Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 22:18, аттестационная работа
По мнению многих экспертов, рынок посуды в России сформировался, однако наблюдается следующая тенденция: дизайн становится приоритетным фактором при выборе посуды как в высшем ценовом сегменте, так и в среднем и низшем.
Фарфор является посудой, которую принято подавать только в особых, торжественных случаях. Тем не менее в последние годы ситуация меняется и покупатель хочет видеть ежедневно на своём столе красивую и изящную посуду, а для этого как нельзя лучше подойдет фарфор.
По мнению многих экспертов, рынок
посуды в России сформировался, однако
наблюдается следующая
Фарфор является посудой, которую принято
подавать только в особых, торжественных
случаях. Тем не менее в последние годы
ситуация меняется и покупатель хочет
видеть ежедневно на своём столе красивую
и изящную посуду, а для этого как нельзя
лучше подойдет фарфор.
На российском рынке посуды происходит
значительный сдвиг в потребительских
предпочтениях. Сегодня при совершении
покупки фарфора потребитель все чаще
придает значение качеству и тому, насколько
приобретаемые предметы смогут подходить
к более спокойному и приятному образу
жизни, он все чаще выбирает предметы в
классическом стиле, которые могли бы
надолго поселиться в его доме.
Столь высокий уровень посуды смогут обеспечить
только фирмы со сложившейся традицией
производства и, как правило, более чем
вековой историей. Правильно подобранный
сервиз должен вписываться в интерьер
и соответствовать настроению трапезы.
В зависимости от состава фарфоровой массы
и глазури получают твердый или мягкий
фарфор.
Твердый фарфор отличается крепостью,
хорошей сопротивляемостью высокой температуре
и кислотам. Знаменитая прозрачность в
сочетании с чистым колокольным звуком
является свойством именно твердого фарфора.
Этот вид фарфора называют мей-сенским.
Мягкий фарфор называют также художественным
или по способу его изготовления — фриттоеым
. По сравнению с твердым мягкий фарфор
прозрачнее, белый цвет иногда почти сливочного
тона, однако жароустойчивость мягкого
фарфора ниже. Мягкий фарфор в Европе был
изобретен почти на 200 лет раньше твердого.
Изобретенный во Флоренции, этот фарфор
часто называют фарфором Медичи. Фарфоровая
посуда отличается особым изяществом,
легкостью и прочностью. Фарфор может
длительное время сохранять тепло. При
легком ударе по краю фарфорового изделия
оно издает четкий продолжительный звук.
Существует также промежуточный вид фарфора,
называемый костяным. Это матово-прозрачный,
тонкий и прочный материал, представляющий
собой своего рода компромисс между твердым
и мягким фарфором. Его состав был открыт
в Англии, и там же почти 250 лет назад началось
его производство. Костяной фарфор выносливее
и тверже мягкого, менее проницаем, но
с довольно мягкой глазурью. Цвет костяного
фарфора не такой белый, как у твердого,
но белее, чем у мягкого.
За последние годы предложение на российском
рынке фарфора и керамики значительно
расширилось за счет массового прихода
китайских производителей. И в этом нет
ничего необычного: Китай — родина фарфора,
который издавна славится качеством и
изысканным дизайном посуды. Двести лет
китайские мастера держали производство
фарфора в тайне. Лишь в 1708 году Европа
открыла для себя фарфоровую посуду.
Ценность фарфора определяют следующие
факторы: материал, форма, декор и глазуровка.
Фарфор является видом керамики. Качество
фарфоровой массы в первую очередь зависит
от содержания каолина (белой глины, влияющей
на цвет изделия). Фарфор высокого качества
никогда не покрывают росписью целиком.
Белый цвет фарфора говорит о его высоком
качестве.
Под формой изделия понимается геометрическая
выверенность. Перевернутая вверх дном
тарелка или чашка должна прилегать к
поверхности стола по всей длине ободка
и не качаться.
