Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотреть что такое заработная плата, какие бывают формы и системы оплаты труда, что такое производительность труда и способы ее повышения.
Введение
3
1 Оплата труда, формы и системы оплаты труда работников 5
2 Производительность труда 13
3 Мотивация как фактор повышения эффективности труда 24
4 Предложения по совершенствованию системы оплаты труда на предприятиях 29
Заключение 39
Список использованной литературы 41
2. Факторы, относящиеся
к техническому и
3. П риродные
условия: например, залегание угля,
нефти, торфа, железной руды
и других видов минерального
сырья; содержание полезного
Второй подход предполагает следующие факторы производительности:
1. Конкуренция. Это движущая сила повышения производительности и обеспечения экономического роста, так как каждое предприятие стремится улучшить свою позицию на рынках сбыта и снабжения. С другой стороны, мощная производительность повышает, а экономический рост усиливает конкуренцию.
2. Нововведения, техника и технология. Нововведения как реакция на конкуренцию – динамичный элемент производства и экономического роста. Без нововведений дальнейшее развитие предприятий, экономики в целом и общества блокируется, без них нет и стабильного повышения производительности.
Необходимо тщательно планировать процесс внедрения, проектирования организации в целом и конкретных рабочих мест в целях стимулирования непрерывных улучшений; ориентировать предприятие на поддержку непрерывных изменений, а также изыскания необходимых финансовых средств, дающих управленческим кадрам возможность сосредоточиться на нововведении и процессе непрерывных изменений.
3. Организация труда и управление. Проектирование труда - от физического размещения индивидуального рабочего места до способа сообщения предприятия с внешней средой, в частности с поставщиками и клиентами, - важный ресурс повышения производительности труда, так как способствует рационализации действий работника, сокращает время на создание блага за счет удобной и быстрой связи как между работниками предприятия, так и его партнерами. С другой стороны, на качество организации труда влияет ряд факторов, один из которых – повышение производительности.
4. Условия и охрана труда. Экономический успех и конкурентоспособность фирмы имеют первостепенное значение как для предприятия, так и для его рабочей силы. Здоровые работники и безопасные условия труда являются непременным условием продуктивной деятельности предприятия. Экономические цели предприятий не должны противоречить целям, которые они ставят в области условий и охраны труда, точнее, они дополняют друг друга. Безопасность и охрана труда в широком смысле влияют на использование рабочего времени, повышение квалификации, организацию труда и профессиональный рост.
5. Социальное партнерство. Роль предпринимателя как движущей силы экономического развития неоспорима, однако повышение производительности в большей степени зависит от сотрудничества и коллективного труда, так как движение вперед в любом трудовом коллективе может быть достигнуто только сознательным участием каждого, дружной работой, направленной на достижение общей цели.
Факторы производительности труда действуют постоянно, поскольку простые элементы процесса труда остаются одними и теми же. С развитием производства меняется взаимоотношение между ними: усиливается роль одних и ослабевает роль других. Если на ранних этапах общественного развития ведущая роль принадлежала личностным факторам, то с развитием производительности сил соотношение факторов изменилось: возросла роль организационно-технических факторов в повышении производительности труда.
Это позволяет различать глобальные и локальные факторы производительности труда. Основанием такой классификации служит объект исследования: или промышленность в целом, или ее отдельное звено - промышленное предприятие. Исследования производительности труда на уровне народного хозяйства в большей мере учитывают глобальные факторы - численности населения страны, степень его трудоспособности и занятости. Если же брать отдельное предприятие, то в этом случае локальные факторы будут играть решающее воздействие на рост производительности труда: это приобретенные производственные навыки, квалификация, возраст, стаж работы, существующие традиции работников, их заинтересованность поддерживать соответствующий уровень производительности труда на своем предприятии и др.
