералы (минимум государства);
  • радикалы и государственники (ведущая роль государственного сектора, прямой контроль через государственную собственность).

    Многие  экономисты полагают, что для развития современного общества должен быть такой  объем функций государства, который, обеспечивая макроэкономическую стабильность, одновременно содействовал бы микроэкономической конкуренции. Кроме того, достигалось  бы соблюдение принципов социальной справедливости, уважения человеческой личности к улучшения качества жизни людей.

    Современная эк-ка - эк-ка смеш. типа. Ее смеш. хар-тер опред-ся наличием разных форм собственности и способов хозяйствования. сочетанием рыночных и государственных, общественных мех-нов регулирования, возможностями согласования эк. и сои, начал.

    Неолиберальная модель - большая роль гос-ва считается неоправданной, решение соц. задач передается благотвортельным орг-м.

    Радикально-государственная  модель - ведущим  должен быть госсектор, доминирующей формой контроля • прямой контроль через гос. собственность.

    Особый  тип • модель социальной рын. эк-кн; активная роль гос-ва не только в регулировании эк. процессов, но и в решении соц проблем.

    Появление • конец 40-х гг, вызов либеральному кал-му н планово-командной эк-ке.

    Помещая государство в общий ряд участников экономической деятельности, необходимо, разумеется, учитывать его принципиальное отличие от других субъектов рыночного хозяйства. Рыночная система, вообще говоря, строится на базе добровольно заключаемых сделок. Однако из этого правила есть исключение.

    Государство и его органы обладают правом принуждения  в рамках и на основе законов. Этим преимуществом в отношении своих партнеров не располагают никакие другие участники рыночного обмена. Их законные права устанавливаются и защищаются государством.

    Данная  особенность государства предопределяет своеобразие его взаимоотношений  с предприятиями, независимыми некоммерческими организациями и домохозяйствами. Ресурсы государства, с которыми имеет дело экономика общественного сектора, могут формироваться за счет законного изъятия части доходов граждан и организаций. В современном обществе это достигается посредством налогообложения.

    Экономика общественного сектора с самого начала исходит из того, что всякое принуждение и в особенности  принудительное перераспределение ресурсов целесообразно ограничивать необходимым минимумом. Вопрос состоит в том, в каких специфических случаях использование элементов принуждения оправдано с точки зрения экономической эффективности и социальной справедливости.

    Прежде  чем приступить к изучению этого  вопроса, необходимо отметить следующее. Решающая экономическая особенность государства, которая была отмечена выше, относится ко всей системе власти, основанной на законе. На практике власть всегда разделена между ветвями и иерархическими уровнями, а в ее осуществление вовлечены многочисленные специализированные органы, каждый из которых имеет свои полномочия и функции. В федеративных государствах, к числу которых относится Россия, в рамках общественного сектора выделяются элементы (предприятия и организации, налоги и программы расходов), находящиеся в непосредственном распоряжении федеральных властей, и те, которыми распоряжаются субъекты федераций: республики, края и области в России, а в федеративных государствах за рубежом -- штаты, земли и др. Кроме того, в каждом государстве существенную роль играет муниципальный уровень организации общественного сектора (местное самоуправление).

    Проблемы  межуровневого взаимодействия имеют  важное значение для экономики общественного сектора и будут неоднократно затрагиваться ниже. Однако ряд ключевых теоретических вопросов удобнее рассматривать, используя наиболее общее представление о государстве и отвлекаясь от его внутреннего членения, подобно тому как микроэкономика обычно рассматривает фирму как нечто целостное, чаще всего абстрагируясь от ее внутренней структуры. 

    2. Изъяны рынка и  перераспределение 

    В смешанной экономике общественный сектор призван не подменять «невидимую руку» рынка, а участвовать в решении тех задач, которые не удается успешно решить на основе добровольного обмена между независимыми друг от друга обладателями прав собственности. Эти задачи можно с некоторой долей условности разделить на два типа. К первому относится достижение Парето-улучшений при наличии изъянов (провалов) рынка, ко второму — перераспределение доходов или имущества в соответствии с принципами социальной справедливости.

    Напомним, что Парето-улучшением называется такое  изменение в ходе экономических процессов, которое повышает уровень благосостояния (значение функции индивидуальной полезности) хотя бы для одного из их участников, если при этом не допускается снижение уровня благосостояния ни одного из других участников. При анализе конкретных ситуаций экономическая наука, в том числе и экономика общественного сектора, как правило, стремится прежде всего выявить пути Парето-оптимизации, т.е. достижения всех возможных Парето-улучшений.

    Парето-оптимальное состояние наилучшим образом отвечает интересам каждого при условии, что исходное распределение ресурсов (имущества, доходов) между индивидами задано и не подлежит изменению иначе, как по их взаимному согласию. Что же касается перераспределения, оно, вообще говоря, предполагает улучшение положения одних индивидов за счет ухудшения положения других, а значит, связано с конфликтами интересов. Осуществляя принудительное перераспределение, государство берет на себя функцию арбитра в такого рода конфликтах и неизбежно солидаризируется с одной частью общества в ущерб другой.

    Когда речь идет о Парето-оптимизации, экономика  общественного сектора занимает однозначную позицию: всякое Парето-улучшение желательно, в ходе его достигается повышение эффективности. Перераспределение же осуществляется главным образом исходя из социальных, культурных и этических требований, характер которых меняется с развитием общества и которые играют роль ограничений при принятии экономически эффективных решений.

Информация о работе Общественный сектор экономики