Оценка экологических последствий экономических решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:27, реферат

Описание

Проблема взаимодействия человеческой деятельности и окружающей природной среды извечна, она с разной степенью остроты существовала на всем протяжении жизни человечества. Ее решение должно состоять в поиске компромисса между экономикой и экологией, стремлении направить это взаимодействие в определенные рамки, позволяющие, с одной стороны, обеспечивать экономическое развитие, и с другой - сохранять окружающую среду.

Работа состоит из  1 файл

оценка экологических последствий экономических решений.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

Оценка  экологических последствий  экономических решений

     Проблема  взаимодействия человеческой деятельности и окружающей природной среды извечна, она с разной степенью остроты существовала на всем протяжении жизни человечества. Ее решение должно состоять в поиске компромисса между экономикой и экологией, стремлении направить это взаимодействие в определенные рамки, позволяющие, с одной стороны, обеспечивать экономическое развитие, и с другой - сохранять окружающую среду.

     Общую цель в области управления взаимодействием экономики и экологии можно сформулировать как предельно возможное сокращение влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды, как нахождение оптимума между экономикой и природой, обеспечивающего их непротиворечивое сосуществование.

     В соответствии с этим главная задача в сфере природопользования состоит в выработке системы инструментов, рычагов, методов, запретов, приоритетов; формировании механизма их реализации.

     Одним из методов оценки экологических  последствий экономических решений является экологический аудит.

  1. Экологический аудит

     Международная торговая палата определяет экологический аудит как инструмент управления, состоящий в систематизированной, документально подтвержденной, объективной оценке соответствия организационной системы управления и функционирования производственных процессов экологическим требованиям.

      В общем виде аудит (от англ. audit – проверка, ревизия) – это процесс получения и оценки объективных данных в соответствующей профессиональной деятельности, устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. Аудит имеет следующие преимущества по сравнению с обычным контролем: достоверность, независимость, объективность, повторяемость, понятность. Первоначально аудит использовался в сфере финансовой деятельности субъектов хозяйствования и представлял собой проверку аудиторской службой бухгалтерской отчетности и других документов финансово-хозяйственной деятельности компаний, предприятий, учреждений для установления их точности (правильности). Впоследствии процедуры аудита стали широко использоваться для совершенствования эффективности деятельности субъектов хозяйствования в других направлениях – аудит качества, энергетический аудит, экологический аудит и т. д.

      Оценка  предприятиями экологических аспектов деятельности стала активно применяться в США в 1970-х годах после принятия федерального закона о национальной политике в области окружающей среды, предусматривающего юридическую ответственность за нанесение ущерба природной среде. Поскольку по форме проведения процедура оценки напоминала финансовый аудит, она получила название экоаудита. В 1980-х годах экологический аудит вошел в практику индустриально развитых стран Европы, что обусловило принятие Евросоюзом специального «Постановления об экоаудите» (1993). К этой процедуре проявляют интерес многие международные организации. Так, Международная торговая палата начала использовать экоаудит в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контроля за производственной деятельностью  и соответствия стратегии компаний нормам экологического законодательства. К началу 1990- х годов экологический аудит взяли на вооружение коммерческие банки в целях минимизации рисков неплатежей по ссудам заемщиков и в процедурах выработки решений по финансированию компаний и фирм в зависимости от степени их экологической благонадежности.

      Первый  нормативный акт, касающийся экологического аудита в России, был принят в 1993 г. («Временное положение об экологическом  аудировании в транспортно-дорожном комплексе» от 06.07.93). Однако эта процедура еще не нашла отражения в законодательстве. Инициирование и проведение экоаудита в России в 1990-х годах были связаны преимущественно с деятельностью иностранных инвесторов, в частности, с созданием или покупкой ими предприятий, организацией совместных производств; кредитованием российских предприятий международными финансовыми институтами (кредиты и займы Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития и др.) и т. п. Аудит осуществлялся главным образом западными или совместными консалтинговыми фирмами. В 1996 г. экоаудит в России отнесен к лицензируемым видам деятельности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 168 от 26.02.1996 г. «Об утверждении положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды». В связи с этим особую актуальность приобретает разработка блока взаимосвязанных нормативных актов, регламентирующих эту процедуру.

      Объектом  экологического аудита могут выступать действующие и строящиеся предприятия и организации, деятельность которых оказывает или может оказывать воздействие на окружающую среду. Экоаудит нацелен на выявление существующих или потенциальных проблем, связанных с воздействием хозяйствующих субъектов на окружающую среду, и выработку мер по их решению. Экологический аудит может быть использован:

  • для проверки соблюдения природоохранного законодательства;
  • для оценки эффективности функционирования систем управления окружающей средой;
  • при оценке финансовых рисков инвестирования проектов финансовыми структурами, акционирования, заключения договоров, долгосрочной аренды  и договоров страхования ответственности за причинение убытков, вызванных загрязнением окружающей среды;
  • при реализации процедуры объявления банкротства;
  • при оценке экологического ущерба в целях экологического страхования и в процессе смены собственника для определения ответственности за прошлый экологический ущерб;
  • при проверке соблюдения лицензиатом установленных экологических требований, лицензионных соглашений;
  • при приватизации и продаже недвижимости;
  • для проверки соответствия установленным требованиям в процессе сертификации и т. д.

