Определение целей развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:46, реферат

Описание

Обычно различают общие и конкретные цели и задачи. Общие цели должны характеризовать необходимое состояние развития региона на определенные моменты времени, быть четкими и относительно краткими. К их выработке желательно привлечь всех, кто будет работать по их достижению: работников администрации, предпринимателей, население, всех заинтересованных лиц. Цели социально-экономического развития требуют обсуждения и проработки среди деловых кругов и в прессе. Для формулировки целей развития полезно привлекать экономических советников, работников местных высших учебных заведений, служащих местных банков и др.

Работа состоит из  1 файл

реферат рэу.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

Определение целей  развития региона. Четко сформированная система целей развития, которые удовлетворяют стандартным требованиям измеримости, достижимости, ориентированности во времени и непротиворечивости, может принести региону намного больше пользы, чем, скажем, финансовые средства, полученные от федерального центра, которые можно просто потратить на погашение той или иной задолженности.

Обычно различают общие  и конкретные цели и задачи. Общие цели должны характеризовать необходимое состояние развития региона на определенные моменты времени, быть четкими и относительно краткими. К их выработке желательно привлечь всех, кто будет работать по их достижению: работников администрации, предпринимателей, население, всех заинтересованных лиц. Цели социально-экономического развития требуют обсуждения и проработки среди деловых кругов и в прессе. Для формулировки целей развития полезно привлекать экономических советников, работников местных высших учебных заведений, служащих местных банков и др.

Общие цели регионального  развития, как правило, характеризуют желательный уровень качества среды проживания в данном регионе, а также формируют количественные и качественные ориентиры экономического развития. В соответствии с концепцией кардинального поворота к человеку, реализации основной политики государства, направленной на создание условий достойной жизни, необходимо установить социальные стандарты жизненных условий, критерии и показатели эффективности, которые должны быть достигнуты в регионах. Цели должны опираться на количественные и качественные данные о сообществе, быть достаточно гибкими и поддаваться трансформации в зависимости от меняющихся политических ориентиров и полученных промежуточных результатов. Общие цели одновременно служат критерием развития, ориентиром для действия и позволяют отделить желаемые меры от нежелательных. Общие цели должны быть конкретными.

Так, недостаточно в качестве цели указать «стимулирование роста», поскольку неясно, о каком росте идет речь, — росте населения, числа предприятий, занятых на них работников, росте объема продаж, доходов всех юридических лиц или же росте местной промышленности, торговли или какой-либо еще отрасли. Другие примеры использования излишне общих терминов: улучшить климат для бизнеса; снизить безработицу; повысить экономическое благосостояние жителей.

Целесообразно формулировать  цели более подробно и количественно определенно. Они должны содержать показатели развития и опираться на социально-экономические стандарты функционирования всей инфраструктуры жизнедеятельности.

Общие цели трансформируются в более конкретные, которые дают подробные количественные ориентиры и соответствующие критерии, с помощью которых можно контролировать социально-экономическое развитие региона. Если общие цели нельзя трансформировать в измеримые и конкретные, то это означает, что невозможно определить системные меры по продвижению к этим целям. Конкретные цели отвечают на детальные вопросы: что должно произойти; с кем конкретно; где и когда; какие количественные результаты должны последовать?

Анализ внешней  среды развития региона. На данной стадии анализируется внешняя обстановка, отмечаются благоприятные и неблагоприятные факторы развития региона (географические, экологические, демографические, ресурсные, исторические и пр.), проводится системный анализ внешних социально-экономических возможностей и угроз.

С помощью количественного  и качественного анализа экономической, социальной, экологической и институциональной внешней среды, в которой действуют региональные экономические агенты, уточняются и оцениваются внешние ресурсы, которые можно привлечь для экономического развития региона (финансовые, человеческие, природные, институциональные), ключевые социально-экономические параметры внешней среды (динамика внутреннего регионального продукта (ВРП), инвестиционный климат, разнообразные риски, инфляция, перспективы экономического роста), проводится сравнительный анализ экономического развития аналогичных регионов, региональный бенч-маркинг (целенаправленный перенос передового опыта других регионов и городов) и таким образом выявляются внешние факторы регионального развития.

Определение сильных  и слабых сторон региона. Оцениваются результаты осуществления предшествующих программ социально-экономического развития региона, выявляются причины успехов и провалов.

