Олигополизация и рост производительности в мире и в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 22:07, курсовая работа

Описание

Можно выделить следующие черты олигополистических рынков:
1.Всего несколько фирм снабжают весь рынок. Продукт может быть как дифференцированным, так и стандартизированным.
2.По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями. Следовательно, некоторые фирмы на рынке способны влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.
3.Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость.

Содержание

Введение 3
1.Основные черты олигополии 4
2.Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах 6
-Модель Курно
-Равновесие Курно
-Математическая теория игр
3.Виды олигополистического рынка 12
-Нескоординированная
-Картель
-Картелеподобная
4. Различия в последствиях разных видов олигополия 24
5. Олигополизация и рост производительности в мире и в России 25
6.Российская практика 27
7. Заключение 28
8. Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Олигополия курсовая.docx

— 105.54 Кб (Скачать документ)

Введение                                                                                                      3

1.Основные черты олигополии                                                                 4

2.Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах         6

       -Модель  Курно

       -Равновесие  Курно

       -Математическая  теория игр

3.Виды олигополистического рынка                                                       12

        -Нескоординированная 

         -Картель

         -Картелеподобная

4. Различия в последствиях разных видов олигополия                         24

5. Олигополизация и рост производительности в мире и в России     25

6.Российская практика                                                                              27

7. Заключение                                                                                            28

8. Список использованной  литературы                                                   29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень  немного продавцов, а появление  новых продавцов затруднено или  невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими  фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным. 
Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. 
На олигополистических ранках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом количестве товара. Продавцы на олигополистическом рынке знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемый объем продаж, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию со стороны других фирм. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которую отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках. 
Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые существуют для монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных издержках, чем были бы у множества фирм. 
Можно выделить следующие черты олигополистических рынков: 
1.Всего несколько фирм снабжают весь рынок. Продукт может быть как дифференцированным, так и стандартизированным. 
2.По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями. Следовательно, некоторые фирмы на рынке способны влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке. 
3.Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость.  
Нет единой модели олигополии, хотя разработан целый ряд моделей

 

 

 

1. Основные черты олигополии.

Отталкиваясь от основных классифицирующих признаков рыночных структур, можно выявить отличительные черты олигополии:

  1. В отрасли находиться несколько соперничающих фирм
  2. Кривая спроса каждой фирмы имеет «падающий» характер, поэтому отрасль не может считаться совершенно конкурентной
  3. В отрасли находиться хотя бы одна крупная фирма, которая считает, что ее действия  не останутся без ответной реакции со стороны конкурентов, следовательно это рыночная структура отличается от монополистической конкуренции.

Наиболее заметная черта  олигополии состоит в немногочисленности действующих фирм на рынке. Не следует  впрочем думать, что компании можно  в буквальном смысле пересчитать  по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической  конкуренции , наряду с крупными часто  действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится большая часть суммарного оборота  отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

 Формально  к олигополистическим  обычно относят те отрасли  , относят те отрасли, где несколько  крупнейших фирм (в разных странах  за точку отсчета берут от 3 до 8) производят более половины  всей выпускаемой продукции. Если  же концентрация производства  оказывается ниже, то отрасль  считают действующей в условиях  монополистической конкуренции.

  Например в автомобильной  промышленности США доминируют  три фирмы – Форд, Дженерал  моторс и Даймлер-Крайслер, в то  же время 10-15 заправочных станций  могут поделить рынок  в  среднем городе.

   Главная же сложность  в исследовании олигополистического  рынка состоит в том, что  фирма-олигополист, располагая возможностью  менять цены своего товара («падающая»  кривая спроса отражает наличие  монопольной власти) обязана при  этом учитывать реакцию других  фирм-конкурентов. Например, если  фирма «Бетта» действует на  эластичном участке кривой спроса, то, понизив цену товара, она в  состоянии  расширить продажу,  увеличить выручку и добиться  экономической прибыли. Но подобные  действия «Бетты» могут вызвать  контрдействия соперничающих фирм: не желая терять рынки сбыта,  они так же снизят цены в  результате чего она может  не получить ожидаемых товаров. Это приведет к тому, что характеристики спроса на товар «Бетта» изменятся в результате чего она может не получить ожидаемой выгоды. В свою очередь соперничающие фирмы принимая решения об ответных мерах, должны учитывать возможную реакцию на это фирмы «Бетта», а ее реакция определяется потенциальным ответом остальных фирм, и т.д. Следовательно, для определения объемов выпуска товара и установление его цены фирма-олигополист помимо сведений о спросе на товар и издержках производства, обязана учитывать и неподдающийся детерминации дополнительный фактор- ответную реакцию конкурентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Поведение фирмы  в краткосрочном и долгосрочном  периодах

-Субъективный фактор-политика  конкурентов:

При определении рыночного  поведения олигополиста огромную роль играет субъективный фактор- характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами в этом состоит  уникальная особенность олигополии. При всех других типах рынков значение субъективной политики фирм-конкурентов  невелико. В условиях совершенной  и отчасти монополистической  конкуренции на рынке действует  такое множество фирм, что особенности  поведения каждой из фирм-конкурентов  не поддается учету. А при монополии  конкурентов вообще нет. И только на олигополистическом рынке решение  каждого из немногочисленного круга  фирм-олигополистов непосредственно  сказывается на всех остальных его  участниках и на отрасли в целом.

