Ограниченность ресурсов и проблемы их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:42, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть проблему ограниченности ресурсов и их эффективного использования.
Объектом исследования данной курсовой работы является ограниченность ресурсов.
Предметом исследования – будет эффективное использование ограниченных ресурсов.
В первой главе курсовой рассматривается сущность ограниченных ресурсов, понятие, в чем их сущность, строение и структура. Во второй – проблемы использования ограниченных ресурсов. В третьей части раскрывается эффективное использование ограниченных ресурсов в РФ и РТ.

Содержание

Введение…………………………………………….……..3
Основная часть
Сущность ограниченных ресурсов…………..……5
Проблемы использования ограниченных
ресурсов..……………………………………………..11
Эффективное использование ограниченных
ресурсов в РФ и РТ……………………………………18
Заключение………………………………………………...27
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

курсовая Ограниченность ресурсов.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)

    Наша  экономика сталкивается с необходимым выбором между альтернативами? Общий объем имеющихся ресурсов ограничен. Следовательно, ограниченна и способность нашей экономики производить промышленные товары. Ограниченность ресурсов означает ограниченность выпуска. Поскольку ресурсы ограниченны и применяются целиком, всякое увеличение производства  одних промышленных товаров потребует переключения части ресурсов с производства других. [8]

    Мы  подчеркивали, что ресурсы редки  относительно фактически безграничных потребностей, для удовлетворения которых эти ресурсы могут быть использованы. Поэтому приходится делать выбор между альтернативным их применением. Конкретно, большее количество Х товара означает меньшее количество Y товара. [6]

    Признании постоянства, или неизменности, технологии. Как свидетельствуют факты, техника, и технология существенно прогрессировали в течение длительного периода. Что влечет за собой технический прогресс? Новые и лучшего качества товары, а также совершенствование способов производства этих товаров. Пока что будем считать, что технический прогресс влечет за собой лишь совершенствование средств производства — создание более эффективных машин и оборудования. Повышая эффективность производства, технический прогресс позволяет обществу производить больше товаров из неизменного количества ресурсов. [9]

3. Эффективное использование ограниченных ресурсов

в РФ и РТ 

    Насколько же эффективно в интересах общества используются недра, провозглашенные  государственной собственностью. Под  эффективностью понимается результативность процесса, определяемая как отношение результата к затратам. Под эффективностью ограниченных ресурсов понимается хорошая разведка и стабилизация добычи ресурсов, рациональное использование материально-сырьевой базы, федеральные и региональные налоги, законодательная база.

    Эксперты  признают: Россия занимает ведущее место в мире по общим запасам минеральных ресурсов. Более того, минерально-сырьевой комплекс составляет основу российский экономики. Официальная статистика свидетельствует: за счет доходов от использования минерально-сырьевой базы формируется более 40% федерального бюджета; они же дают до 80% всех валютных поступлений.[13]

    Приоритеты  в нашей стране отданы разведке и  добыче именно углеводородного сырья, ведь оно продолжает оставаться главным богатством страны. Доступ к недрам имеют те, кто на конкурсной основе получил лицензии. Сегодня их выдано очень много, например, в Самарской губернии около 700, в том числе на эксплуатацию месторождений строительного песка, подземных вод, горючего сланца, камня, кирпично-черепичной глины и т.д.

    Главные условия – соблюдение сроков ввода  месторождения в промышленную эксплуатацию и объемов добычи. Механизм заключения лицензионных соглашений предусматривает принцип «двух ключей», находящихся в разных руках. В подготовке конкурсов участвуют две организации: управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России и администрация районов или областей. Ни одна из сторон не может организовывать конкурс без участия другой.

    Недра у нас никто не приватизировал. Государство выдает лицензию на разработку месторождения в течение 20-25 лет. Но вопрос о разделе добытой продукции, о стоимости услуг частных  добывающих компаний по извлечению природных  ресурсов не решен. Замалчивается вопрос о собственности на производственную и транспортную инфраструктуры после возмещения из выручки затрат на их создание. Только закон «О соглашении о разделе продукции» четко указывает, что собственником в этом случае становится государство. [22]