Факторы, влияющие на производительность труда, обладают не только личностной и технической природой, но и социально-экономической. Социально-экономические факторы оказывают не меньшее, а большее воздействие на рост производительности труда, чем те, о которых речь шла выше. Само понятие социальный фактор связано с особенностями главных сторон движущих сил развития общественного строя: рыночная или регулируемая экономика с преобладанием государственной собственности, демократическое, гражданское или тоталитарное общество, принципы социального партнерства в решении возникающих социальных конфликтов или жесткое администрирование и т.д.
Факторы производительности труда могут быть разделены на интенсивные и экстенсивные. Выделяют величину средней часовой выработки работ (интенсивный фактор) и экстенсивную величину, которой является средняя продолжительность рабочего дня и средняя величина количества дней работы одного списочного рабочего в течение данного периода.
Результаты повышения производительности труда рассматриваются на двух уровнях: макроэкономическом (т. е. на уровне государства в целом) и микроэкономическом (т. е. на уровне предприятия).
С точки зрения макроэкономики рост производительности труда означает рост валового национального и валового внутреннего продукта, национального дохода; р ост фонда накопления и потребления; основу для расширенного воспроизводства; основу для повышения уровня жизни граждан и решения социальных проблем; основу для развития страны и роста экономического могущества государства.
С точки зрения предприятия рост производительности труда ведет к существенному снижению затрат на производства и реализацию (если рост производительности опережает рост заработной платы); при прочих равных условиях - росту объемов производства и реализации продукции, а следовательно, и росту прибыли; возможности проводить политику по повышению средней зарплаты работникам; позволяет более успешно осуществлять реконструкцию и техническое перевооружение предприятия; повышает конкурентоспособность предприятия и продукции.
3. Мотивация как фактор повышения эффективности труда
Основой заработной платы является цена труда как фактора производства, которая сводится к его предельной производительности. Согласно этим положениям работник должен создать такую величину продукта по стоимости, которая позволит возместить ему заработную плату, затраты всех ресурсов и получить приращение стоимости в виде прибыли, из приведенных рассуждений вытекает, что заработная плата находится в прямой зависимости от эффективности труда работника.
Роль и значение заработной платы, как социально-экономической категории, различны для работника и работодателя. Для работника заработная плата является основной статьей дохода, средством повышения благосостояния как его самого, так и членов семьи. Из этого становится очевидным, что заработная плата выполняет стимулирующую роль в деле повышения результатов труда и обеспечения на этой основе роста получаемого вознаграждения. Для работодателя заработная плата работника представляет собой издержки производства. Поэтому эти расходы работодатель стремиться минимизировать, особенно в расчете на единицу изделия.
Заработная плата работников
обладает стимулирующей функцией, которая
выступает одним из условий мотивации
труда. В этой связи для предприятия
очень важно иметь
Решающее значение в деле обеспечения стремления работников к повышению результативности своей деятельности имеет создание действенных мотивов.
Понятие «мотивация» (от греч. motif, от лат. moveo – двигаю) представляет собой внешнее и внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения определенных целей, наличие интереса к такой деятельности и способов ее инициирования, побуждения. Необходимо добиться, чтобы такое воздействие носило постоянный характер.
Мотивацию нельзя сводить только к стимулированию. В настоящее время стимулирование ориентировано на краткосрочные экономические цели, на достижение определенного результата за установленный период. Такой подход не обеспечивает заинтересованности работников в постоянном повышении своей квалификации, в самосовершенствовании. В этом случае вряд ли возможно успешно использовать данную систему как важный резерв повышения эффективности производства.
В своей деятельности руководители предприятия должны рассматривать мотивацию как силу, побуждающую к действию. Перед каждым предприятием стоит задача создать такую систему побужденных мотивов поведения работников, которая будет заставлять его (побуждать) поступать определенным образом. Очень важно мотивацию рассматривать как процесс формирования у работников мотивов к деятельности в интересах достижения целей предприятия.
Исследования свидетельствуют, что истинные причины, побуждающие отдавать работе все силы, очень сложны и многогранны. Основными из них являются потребности, интересы, мотивы и стимулы.