По способу нанесения рисунка фарфор делится
на расписанный вручную (мануфактурный)
и деколь-ный. Мануфактурный фарфор существует
с XIV века, а в настоящее время изготавливается
только на заказ.
Емкость российского рынка посуды составляет
приблизительно 1/3 объема рынка товаров
для дома, ежегодно составляющее 1,6 1,8 млрд.
долл. США. Таким образом, на долю рынка
посуды приходится порядка 550-600 млн. долл.
США ежегодно, из которых около 360 млн.
долл. США приходится на столовую посуду.
Фарфоровый рынок посуды делится на три
ценовых сегмента: низкая, средняя и верхняя
категория цен. В нижнем ценовом сегменте
доминирует украинская и азиатская посуда.
Средний ценовой сегмент представлен
преимущественно посудой отечественного,
китайского производства, а также производства
Чехии. Верхний ценовой сегмент представлен
продукцией российских производителей,
а также посудой некоторых европейских
стан, в частности Германией, Великобританией.
Основным сырьем для производства российской
фарфоровой посуды является украинская
глина, которая не только дешевле глины
российских месторождений, но и имеет
высокое качество.
Фарфоровая посуда в России выпускается
на нескольких предприятиях. Ассортимент
фарфора, выпускаемого в России, превышает
2500 наименований. Однако лишь несколько
фарфоровых заводов в России составляют
гордость российского фарфора, имеют жесткий
контроль качества, обеспечивают отличную
плотность фарфора, создание оптимальной
толщины стенок фарфоровой посуды, постоянно
обновляют линейку продукции. Здесь выпускаются
качественные высокохудожественные изделия.
Фарфоровые заводы СССР и России неоднократно
завоевывали призы на международных выставках.
Основными производителями фарфоровой
посуды в России являются: ЗАО ПКФ «Кубаньфарфор»
ir. Краснодар), ЗАО «лонаковскии фарфоровый
завод» (Тверская обл.), ПК «Дулевский фарфор»
(Московская обл.), ЗАО «Богдановичский
фарфоровый завод» (Свердловская обл.),
ЗАО «Фарфор Вербилок» (Московская обл.),
АООТ «Пролетарий» (Новгородская обл.),
ОАО «Ломоносовский фарфоровый завод»
(Санкт-Петербург).
В условиях существующей ценовой и ассортиментной
конкуренции между основными игроками
рынка компании вырабатывают собственные
стратегии и определяют приоритеты. Оптовики
открывают собственные розничные магазины.
В настоящее время коллекционный фарфор
— самая сильная сторона отечественных
производителей. К тому же у российского
фарфора богатая и славная история. Свидетельство
тому — музейные коллекции. Цены на такие
коллекции определяются на крупнейших
мировых аукционах.
Одним из известных производителей элитной
фарфоровой посуды является «Императорский
фарфоровый завод» (бывший «Ломоносовский»),
который был основан в Санкт-Петербурге
в 1744 году. Этот завод стал первым в России
по производству фарфоровой посуды и третьим
— в Европе. В настоящее время предприятие
выпускает около четырех тысяч наименований
по форме и росписи. Продукция под маркой
«ЛФЗ» экспортируется в ряд стран: США,
Германию, Францию, Великобританию, Канаду,
Швецию, Норвегию, Японию и другие. Знаменитым
брендом «Императорского фарфорового
завода» является посуда с кобальтовой
сеткой.
Остальные российские производители фарфоровой
посуды в основном ориентированы на массового
потребителя и на ресторанный бизнес.
На рис. 1 представлена динамика производства
фарфоровой посуды за период 2001 —2010 годов.
Анализ рис. 1 показывает резкое падение
объемов производства фарфоровой посуды
в России за рассматриваемый период. В
2009 году по отношению к 2001 году спад производства
составил два раза. К сожалению, экономическое
положение предприятий по выпуску фарфора
очень тяжелое. Продукция отечественных
производителей представлена не столь
широко, как импортная. Тем не менее, стоимость
российской фарфоровой посуды увеличивается,
что связано с ростом цен на сырье, темпы
которого в последние годы увеличиваются
на 25—30%. Увеличение стоимости сырья, в
свою очередь, в значительной мере вызвано
инфляцией, ростом цен на энергоресурсы,
транспортные перевозки.
