Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 11:43, реферат
Вопросы народонаселения в целом, воспроизводства рабочей силы увлекают к себе растущее внимание специалистов, политиков и общественности. Причины этого заключаются в том, что демографическая ситуация, положение с использованием рабочей силы, складывающиеся в удельных странах и регионах, во многом влияют на состояние и перспективы их экономического и социального развития, на расстановку экономических и политических сил в региональном и мировом масштабе.
Введение…………………………………………………………………………3
Демографическое развитие мира………………………………………….4
Рост населения и экономический рост…………………………………..10
Демографическая политика………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………….…20
Список использованной литературы…………………………………………21
Таблица 5. Темпы роста населения и ВВП
|
Население |
ВВП
на
душу населения | ||||
1955-1970 | 1970-1980 | 1981-1990 | 1955-1970 | 1970-1980 | 1981-1990 | |
Развивающиеся страны | 2,2 | 2,2 | 2,1 | 3,1 | 3,1 | 1.0 |
слаборазвитые страны | 2,1 | 2.1 | 2,5 | 1,6 | 2,4 | -0,5 |
КНР | 2,0 | 1,8 | 1,5 | 1,6 | 2,4 | 3,9 |
Индия | 2,2 | 2,1 | - | 1,3 | 4,1 | - |
среднеразвитые страны | 2,4 | 2,4 | - | 3,5 | 3,1 | - |
Индустриальные страны | 1,1 | 0,8 | 0,6 | 3,6 | 2,4 | 2,3 |
Мир | 1,9 | 1,9 | 1,7 | 3,1 | 1,9 | 1,2 |
Социальную ситуацию осложняет быстрый процесс урбанизации. В промышленно развитых странах городское население удвоилось за 1950—1990 гг., достигнув 875 млн. человек, а в развивающихся странах оно увеличилось в четыре раза, превысив 1,6 млрд. человек. Большинство городов в Третьем мире стали центрами наиболее деградирующей нищеты с огромным количеством людей, существующих на грани выживания. По оценкам 1,2 млрд. людей, или почти 23% населения земли и 60% горожан живут в лачугах, часто сделанных из фанеры, пластика и других доступных материалов. Число домашних хозяйств, лишенных здоровой, чистой воды увеличилось с 138 млн. в 1970 г. до 215 млн. в 1988 г., а без соответствующих санитарных условий — с 98 млн. до 340 млн.
На изменение экономического роста и роста населения оказывают влияние многие факторы, в том числе общая экономическая обстановка. Не исключено, что долговой кризис оказал более серьезное влияние, чем рост населения, на развитие глобальной экономической системы, сдержав ее экономический рост, ограничив ее возможности ответить на вызов роста населения в развивающихся странах. Как отмечалось, в 80-е годы в развивающихся странах была низкой динамика ВВП на душу населения, но в 22 странах в 1965—1985 гг. она развивалась при уменьшении уровня рождаемости.
Сейчас соотношение между ростом ВВП и населением выступает как выбор между более высоким уровнем жизни и инвестициями в человеческий капитал. Население мира растет быстро, но мировой продукт увеличивается быстрее и показывает способность мирового общества развивать производительные силы. Рост населения не является проблемой, если экономические и социальные изменения происходят достаточно быстро, если обеспечивается необходимый технический прогресс. Но быстрый рост населения в последние десятилетия делает структурные изменения более трудными, что большей частью вызывается бедностью. Это требует целенаправленной политики правительств и мирового сообщества по повышению уровня экономического и социального развития, ликвидации дестабилизирующих разрывов между промышленно развитыми капиталистическими и развивающимися странами.
Трудности
в социально-экономическом
Значение демографической политики неодинаково для различных подсистем и стран в зависимости от уровня их экономического развития и этапа демографического перехода. В частности, в пятой части всех стран, где проживает 26% населения мира, полагают, что рост или естественное увеличение населения оказывает незначительное влияние на развитие страны и не требуется добиваться особый целей в этой сфере.
Демографическая политика оказывает влияние на две стороны репродуктивного поведения населения — на реализацию потребности в детях и на формирование потребности у личности и семьи в таком количестве детей, которое соответствовало бы интересам общества. Это достигается экономическими, административно-юридическими и социально-психологическими мерами. Характерной чертой этих мер является их долговременность в силу того, что демографическим процессам свойственна значительная инерционность, определяемая устойчивостью стандартов демографического поведения.
Демографическая политика развивающихся стран. Наиболее четко демографическая политика проявляется в развивающихся странах. Проблема эффективного управления демографическими процессами, и, прежде всего ростом населения, ставится там, в повестку дня даже в тех странах, где еще в 70-е годы к ним были равнодушны.
Подход многих правительств к развитию сильно изменился в 80-е годы в связи с переориентацией на рыночный путь развития. В 47 странах, где сосредоточено 83,5% населения Третьего мира, осуществляются меры, поощряющие снижения темпов воспроизводства населения (в начале 70-х годов в 31 стране с 74% населения). Они исходят из того, что демографическая политика выступает существенным элементом общего экономического развития, и поэтому нужно особое внимание уделять регулированию численности населения. При этом следует отметить, что правительства. Наименее развитых стран, представляющие 51% населения этой группы, не вмешиваются в демографические процессы, а в странах, где проживает 2,5% населения этой группы, политика преследует цели увеличения воспроизводства населения за счет сохранения высокой рождаемости и снижения смертности.