Лучше понять поведения фирмы  на олигополистическом рынке позволяет  дуополия, т.е.  простейшей олигополистической ситуации, когда на рынке действуют  только две конкурирующие между  собой фирмы.  Главная особенность  моделей дуополии состоит в том, что выручка и, следовательно, прибыль, которую получит фирма, зависит  не только от ее решений, но и от решений  фирмы конкурента, так же заинтересованной в максимизации своей прибыли. Процесс  принятия решений на олигополистическом рынке напоминает анализ отложенной шахматной партии, где игрок ищет самые сильные ответы на возможные  варианты хода своего противника.

МОДЕЛЬ КУРНО 

Существует множество  моделей олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной, тем не менее общую логику фирм на рынке они объясняют. Первая модель олигополии была предложена французским  экономистом Огюстеном Курно  еще в 1838 г.

Модель Курно анализирует  поведение фирмы-дуополиста исходя из допущения, что ей известен объем  выпуска продукции, который ее единственный конкурент уже выбрал для себя. Задача фирмы состоит в том, что  бы определить свой собственный размер производства, сообразуясь с решением конкурента как с данностью. На рисунке 1 показано каким было бы поведение  фирмы в таких условиях.

Рис. 1 Поведение фирмы-дуополиста в краткосрочном периоде

 

Краткосрочный период

Чтобы не усложнять график, мы сделали два дополнительных упрощения. Во-первых приняли, что оба дуополиста –совершенно одинаковые, ничем не отличающиеся компании. Во-вторых, допустили, что предельные издержки обеих фирм постоянны: кривая МС идет строго горизонтально.

Допустим вначале, что  фирма №1 твердо известно, что конкурент  не собирается вообще ничего выпускать. В этом случае фирма № 1 фактически является монополией. Кривая спроса на ее продукцию (D0) поэтому совпадает с кривой спроса всей отрасли. Соответственно кривая предельного дохода займет некоторое положение (MR0). Пользуясь обычным правилом равенства предельного дохода и предельных издержек MC= MR, фирма № 1 установит оптимальный для себя объем производства ( в изображенном на графике случае-50 ед.)

А если фирма № 1 станет известно, что ее конкурент сам намерен  выпустить 50 единиц продукции? На первый взгляд может показаться, что тем  самым он исчерпает весь объем  спроса  и вынудит фирму № 1 отказаться от производства. Однако это  не так. Если фирма 1 установит на свою продукцию  цену Р1, то спроса на нее действительно не будет: те 50 ед., которые рынок готов применить по этой цене уже поставлены фирмой № 2. Но если фирма № 1 установит цену Р 2 , то общий спрос рынка составит 75 ед. (см. кривую спроса отрасли D0). Поскольку фирма № 2 предлагает только 50 ед., то на долю фирмы №1 останется 25 ед. Если же цена будет опущена до цены Р3, то повторив аналогичные рассуждения , можно установить, что потребность рынка в продукции фирмы № 1 составит 50 ед.

Уже на этом этапе анализа  модель Курно позволяет сделать  важные экономические выводы. При  олигополии объем производства больше того уровня, который устанавливается  при чистой монополии, но меньше, чем  сложился бы при совершенной конкуренции.

                                            

 

                                                 QM <Qolig <QC

 

Действительно две наши фирмы  в сумме выпускают 75 ед. , тогда как монополия выпустила только 50 ед. А при совершенной конкуренции выпуск бы составил 100 ед.

В свою очередь цены при  олигополии ниже монополистически, однако превышают конкурентные

 

 

                                 РМolig

 

На графике хорошо видно, что цена которую установит фирма  № 1 и которую вынуждена будет  поддержать фирма № 2 , если она хочет  продать свои 50 ед. продукции, установится  на уровне Р2. Ведь только при этом уровне цен рынок сможет поглотить все 75 ед., выпущенные обеими фирмами. А цена Р2 ниже монопольной цены Р1 и выше конкурентного уровня Р3.

Ясен и экономический  механизм, приводящий к установлению описанного уровня цен и производства. Ограничивая производство и завышая  цены монополия оставляет неудовлетворительной часть рыночного спроса. /тот остаток и служит рынком сбыта для второго дуополиста (а так же третьего, четвертого и т.д.) позволяя ему выпустить дополнительную продукцию, если конечно его цены будут ниже монопольного уровня.