У экспертов имеются большие сомнения
в том, что благополучие отрасли будет
зависеть только лишь от роста производства
продукции, сбывать которую при наличии
жесткой конкуренции становится все труднее.
Примером может служить любой посудный
магазин, где российский фарфор почти
не виден, а на главных витринах располагается
посуда из Германии, Чехии, Польши и Англии.
На рис. 2 представлены доли основных федеральных
округов производителей фарфоровой посуды
за 2010 год.
На долю двух федеральных округов — крупнейших
производителей фарфоровой посуды (Центральный
— 41% и Уральский — 28%) в 2010 году приходится
около 70% от российского объема производства
фарфоровой посуды.
Рассмотрим внешнеэкономическую деятельность
на рынке фарфоровой посуды. Ежегодно
темпы роста объемов импорта фарфоровой
и керамической посуды в Россию составляют
порядка 20—30% . Доля импортной продукции
по отношению к фарфоровой продукции российского
производства составила в 2010 году примерно
50 на 50%. Имеется тенденция к росту импорта
фарфора на российском рынке, постепенному
сокращению российского производства
фарфора и замещению его импортной продукцией.
По оценкам специалистов, в Россию импортируется
на 25% больше фарфоровой посуды, чем экспортируется
из России.
В 2010 году посуду из фарфора поставляло
в Россию порядка 20 государств. Объем импорта
за 2010 год составил 31 392 тонны на сумму
42156,7 тыс. долларов.
Среди зарубежной фарфоровой посуды, представленной
на российском рынке, хотелось бы выделить
марки Seltmann, Kahla, Hutschenreuther, Lindler, Villeroy &
Boch производства Германии. Великобритания
импортирует в Россию фарфоровую посуду
под маркой «Spode». Сравнительно недорогим
при хорошем качестве остается чешский
фарфор, который поставляется в двух видах;
белая посуда без рисунка, украшенная
рельефным барочным орнаментом, и «цвибель»
— бело-синяя.
На рис. 3 представлены доли основных стран
— поставщиков фарфоровой посуды за 2010
год.
Крупнейшими поставщиками фарфоровой
посуды в Россию являются Китай и Украина,
доли которых в общем объеме импорта за
2008 год составили 43 и 38% соответственно.
Надо отметить, что в начале 1990-х годов
российский рынок достаточно легко заполнился
импортом из европейских стран, а вот китайская
посуда появилась на российском рынке
на 10 лет позже, но тем не менее, в полной
мере смогла изменить его структуру.
Таможенная политика, проводимая Россией
в отношении экспортных товаров, всячески
способствует выходу российских товаропроизводителей
на мировой рынок. Так, отменены экспортные
таможенные пошлины, а вывоз фарфоровых
изделий не ограничен лицензированием
и квотированием.
По экспорту российский фарфор поставлялся
в 2010 году в 18 государств. Объем экспорта
фарфоровой посуды за этот период составил
3043 тонны на сумму 6376,8 тыс. долларов.
На рис. 4 представлены доли основных стран
— экспортеров российской фарфоровой
посуды за 2010 год.
Анализ рис. 4 показывает, что основными
экспортерами российской фарфоровой посуды
являются преимущественно страны СНГ.
Российский потребитель при выборе фарфоровой
посуды ориентируется на следующие критерии:
цена, ассортимент, качество, дизайн. В
будущем, по прогнозам специалистов, российский
потребитель будет уделять еще большее
внимание дизайну посуды и концепции продаж.
