Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 17:35, контрольная работа
Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей, отличающих общественное воспроизводство в пределах национальных границ.
1. Общие черты и особенности народнохозяйственного комплекса Российской Федерации 3
2. Нормативно-правовое регулирование системы воспроизводственного процесса в структуре народнохозяйственного комплекса 5
3. Особенности развития товарного производства и услуг на Российском рынке 8
Практическая задача 11
Список литературы 13
Содержание
Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей, отличающих общественное воспроизводство в пределах национальных границ.
Национальное хозяйство является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации труда, международного сотрудничества с другими странами.
Народнохозяйственный комплекс имеет особые отраслевые, воспроизводственные, региональные и иные структурные характеристики.
Господствующая роль в экономике России принадлежит отраслям производственной сферы, в которой занято население (65% от общей численности занятого населения) почти вдвое больше, чем в непроизводственной сфере (35%). В составе производственной сферы преобладают отрасли, непосредственно создающие материальный продукт, - промышленность и строительство (занято 32% населения), сельское и лесное хозяйство (14%). Суммарно в этих отраслях в России занято 46% населения. Остальные отрасли производственной сферы - транспорт и связь (8%), а также торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки (11%)1.
Ведущее звено хозяйственного комплекса России - промышленность, играет решающую роль в развитии экономики (на ее долю приходится более половины производства валового внутреннего продукта, 24% всех занятых в экономике), техническом вооружении и перевооружении отраслей хозяйства, территориальной организации производительных сил страны.
Промышленность России имеет сложную многоотраслевую структуру (насчитывает десятки отраслей, подотраслей и производств), характеризуется высоким уровнем специализации и концентрации производства. В ее составе преобладают отрасли тяжелой индустрии (их доля в общем, производстве промышленной продукции страны превышает 80%), в сравнении с развитыми странами, высок удельный вес добывающих производств.
Добывающая промышленность (к ней относят отрасли, связанные с добычей и обогащением рудного и нерудного сырья, добычей морского зверя, ловлей рыбы и др. продуктов моря) производит более 20% всей продукции, обрабатывающая (к ней относят отрасли, занятые переработкой продукции добывающей промышленности, полуфабрикатов, продукции сельского хозяйства, лесного и иного сырья) - около 80%2.
Тяжелая
промышленность включает электроэнергетику,
топливную промышленность, черную и
цветную металлургию, машиностроение
и металлообработку, химическую и нефтехимическую
промышленность, лесную, деревообрабатывающую
и целлюлозно-бумажную промышленность,
производство строительных материалов
и др. Отрасли промышленности этой группы
производят преимущественно средства
производства.
Государственное
регулирование
Поскольку
в условиях товарного производства
удовлетворению подавляющей массы
личных, коллективных и общественных
потребностей предшествует движение денег,
ресурсные возможности для
Финансовые методы государственного регулирования экономики - это способы воздействия финансовых отношений на хозяйственные процессы. Финансовые методы действуют по двум направлениям: 1) по линии управления движением финансовых ресурсов: 2) по линии рыночных отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов. К приемам (способам) финансовых методов относятся: планирование, прогнозирование, кредитование, инвестирование, налогообложение, система расчетов, страхование, материальное стимулирование, залоговые, трансфертные, трастовые операции, лизинг, факторинг, аренда, фондообразование и др.
К финансовым рычагам (действие финансового метода) можно отнести прибыль, доходы, финансовые санкции, амортизационные отчисления, цены, арендную плату, дивиденды, процентные ставки, инвестиции, взносы, формы расчетов, виды кредитов, целевые фонды и т.п.
Возникновение различных финансовых методов регулирования экономики является ответной реакцией на требования макро- и микроэкономик конкретной страны. Финансовыми методами (финансовыми регуляторами) обеспечения устойчивого развития экономики являются: налоги и неналоговые платежи в бюджет: финансовые льготы и санкции: эксплуатационные расходы бюджетных учреждений; общие и целевые субсидии (включая предназначенные для оплаты госзаказов): доходы и расходы внебюджетных фондов: доходы и расходы государственных предприятий и организаций.
Преобразование посредством финансов социально-экономической ситуации в том или ином направлении может осуществляться только в ходе конкретного процесса регулирования. Речь идет об организованной государством последовательности конкретных мероприятий по целенаправленному воздействию на отдельные сегменты воспроизводства. Таким образом, именно процесс финансового регулирования, отражая конкретную «устроенность» деятельности, конкретный порядок ее осуществления, свидетельствует о самом факте перераспределения стоимости через разнообразные финансовые формы и методы ее отчуждения и использования.
Продвигаясь в исследовании финансовых отношений от конкретных сторон проявления через обобщение частных свойств до абстрактных способов выражения их сущности, можно сделать вывод о наличии логичной взаимосвязи между такими понятиями, как явление общественной жизни, система, механизм и процесс его организации. Применительно к финансовому регулированию это выглядит так, что как явление оно представляет собой организуемую государством деятельность по использованию финансовых отношений по корректировке параметров воспроизводства.
Выявленное взаимопереплетение общественных явлений позволяет, по нашему мнению, конкретизировать взаимосвязь отдельных сторон воспроизводства и государственного финансового регулирования устойчивого развития экономики и заключить, что присутствие финансов и финансовых методов регулирования экономики в обществе обусловлено ни политикой, ни любой другой областью государственной деятельности. Оно связано с развитием материального производства, самого человека, его способности к труду, социально-экономических отношений, систематически воспроизводящих необходимость их регулирования5.