Политика по ограничению прироста населения чаще всего осуществляется в рамках «планирования семьи». Индия первой из развивающихся стран с 1951 г. стала включать в государственные пятилетние планы развития народного хозяйства задачи снижения уровня рождаемости. Предусматривается распространение модели двухдетной семьи. В 70-е годы данная политика приобрела острый социальный характер, когда широкое распространение получило проведение принудительных стерилизаций. Нарушения прав личности привели к изменению содержания политики в этой сфере жизнедеятельности. За прошедшие десятилетия демографическая политика достигла определенных результатов, хотя и не в таких масштабах, как планировалось, — прекращение роста населения к концу столетия. Население Индии в 1947 г. составляло 343 млн., а в 1995 г. превысило 900 млн. человек.
В Китае планирование семьи рассматривается как основополагающая политика. С 1981 г. в стране существует государственный комитет планирования рождаемости. Цель программ планирования семьи — отсрочка брака, увеличение интервалов между рождениями детей и особенно — поощрение однодетной семьи. Произошла резкая перемена в официальных воззрениях, разрыв с одной из кардинальных установок маоистской экономической стратегии, «много людей — хорошо решать дела».
Своеобразие демографической политики КНР заключается в относительно большой роли запретительных мер, в число которых входят административные и экономические санкции против многодетных, а затем и двухдетных семей. Противоречие демографической политики в КНР, также как и в Индии, заключается в том, что курс на однодетную семью не соответствует репродуктивным установкам более чем 700 млн. сельского населения, в основной массе ориентирующегося на не менее чем двух детей. Однако сейчас КНР по показателям воспроизводства населения ближе стоит к промышленно развитым, чем развивающимся странам. Ее политика явилась своего рода катализатором, ускорившим процесс демографического перехода в мире. Наряду с положительными результатами этой политики возникают и проблемы, в частности, — старение населения. В середине 70-х годов — КНР была одной из самых молодых по возрасту населения стран — средний возраст жителей не превышал 30 лет. Сейчас свыше 100 млн. человек старше 60 лет.
В целом программы планирования семьи, как показывает опыт отдельных стран, могут сыграть определенную роль в поддержании уровня жизни в развивающихся странах, но сами по себе они не могут сделать бедную страну богатой и даже не продвинут ее на несколько градусов по шкале развития.
На сдвиги в демографической политике развивающихся стран повлияло ухудшение их экономического положения. Это наглядно проявилось на конференции по народонаселению в Каире в сентябре 1994 г. В ее документах заложена концепция о том, что первопричиной сохраняющейся в развивающихся странах отсталости является быстрый прирост населения. Поэтому основные рекомендации сводились к средствам планирования семьи. Программа действии, одобренная в Каире, концептуально отличается от принятой в 1974 г. в Бухаресте. Тогда прирост населения определялся источником созидания и определяющим фактором человеческого прогресса утверждалось, что наиболее эффективным решением проблемы народонаселения выступает ускорение социально-экономического развития. Планирование населения может дать некоторые результаты лишь в плане такого развития. Программа действий признавала основное право человека «свободно и ответственно» выбирать число детей
Подобные отличные концептуальные подходы определяются не только экономическими причинами. Они связаны с коренными изменениями на международной арене. Нет больше социалистического содружества, и западные страны могут навязывать Третьему миру свое видение его проблем. Возможно, у них существует опасение, что со временем западная цивилизация с ее низкими темпами роста населения окажется слишком малочисленной, чтобы противостоять многочисленному Третьему миру. Беспрецедентный рост населения в развивающихся странах вызывает необходимость перераспределения дохода в мире. У промышленно развитых стран Запада нет желания увеличивать экономическую помощь, необходимую для содействия развитию периферийных стран.
Политика
развитых стран. Отношение в западных
странах к демографическим проблемам
определяется как эгалитаристское,
включающее соблюдение принципов демократии,
социальной справедливости и прав человека.
Они предполагают исключение репрессивных
мер, превосходство индивидуального решения.
Большинство промышленно развитых капиталистических
стран к низкой рождаемости относятся
неопределенно. Политика по увеличению
рождаемости отмечалась во Франции, Греции,
Люксембурге. Это не означает, что правительства
западных стран не имеют демографических
целей. Скорее всего, они не выражают их
в явном виде.
Заключение
Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом решающим образом зависит от трудовых ресурсов. Их качество имеет исторически конкретный характер и проявляется в виде определенно развитых свойств индивидов, которые отражают способность и готовность последних к той или иной конкретной деятельности. Они воплощаются в деятельностном, производительном потенциале. Производительный потенциал рабочей силы, помимо психологических, физических качеств и здоровья работников, включает ряд характеристик, определяющих уровень общего и специального образования, накопленный производственный опыт, общий культурный уровень развития, зависящий от всего комплекса жизненных условий. Они во многом определяются социально-экономическим уровнем развития подсистем мирового хозяйства и отдельных стран.
Каждая из характеристик важна сама по себе. В основе всех их лежат физические качества человека, определяющего его способность к труду. На процессы воспроизводства населения и качество рабочей силы в ряде стран, помимо недостаточности обеспечения продовольствием, стали оказывать влияние массовые инфекционные заболевания. Так, по оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, к концу века не менее 1/4 африканской рабочей силы будет заражено СПИДом. Эти страны не могут рассчитывать на полный трудовой вклад в течение трудового возраста зараженных людей. Более того, они отвлекают часть членов их семей на уход за ними.
Информация о работе Общие понятия демографии и проблемы динамики населения мира