Мотивационный процесс предусматривает использование таких понятий, как «потребность» и «вознаграждение». В этом процессе необходимо на основе мотивации воздействовать на интересы участника трудового процесса для достижения наилучших результатов деятельности и создания на этой основе условий для удовлетворения потребностей работника. Любые установки извне о целях не вызывают заинтересованности работника в активизации своих усилий до тех пор, пока они не станут целью этого работника. Поэтому следует обеспечить сочетание целей работника с целями предприятия.
Потребности работника не поддаются непосредственному изменению и о них судят по поведению людей. В реальной жизни выделяют первичные потребности (в еде, воде, одежде, жилище и т.п.) и вторичные (вырабатываемые в ходе познания и обретения жизненного опыта). Через вознаграждение решаются вопросы удовлетворения потребностей. Однако люди по-разному оценивают свои потребности и поэтому различаются их оценки вознаграждения. Очень важно создать условия, при которых человек ощущает значимость своего труда, испытывая чувство причастности к определенному коллективу, доволен общением и дружескими отношениями с коллегами. И решающая роль принадлежит здесь внешнему признанию значимости труда через заработную плату, продвижение по службе – символы служебного статуса и престижа.
Для усиления роли оплаты труда в системе мотивации необходимо обеспечить ее непосредственную связь с итогами труда. Каждый работник должен видеть устойчивую связь между получаемым материальным вознаграждением и производительностью труда, величиной своей заработной платы и результатами, достигнутыми предприятием (цехом).
Все эти положения
свидетельствует о необходимости создания на
предприятиях механизма мотивации повышения
эффективности труда. Речь идет об использовании
совокупности методов и приемов воздействия
на работников со стороны системы управления
предприятия, обеспечения побуждения
их к определенному поведению в процессе
труда для достижения целей предприятия.
Основа этих преобразований – необходимость
удовлетворения личных потребностей работников.
Улучшение мотиваций включает в себя целый
комплекс мер, связанный с материальным
стимулированием (совершенствования оплаты
труда, премирование и т.п.), совершенствованием
организации труда
(улучшение условий труда, проведение
ротации, использование гибких графиков
и т.д.), улучшением качества рабочей сила
(повышение квалификации и др.), вовлечением
в процесс управления персонала, использованием
моральных факторов поощрения. Все это
следует учитывать при выборе форм и систем
оплаты труда.
Для усиления материальной
заинтересованности работников в выполнении
планов и договорных обязательств, повышении
эффективности производства и качества
работы могут вводиться системы премирования,
вознаграждение по итогам работы за год,
другие формы материального поощрения.
В дополнение к системам оплаты труда может устанавливаться вознаграждение работникам предприятий и организаций по итогам годовой работы из фонда, образуемого за счет прибыли, полученной предприятием, организацией. Размер вознаграждения определяется с учетом результатов труда работника и продолжительности его непрерывного стажа работы на предприятии, в организации.
В настоящее время ни действующее трудовое законодательство, ни централизованно изданные нормативные акты не регламентируют положения о премировании работников в организации. Все ранее принятые типовые положения по вопросам связанным с распределением премий между членами трудовых коллективов, носят чисто рекомендательный характер и ими могут (но не обязаны) пользоваться организации при составлении и принятии коллективных договоров, положений по оплате труда и стимулировании работников и других локальных нормативных актов.
Одним из видов стимулирования работников является установление надбавок за выслугу лет. Принцип установления надбавки заключается в том, что при достижении определенного уровня или непрерывного стажа работы на предприятии, в отрасли, в министерстве, в ведомстве размер надбавки увеличивается с течением времени. Документ, который определяет установление надбавки, должен предусматривать шкалу установления надбавки, правила определения стажа работы, порядок исчисления и установления надбавок. Выплата ежемесячных надбавок за выслугу лет работникам производится дифференцированно в зависимости от общего стажа работы, дающего право на получение этой надбавки.
Информация о работе Оплата труда, формы и системы оплаты труда работников