    Минуло 60 лет с тех пор, как в Республике Татарстан стала добываться нефть. На основе добываемого наряду с нефтью и попутного нефтяного газа были созданы химическая и нефтехимическая промышленности в г. Казани и Нижнекамске, которые наряду с нефтяной промышленностью составляют основу экономики республики. Еще недавно у нас в республике ежегодно добывалось более 100 млн. тонн нефти и с конца 60-х до конца 70-х годов Татарстан был в бывшем СССР крупнейшим производителем нефти. В дальнейшем с началом бурного развития нефтедобывающей промышленности в Западной Сибири эта доля стала снижаться. Однако в связи с тем, что наши основные месторождения вступили в стадию поздней степени разработки, объемы добычи нефти продолжают снижаться.[23]

     Исходя  из анализа динамики нефтедобычи  в мировой практике, после достигнутого максимального уровня ее добычи отмечается резкий спад. Это происходит из-за того, что основные наиболее крупные месторождения нефти, обеспечившие достигнутые уровни добычи, постепенно истощались, а запасы по вновь открываемым небольшим залежам не восполняли объемы извлекаемой нефти. Кроме того, спад усугубляется ростом доли в общем объеме добычи  трудноизвлекаемой  нефти, добыча которой из недр требует применения новых дорогостоящих технологий. При этом значительно снижается экономическая эффективность ее добычи.[21]

     Для того чтобы стабилизировать добычу нефти и создать предпосылки  ее роста, требуется резко увеличить  ресурсно-сырьевую базу путем открытия новых месторождений с запасами, превышающими объемы нефтеизвлечения. [21]

    Главным вопросом это то, на сколько лет хватит легко извлекаемых запасов энергетических ресурсов? Ответа на это вопрос нет, предполагается, что 10 лет мы сможем пользоваться разработанными запасами. Например, в Самарской губернии суммарный объем разведанных запасов промышленной категории – т.е. тех,  которые изучены и готовы к добыче, - составляет около 300 млн. тонн. По расчетам около 500 млн. тонн нефти – это прогнозные ресурсы, часть из которых может стать промышленными запасами. Сегодня объемы нефтедобычи составляют в губернии 12-12,5 млн. тонн  в год. Промышленные запасы можно увеличить, если усиливать поисковые работы.

    Россия  по-прежнему остается одним из крупнейших в мире центров производства и потребления сырья. В связи  с этим необходимо рассмотреть возможную стратегию использования страной своей минерально-сырьевой базы. Как известно, по запасам основных видов сырья Россия занимает первое или одно из первых мест в мире. Но   экстенсивное развитие горнодобывающего комплекса в течение нескольких последних десятилетий привело к ускоренному росту затрат, вызванному истощением наиболее богатых и удобно расположенных месторождений. Освоение объектов со значительно более высокими затратами заставляет привлекать в данную сферу все большую часть производственных ресурсов, и это является одной из главных причин тяжелейших структурных диспропорций нашей экономики.

    Главным в направлении  нашей стратегии  в области использования минеральных  ресурсов можно считать сокращение производства сырья и топлива в результате  уменьшения масштабов производственной деятельности. Эта цель достигнута после структурной перестройки экономики России, а именно, в результате:

    - прекращения производства промежуточной  продукции, не пользующейся реальным спросом (по разным оценкам – 25-40%), закрытия и перепрофилирования выпускающих ее предприятий, что должно снизить потребность в сырье и энергии;

    -  дифференцированного лицензирования  объектов минерально-сырьевой базы  исходя из критериев индивидуальных  затрат, внутренней потребности,  экспортной конъюнктуры.

    Нынешнее  состояние сырьевой базы нефтедобывающей промышленности России крайне неудовлетворительное: в стране добываемой нефти больше, чем вводится в эксплуатацию ее новых запасов.  Так, в 2005 г. при годовой добыче нефти и газового конденсата в объеме 470,2 млн. тонн прирост запасов составил всего 51% ее величины. Это свидетельствует о нестабильном развитии нефтяного рынка страны. [19]

    Чтобы нефтяная отрасль могла служить  «локомотивом» роста отечественной  экономики, необходимо обеспечит должное воспроизводство минерально-сырьевой базы. По нашим расчетам, годовые расходы лишь на ее простое воспроизводство только по одной нефти должны быть не менее 50млрд. рублей, или 3,0% получаемой нефтяной ренты. Это даже ниже критерия бюджетных расходов, сложившегося в мировой практике и подтвержденного Бюджетным посланием Президента РФ на 2006 год, согласно которому темпы роста непроцентных расходов бюджета  должны примерно соответствовать годовым темпам роста экономики. Если последние установлены в размере 6%, то бюджетные расходы на воспроизводство сырьевой базы только по одной нефти не могут быть менее 100 млрд. рублей в год, а это равно примерно 5,7% всей нефтяной ренты, поступившей в федеральный бюджет в 2005г. [19]

      Процесс истощения природных  ресурсов наиболее наглядно проявляется в истощении полезных ископаемых. Причем не только сокращается физический объем доступных для эксплуатации запасов, но и ухудшается условия эксплуатации месторождений.