Прямым следствием описанной  ситуации является так же вывод о  том что суммарные олигополистические прибыли обоих дуополистов окажутся ниже тех прибылей, которые на том  же рынке получила бы единственная фирма-монополист, хотя тенденция к  получению положительных экономических  прибылей сохранится.

                              

                           ПМolig >0

 

 

Последний тезис наличие  экономических прибылей –доказательства, собственно не требуют:  так обстоит  дело на любом рынке несовершенной  конкуренции. Меньший по сравнению  с монополией их уровень легче  всего это доказать от обратного. Как известно правило MC=MR обеспечивает максимизацию прибылей. В самом начале анализа модели Курно мы убедились, что если на рынке действует одна фирма-монополист (ситуация в которой известно, что второй дуополист не планирует выпуска продукции, фактически равносильна монополии), она руководствуясь этим правилом, установила бы некоторый объем производства и уровень цен (в нашем примере 50 ед. продукции Р1). При любом ином объеме выпуска ( и уровне цен) прибыль будет меньше. Но ведь вмешательство второго дуополиста, начало выпуска продукции этой второй фирмой как раз и ведут к отклонению объемов производства и цен от оптимума. Следовательно и прибыль в дуополистической ситуации не будет столь велика, кА кпри чистой монополии.

Но вернемся к рис. 1 Очевидно,что  рассуждения, которые мы провели  применительно к выпуску второй фирмой 0 ед. и 50 ед. продукции, можно  повторить применительно к самым  разным уровням производства этой фирмы. На рис. 1, в частности, показана кривая спроса на продукцию  фирмы № 1 (см. D2), которая возникает при выпуске фирмой , которая возникает при выпуске фирмой  № 2 ровно 75 ед.  продукции. В этом случае оптимальный объем производства для самой фирмы № 1  составит 12,5 ед. пересечение MR3 и МС).

Очевиден и общий вывод  из анализа краткосрочного равновесия в модели Курно: каждому уровню выпуска  одного из дуополистов соответствует  особая кривая спроса на продукцию  второго дуополиста. Иными словами, для любого олигополиста объем рынка  не является постоянной величиной , а  прямо зависит от решения конкурентов.

Равновесие Курно

Рис. 2 

Чтобы лучше уяснить все  последствия этой закономерности, обратимся  к рис. 2. Размеры выпуска продукции фирмой № 1 изображены как кривая реакции на объем производства фирмы № 2. Аналогичным образом выпуск продукции фирмой № 2 представлен как функция от объема производства фирмы № 1: 
 
f (Q/2/),=Q/1/  
 
f (Q/1/),=Q/2/  
 
объем производства фирмы № 2.¾ объем производства фирмы № 1, а Q/2/ ¾где Q/1/  
 
Посмотрим, смогут ли обе фирмы установить взаимоприемлемые объемы производства? Все данные для графика мы взяли из предыдущего примера. Так, если о фирме № 2 известно, что она собирается выпустить 75 ед. продукции, то фирма № 1 примет решение о выпуске 12,5 ед. (см. точку А). Но если фирма № 1 действительно выпустит 12,5 ед., то, как видно на графике, фирма № 2 в соответствии со своей кривой реакции должна выпустить не 75, а 42,5 ед. (точка В). Но такой уровень выпуска продукции конкурентом вынудит фирму № 1 выпустить не 12,5 ед., как она собиралась, а 29 ед. (точка С) и т. д. 
 
Легко заметить, что уровень производства, устанавливаемый компанией исходя из сложившегося размера производства конкурента, каждый раз оказывается таким, что заставляет последнего пересмотреть его. Это вызывает новую корректировку объема производства первой фирмы, что в свою очередь снова изменяет планы второй, т. е. ситуация является неустойчивой, неравновесной.  
 
точка О). В нашем примере, фирма № 1 выпускает 33,3 ед., исходя из того, что конкурент выпустит столько же. А для последнего выпуск 33,3 ед. действительно является оптимальным. Каждая из фирм выпускает объем продукции, максимизирующий ее прибыли при данном объеме производства конкурента. Ни одной из фирм не выгодно менять объем производства, следовательно, равновесие устойчиво. Оно получило в теории название равновесия Курно.¾ это точка пересечения кривых реакции обеих фирм (на графике ¾Однако существует и точка устойчивого равновесия  
 
Под равновесием Курно понимается такое сочетание объемов выпуска каждой из фирм, при котором ни у одной из них нет стимулов для изменения своего решения: прибыль каждой фирмы максимальна при условии, что конкурент сохранит данный объем выпуска. Или по-другому: в точке равновесия Курно ожидаемый конкурентами объем выпуска продукции любой из фирм совпадает с фактическим и при этом является оптимальным. 
 
Математическая теория игр показывает, что равновесие Курно при одних допущениях о логике поведения дуополистов  нет. При этом решающее значение для достижения равновесия является понятность (предсказуемость) действий партнера-конкурента и готовность его к кооперативному поведению с соперником.¾достигается, а при других

Информация о работе Олигополизация и рост производительности в мире и в России