Ориентируясь на западную моду, российский
потребитель отдает предпочтение качественным
сервизам классических форм, белому недекорированному
фарфору (или фарфору с золотой каймой),
часто предпочитает костяной фарфор, хотя
в большинстве случаев не имеет представления
о его отличиях от твердого настоящего
фарфора. Московские потребители больше
склонны к покупке белой посуды, часто
модных форм, в то время как потребители
из регионов предпочитают традиционные
декоры из цветов, кобальтовый декор. В
большинстве своем российские потребители
не склонны покупать посуду экстрамодных
форм и декоров в лаконичном современном
скандинавском стиле, отдавая предпочтение
классике. Как правило, российский потребитель
покупает сразу целый сервиз — обеденный
или чайно-столовый, не утруждая себя постепенной
покупкой предметов сервиза. Однако он
предпочел бы купить целый сервиз из предметов
по своему выбору, а не навязываемый набор.
Целевой потребитель фарфора высокого
ценового сегмента — человек среднего
возраста (30—45 лет) с хорошим достатком,
представитель верхней части среднего
класса и высшего класса, занимающий высокую
должность, амбициозный, интересующийся
культурой, семейный, он в курсе модных
тенденций, интересующийся дизайном собственного
дома, любитель классики. Такой потребитель
осведомлен о ведущих производителях
фарфора, особенно из Германии, в частности
он знаком с фарфором Meissen, Villeroy&Boch, Weimar.
Он предпочитает фарфор из Германии, Англии,
Японии, весьма скептически относится
к современному китайскому фарфору, а
также предпочитает качественный, но недорогой
фарфор. Фарфор российских производителей
(как правило, фарфор ЛФЗ) потребитель
предпочитает покупать в качестве подарка
иностранцу, а не для собственного употребления.
Все чаще в роли активного покупателя
выступает женщина.
Потребительские предпочтения керамической
и фарфоровой посуды в России характеризуются
рядом особенностей по отношению к Европе.
Одной из основных специфических черт
предпочтений российских потребителей
выступает потребность в высококачественной
посуде по умеренной цене. В связи с особенностями
спроса на керамическую и фарфоровую посуду
в России перед зарубежными поставщиками
встает задача создания адаптированной
продукции, обладающей оптимальным соотношением
цены и качества. Нахождение наилучшего
соотношения цены и качества продукции
весьма актуально и для российских производителей
в конкурентной борьбе с зарубежными компаниями.
С точки зрения маркетинга российский
рынок фарфоровой посуды находится на
начальном этапе развития. Лишь немногие
производители вкладывают дополнительные
средства в продвижение товара и обращают
серьезное внимание на брендинг. Конкуренция
в среднем ценовом сегменте среди российских
производителей фарфоровой посуды сводится
к конкуренции на ценовом уровне. Большинство
конечных потребителей посуды не знают
брендов и выбирают посуду исходя прежде
всего из цены и затем — из дизайна. Однако
при наличии усилий по брендингу со стороны
производителей ситуация может измениться
к лучшему и российский потребитель, как
и потребители других стран, будет совершать
покупки посуды на основе определенного
бренда.
Один из наиболее эффективных инструментов
маркетинга фарфоровой посуды — участие
в профессиональных выставках. Здесь есть
возможность представить преимущества
посуды перед аналогичными товарами других
производителей.
Перспективы рынка фарфора
Европейские тенденции продемонстрировали
наибольшее негативное влияние кризиса
на компании, предлагающие посуду средневысокого
и VIP-ценового сегмента. Продажи элитной
посуды значительно снизились. Компании,
предлагающие фарфор низкой ценовой категории,
оказываются в выигрыше. В настоящее время
покупатели все избирательнее подходят
к покупке, приобретая лишь необходимое,
вероятность спонтанной покупки практически
исчезла.
В ближайшем будущем, по мнению экспертов,
фарфоровая посуда останется лидером
рынка посуды. Потребители будут отдавать
предпочтение фарфоровой посуде, декоративный
фарфор (статуэтки, украшения, письменные
приборы и т.п.) будут покупать реже.