Необходимо
отметить, что финансовые методы обеспечения
устойчивого развития экономики зависят,
прежде всего, от наличия финансовых ресурсов.
В последние годы экономика России демонстрирует довольно впечатляющие результаты. Динамика российского ВВП на порядок превышает аналогичный показатель развитых стран.
Для мировой экономики уходящий год выдался крайне неспокойным, если не сказать экстремальным. На протяжении всего года ее продолжало «трясти», проверяя на прочность посредством американского ипотечного кризиса и потерявшего всякие ориентиры нефтяного рынка.
В итоге 2007 г. вывел мировую экономику на определенный рубеж, за которым с равной степенью вероятности может оказаться «ползучий» финансово-кредитный кризис, вызванный ухудшением положения дел в США, либо стагнация, ведущая к серьезным переменам в основах экономического мироустройства.
На общем тревожном фоне экономическую ситуацию в России можно расценивать как позитивную. Суммарный экономический рост за 2007 г. составит порядка 7,5% - 7,7%, что вполне приемлемо для страны, предпринимающей попытки смены сырьевой экономической модели на инновационную.
2008 год выдался для России заведомо более удачным, чем для большинства развитых стран. В 2007-м российская экономика продемонстрировала максимальные темпы роста за последние семь лет.
Рост ВВП по итогам года составит 7,5% - 7,7%, объем инвестиций вырос в среднем на 20%. Существенный прирост инвестиций объясняется значительным (порядка $80 млрд.) притоком иностранного капитала в российский бизнес6.
Промышленное производство в 2007 г. выросло на 6,3% - 6,5%, что обусловлено развитием обрабатывающих отраслей, ориентированных на инвестиционный и потребительский спрос. Не менее бурный рост на протяжении года имел место в пищевой промышленности, нефтехимии, производстве строительных материалов, автомобилестроении, трубной промышленности. Примечательно, что в 2007 г. никак не проявила себя основа российской экономики – нефтегазодобывающая промышленность. В «нефтянке» рост едва достиг 2%, тогда как добыча газа сократилась на 0,5%. Однако это сокращение роста практически не отразилось на потребительском секторе: розничная торговля в 2007 г. выросла на 14,5% - 15,0%, а реальные доходы населения – более чем на 12,0%7.
Одной из важнейших особенностей российской экономики в 2008 г. стал небывалый потребительский бум. Как уже отмечалось выше, розничные продажи по итогам года продемонстрировали рекордный рост, обусловленный значительным увеличением доходов населения. Основной причиной повышения доходов россиян, судя по всему, послужили массированные вливания нефтедолларов (повышение пенсий и зарплат), связанные с начавшимся выборным сезоном. Еще одним фактором роста потребления стала агрессивная экспансия банков на рынке потребительского кредитования. Это позволило повысить потребительскую активность в сфере рынка товаров длительного пользования. Необходимо отметить, что именно в этом аспекте кроется серьезная проблема, чреватая негативными экономическими последствиями. Основная часть растущего спроса на товары длительного пользования удовлетворяется за счет товаров импортного, а не отечественного производства. При этом размещение иностранными компаниями своих предприятий на территории России практически не меняет ситуации. В большинстве случаев это автоматизированные сборочные производства, которые дают незначительное (по сравнению с полным циклом) количество рабочих мест и налогов. При использовании такой схемы основная часть добавочной стоимости остается за пределами России. Однако иностранные компании крайне неохотно идут на размещение на российской территории производств полного цикла, поскольку это, с одной стороны, снижает их эффективность для российской экономики, а с другой – посредством явных конкурентных преимуществ препятствует развитию отечественного производства.
Последствия того, что основное обеспечение растущей потребительской активности в России взяли на себя иностранные компании, достаточно печальны. В 2008 г. импорт товаров увеличился более чем на 35%, тогда как экспорт (во многом из-за сокращения прироста нефтедобычи) – только на 15%. В результате, впервые в текущем десятилетии в России было зафиксировано сокращение профицита торгового баланса и счета текущих операций8.
Резюмируя
ситуацию, можно сказать, что за потребительским
бумом стоит привычная схема постепенного
«проедания» ресурсов, с тем лишь отличием,
что в 2007 г. темпы этого «проедания» значительно
возросли. Об этом говорит хотя бы тот
факт, что даже растущие объемы отечественного
товарного производства не в состоянии
переломить тенденцию к увеличению импорта
потребительских товаров.
Исходные данные задачи:
Стоимость основных производственных фондов на начало года (ОПФнг) = 15000 руб.
В течении года было введено (ОПФвв) = 5400 руб.
Списано с баланса предприятия (ОПФлик) = 2700 руб.
Определить: коэффициенты, характеризующие изменение структуру основных производственных фондов.
Решение:
Сначала рассчитаем коэффициент выбытия, по следующей формуле:
Итак, коэффициент выбытия равен:
Таким образом, данный коэффициент показывает, что 18% основных производственных фондов, имевшихся к началу отчетного периода, выбыли за отчетный период.
Далее рассчитаем стоимостной показатель прироста основных производственных фондов по следующей формуле:
Таким образом, в отчетном году произошел прирост основных производственных фондов на 2700 руб.
Рассчитаем коэффициент прироста основных производственных фондов по следующей формуле:
Итак, коэффициент прироста основных производственных фондов равен:
Информация о работе Общие черты и особенности народнохозяйственного комплекса Российской Федерации