      Осуществление экологического аудита – экологическое  аудирование – может быть добровольным и обязательным. Обязательный аудит проводится для организаций и видов деятельности (например, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду или в качестве залога при ипотеке и пр.), перечень которых утверждается специально уполномоченным органом по экологическому аудиту, а также может инициироваться специально уполномоченными государственными органами при урегулировании исков к нарушителям природоохранного законодательства. Добровольный (инициативный) экоаудит проводится исключительно по инициативе хозяйствующего субъекта в процессе создания и внедрения системы управления окружающей средой, контроле за эффективностью ее функционирования. В зависимости от того, кто проводит аудирование, различают внутреннее (проводится аудиторами из числа работников предприятия) и внешнее (проводится независимой командой аудиторов). Обязательное аудирование может быть только внешним. Внутренний экоаудит является важным инструментом, обеспечивающим функционирование системы управления окружающей средой в организации, однако при его проведении проблематично обеспечить объективность.

      В процедуре экоаудита участвуют  три стороны: инициатор (клиент, заказчик), аудитор (аудиторская фирма), проверяемый объект. В практике экологического аудирования используются методы анкетирования, материальных балансов, картографический, технических расчетов. Основными этапами проведения экоаудита являются:

  • проверка первичной документации, журналов регистрации и других материалов, отражающих показатели природоохранной деятельности;
  • сбор информации в соответствии с целями аудита об уровне экологической опасности объекта (включая собеседование с персоналом);
  • визуальное обследование объекта, его инспекция, посещение подразделений, проверка состояния и эксплуатации технических средств;
  • инструментальный анализ параметров окружающей среды и факторов негативного воздействия;
  • выработка рекомендаций по результатам аудита, составление отчета с выводами и рекомендациями заказчику, предложениями по устранению выявленных проблем.

      Опыт  проведения экоаудита свидетельствует о возможностях эффективного использования его результатов, которые позволяют:

  • идентифицировать не учтенные ранее источники воздействия на окружающую среду;
  • оптимизировать потребление природных ресурсов;
  • обосновать целесообразность проведения дополнительных изысканий и НИОКР;
  • выявить возможности производства дополнительной продукции, услуг, использования вторичного сырья, экономии энергетических ресурсов;
  • обосновать альтернативные варианты внедрения новой техники, природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий;
  • определить вероятные (дополнительные) источники финансирования экологической деятельности;
  • уменьшить или исключить вообще риски штрафных санкций в возмещение ущерба и эколого-экономической ответственности;
  • определить дополнительные затраты на развитие системы мониторинга и производственного контроля;
  • сократить производственные затраты и добиться прироста прибыли за счет появления дополнительной продукции и др.

     2. Методика оценки  экологической состоятельности  промышленных предприятий.

       Оценка экологической состоятельности промышленных предприятий (оценка эффективности систем производственного экологического управления и менеджмента) может быть осуществлена посредством использования методики, разработанной с учетом требований и рекомендаций международного стандарта ISO 14001. Такая методика состоит из пяти этапов:

     1. Оценка соответствия  требованиям экологического  законодательства.

       Данная оценка может носить  формальный характер и проводится  обычно несколькими способами: 

     Первый  способ предусматривает получение подтверждений or всех государственных кошролирующих организаций о том, что деятельность данного предприятия соответствует требованиям законодательства. Такое подтверждение может быть получено на предварительном этапе при сборе всех необходимых материалов для проведения оценки эффективности системы экологического менеджмента.

     Второй  способ состоит в получении общего заключения о выполнении государственных экологических требований. Выдачу заключения осуществляют государственные органы по охране природы на основе выполнения предприятиями определенных требований.

     Третий  способ подтверждения соответствия всем законодательным требованиям может проводиться методом от противного, т.е. путем получения соответствующих данных, характеризующих отсутствие сверхлимитных сбросов и выбросов, правильность хранения отходов на промплощадке; наличие всей необходимой документации по воздействию на окружающую среду; наличие всех необходимых лицензий на комплексное природопользование, наличие разрешений на выброс и сброс загрязняющих веществ; наличие справок о платежах, наличие разработанной и утвержденной документации (такой как, например: проекты нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов, проекты лимитов размещения отходов и др.); наличие порядка на промышленной площадке и т.д.

     Если  выполнение требований экологического законодательства подтверждено одним из вышеперечисленных способов, то по первому этапу оценки эффективности системы экологического менеджмента делается положительное заключение.

     2. Оценка соответствия общим формальным требованиям стандарта ISO 14001.  К числу соответствующих требований относятся:

     наличие экологической политики, которая  доведена до сведения населения и  общественности;

     наличие экологических целей и задач;

     наличие руководства и программы по системе экологического менеджмента;

     четкое  распределение обязанностей персонала, включая его обучение;

     проведение  предварительного аудита (обзора) для  определения экологических аспектов существующей деятельности предприятия;

Информация о работе Оценка экологических последствий экономических решений