Таким образом, в России с
формально-юридической точки зрения
не может быть никаких суверенных
политико-территориальных единиц, даже
если они называются республиками
(государствами) (ч.1, ст.5 Конституции РФ).
Кроме того, на конституционном совещании
в октябре 1995 года подчеркивалось, что
Конституция Российской Федерации не
зафиксировала «суверенитет республик»
(о суверенитете других субъектов Российской
Федерации речь не шла) и это означает
окончательное отрицание идеи о наличие
внутри федеративного государства других
суверенных государств2 (т.е. государств).
Следовательно, суверенной является
только Россия, а состовляющие ее
территориальные субъекты имеют лишь
комплекс исключительных полномочий,
в пределах которых они самостоятельны.
Следует отметить, что изложенное
выше представление о сути
суверенитета Российской Федерации
в основном опирается на конституционные
нормы. Но, как об этом свидетельствует
практика, у данного вопроса есть
и другая – фактическая сторона;
как уже отмечалось выше в
виде «парада суверенитетов»
отдельных субъектов Российской
Федерации. Первой республикой,
провозгласившей о своем суверенитете
уже через неделю после принятия
Декларации «О государственном
суверенитете РСФСР» в 1990 году
была Северо-Осетинская АССР. После
президентского заявления о том,
что «субъекты федерации могут
брать себе столько суверенитета
сколько могут», «джин суверенизации уже
был выпущен из бутылки», и соответственно
субъекты начали «более настойчиво добиваться
своей доли льгот у Центра»3. Практически
все республики в составе РФ (за исключением
некоторых) приняли декларации о государственном
суверенитете и устанавливающие суверенный
статус конституционные нормы, юридическая
сила которых закреплялась на Федеральном
уровне Федеративным договором. Конституция
РФ 1993 года, хотя ничего не говорит о суверенитете
республик, но в ч.2 ст.5 определяет их
«государствами». Следовательно зафиксированный
в Федеративном договоре «республиканский
суверенитет» не противоречит ст.5 Конституции
РФ, однако находится в прямом противоречии
со ст.4 Конституции РФ.
Объективной причиной данного
конституционного «противоречия»
стало в основном социально-экономическое
и особенно политическое положение
конца 90-х годов, в соответствии
с чем в жертву достижению «неотложных»
политических целей – спасению государственного
единства – были принесены четкость и
определенность конституционных положений.
Однако, суверенность Российской
Федерации не вызывает сомнения,
и не только на основании
ст.4 Конституции РФ. Надо учитывать
и содержание ч.1 ст.65 Конституции
РФ, согласно которой субъекты Российской
Федерации находятся в составе Российской
Федерации и не составляют или объединяются
в федерацию. К этому стоит добавить и
зафиксированный в ч.1 и 4 ст.5 Конституции
РФ принцип равноправия всех видов субъектов
РФ, а также общее содержание (дух) федеральной
Конституции РФ. Кроме того, следует учесть
и то, что большинство республик, по их
Основным Законам, определяются (хотя
и суверенными государствами) но в составе
Российской Федерации (кроме Татарстана
и Чечни).
Одностороннее принятие отдельными
субъектами Российской Федерации
деклараций о своем государственном
суверенитете не приводит к
возникновению каких-либо конституционно-правовых
и международно-правовых результатов.
Данное само собой не рождает
факт наличия суверенитета: реально,
ни Татарстан, ни Чечня не
являются суверенными государствами
(и вообще государствами) –
никто не признавал их государственного
суверенитета.
Согласно п.3 ст.4 Конституции РФ
Российская Федерация как суверенное
государство гарантирует обеспечение
целостности и неприкосновенности
своей территории.
Территориальная целостность и
неприкосновенность территории
России обеспечивается Вооруженными
Силами Российской Федерации,
задачей которых является оборона
страны от возможной внешней
агрессии, защита суверенитета государства.
В данном случае следует
отметить тот факт, что после
распада СССР, произошли значительные
изменения в системе вооруженных
сил. Создание суверенных государств,
составлявших ранее единое союзное государство
привело практически к разрушению Вооруженных
Сил Российской Федерации, в результате
чего значительно ослабла военная защита
государственного суверенитета России.
Сложилась
парадоксальная ситуация: государства,
входившие в состав великой
Федерации, абсолютно надежно
защищавшей их государственную
независимость, в результате борьбы
за создание своего собственного
суверенитета вне этой Федерации
оказались совершенно безоружными,
неспособными защитить свой государственный
суверенитет в случае агрессии
против каждого из них.
Вся система военных округов,
создававшихся не по количеству
союзных республик, а по стратегическим
направлениям с учетом территориального
начала, обеспечивающего мобилизационные
возможности, была полностью разрушена.
А ведь именно военные округа
являлись надежной основой обороны
всей страны. Семь военных округов,
в том числе три на Украине,
по одному в Белоруссии, Прибалтике,
Закавказье и Средней Азии, с
распадом СССР одновременно прекратили
свое существование. Вместе с
потерей Прибалтийского военного
округа были утрачены и базы
Балтийского флота.
Основу основ обороны составляли
Ракетные войска стратегического
назначения (РВСН). В результате распада
СССР ракетные соединения и
части оказались на территории
четырех республик: России, Украины,
Белоруссии и Казахстана. Как
заявил на процессе по "делу
ГКЧП" бывший министр обороны
СССР маршал Советского Союза
Д. Язов ", нарушилось централизованное
управление войсками, практически
вся система командных пунктов
перестала действовать. Средства
разведки и дальнего обнаружения
также оказались разобщенными".
Даже ракетные армии оказались
разделенными - в России и Казахстане.
Разобщение распространилось и
на все сопутствующие ракетным
войскам службы. Все это "практически
делало РВСН или мало, или почти
неспособными нанести ответно
- встречный удар. Гарантированность
терялась".…