    По  различным причинам нефтедобывающая  и газодобывающая отрасли России оказались на пороге кризисной ситуации, проявляющейся в неспособности поддерживать рост производства в среднесрочной перспективе. Эта проблема – один из наиболее серьезных вызовов энергетической политики  на ближайший период. Причины вероятного кризиса для нефте - и газодобычи различны, однако страна имеет шанс в ближайшее время столкнуться с перспективой окончания роста добычи нефти и газа или даже с падением объемов добычи.

    Наиболее  драматический характер производственный кризис носит в газовом секторе. Фундаментальной причиной снижения добычи продолжает оставаться проблема падения газодобычи на крупнейших месторождениях Надым-Пур-Тазовского района – Уренгойском, Ямбургском, Медвежьем. Степень  выработанности Урейнгойского месторождения составляет 75%,  Ямбургского – 60%, Медвежьего – 85%.

    Россия  занимает пятое место в мире (после  Китая, США, Индии и Австралии) по добыче угля. В нашей стране – это самый распространенный и доступный вид топлива. Его запасов, по оценкам специалистов, намного превышают нефть и газ, и при существующих темпах добычи угля хватит на сотни лет.

    Сейчас  вся угольная промышленность России принадлежит частному капиталу и поделена между 65 компаниями. Возрастает значение энергетического угля вследствие удорожания нефти и газа.

    По  мнению специалистов, структура баланса, при которой потребление газа превышает уголь, совсем не выгодна России. Ведь его запасы намного меньше запасов угля, да и мировой спрос на газ увеличивается более высокими темпами. Кроме того, находящиеся в эксплуатации газовые месторождения в значительной степени выработаны, а низкие внутренние  цены на газовое топливо не способны обеспечивать в достаточном объеме воспроизводство мощностей по добыче газа.

    В современной практике существует достаточно развитая система федеральных налогов на природные ресурсы. Основными задачами в области ее преобразования являются упорядочение системы федеральных налогов и увеличение их уровня.  В ближайшие годы целесообразно сконцентрироваться на развитии налогов типа роялти (налоги, взимаемые с единицы добываемого сырья), которые могли бы заменить существующие акцизы, а также на воссоздании системы отчислений на воспроизводство природно-ресурсного потенциала (включая минерально-сырьевой сектор, водное и лесное хозяйство).

    Наряду  с федеральными должны получить развитие региональные налоги, перераспределяющие рентные доходы от эксплуатации природных ресурсов. Система региональных налогов на природные ресурсы в России совсем не развита, поэтому ее создание потребует значительных усилий. Важность сочетания региональных и федеральных налогов определяется тем, что на этой основе можно достичь компромисса между федеральной властью и субъектами федерации по поводу использования природных ресурсов.

    В бывшем СССР существовала четкая система разведки и оценки прогнозных ресурсов нефти и газа. С переходом на рыночную экономику эта система бала предана забвенью. Единственный регион, который её сохранил Татарстан. В связи с этим темпы падения добычи нефти не были такими значительными. Имеющиеся в настоящее время «разведанные запасы нефти гарантируют ежегодную её добычу на уровне 30 млн.т. ещё как минимум на 30 лет». [23]

    Сложившая ситуация в недропользовании свидетельствует  об отсутствии стратегии. Прежде всего, ни одно государство, являясь собственником  недр, не передает в разработку все имеющиеся месторождения – большая часть их находится в стратегическом резерве. В России более 80% доказанных, то есть поставленных на учет в Росгеолфонде, запасов уже распределено. Оставшиеся – или мелкие, или находящиеся в новых газонефтяных провинциях Восточной Сибири и Дальнего Востока, на шельфе Европейского Севера и Карелии. На создание инфраструктуры для их освоения требуется громадные вложения.

Информация о работе Ограниченность ресурсов и проблемы их использования