Проводится анализ внутренних преимуществ и слабых сторон региона. Для этого анализируются объективные данные о ресурсах региона:

• человеческие ресурсы (половозрастная структура населения, национальный состав, миграция, факторы роста населения, образование, профессиональный состав занятых в сфере той или иной деятельности, уровень и динамика безработицы, доходы, уровень заработной платы, ВРП на душу населения, производительность труда, уровень и динамика физического и психического здоровья, продолжительности жизни);

•  природные ресурсы (использование земли, наличие природных ископаемых, рекреационные ресурсы, исторические и природные достопримечательности);

•  экономические ресурсы (структура местной экономики: превалирующие отрасли производства, которые развиваются быстрее; приватизация; собственность на землю; общественные и частные инвестиции; состав и объем муниципальных услуг; инфраструктура; транспорт и связь; степень развития малого предпринимательства; «экспортная» деятельность предприятий региона).

Уточняются внутренние факторы регионального развития, основные и дополнительные отрасли, определяется, на какой стадии развития — индустриальной, постиндустриальной или доиндустриальной — находится регион. В зависимости от этого можно выделить приоритетные направления, определить, в каких сферах и за счет каких факторов в основном создается добавленная стоимость, на этой основе еще раз уточнить цели экономического развития региона.

В современных условиях, когда в ряде регионов проявляются  постиндустриальные тенденции социально-экономического развития, важно определить региональные преимущества не только в производстве материальной продукции, но и в сфере услуг. Регион должен научиться «экспортировать» услуги другим регионам. Производство услуг может притягивать ресурсы и содействовать благосостоянию так же, как и производство материальных ценностей. Финансовые, страховые, консультационные, аудиторские, услуги связи, информатики, образования, медицинские услуги — все эти виды экономической активности в современных условиях могут способствовать региональному развитию.

Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ, В рамках стратегического планирования предусматривается использование имеющихся преимуществ региона (расположение, близость основных рынков, демографические особенности, развитость инфраструктуры). Выявляются факторы конкурентоспособности, отличающие данный регион от других, а также возможные новые факторы конкурентоспособности, поддающиеся формированию в процессе управления экономическим развитием. Таким образом формируются нереализованныерегиональные преимущества. Основной упор делается на создание новых местных преимуществ: развитие рыночной инфраструктуры и коммуникационных линий; безопасность (личная и бизнеса); наличие институтов, поддерживающих бизнес, и квалифицированных кадров; создание благоприятных условий для инвестиций.

Усилия, направленные на развитие региональной рыночной инфраструктуры, в современных российских условиях становятся одним из основных факторов развития региона в целом: социально-экономическое развитие зависит от того, насколько широко представлены в регионе банковские, страховые, консультационные, инвестиционные и другие институты. В современном мире именно развитая финансовая среда способствует внедрению инновационных идей, гибкости и адаптивности всего экономического комплекса.

Важнейший современный  фактор развития региона — наличие  качественной инфраструктуры связи — современных коммуникационных линий региональных компьютерных сетей, свободного доступа в Интернет.

Весьма существенным региональным преимуществом сегодня  может оказаться степень безопасности (личной и безопасности ведения бизнеса). Нельзя рассчитывать на привлечение стратегических инвесторов в регион при наличии низкого уровня безопасности.

Создание и поддержание  высокого уровня квалификации региональных кадров — также весьма существенный фактор регионального развития. Степень квалификации работающих в регионе людей в значительной мере определяется региональной политикой в сфере образования, а также качеством окружающей среды и жизни. Важно, чтобы новые рабочие места в городе были высокооплачиваемыми, требовали высокой квалификации и тем самым содействовали бы экономическому процветанию.

В рамках данной стадии стратегического планирования социально-экономического развития региона рассматриваются возможности максимально использовать сильные стороны региона, а слабые нейтрализовать или превратить в преимущества.

Разработка концепции развития. На данном этапе делаются окончательные выводы о целях социально-экономического развития региона, факторах и механизме этого развития, а также о методах управления этим развитием. Данные выводы делаются с учетом новых тенденций социально-экономического развития регионов, местных особенностей и особенностей современного этапа развития российской экономики. Основу концепции составляют разработка альтернативных стратегий и их оценка, выявление приоритетных направлений развития региона, анализ ресурсов развития, выявление конкурентных преимуществ данного региона.

Разработка  плана конкретных действий и осуществление стратегии. На основе концепции социально-экономического развития региона разрабатывается план конкретных действий, включающий в себя задачи и сроки их решения, ответственных лиц, ожидаемый результат, размер и источники финансирования, способы промежуточного контроля и обратной связи, предполагаемые результаты и возможные последствия реализации планов и программ. Весьма важным аспектом составления плана может стать анализ баланса результатов и затрат, связанных с его осуществлением. Относительно самостоятельными разделами стратегического плана развития региона могут стать следующие.

•   Управление региональной собственностью, в том числе природными ресурсами и землей — предполагающий меры по развитию зонирования, геоинформационных систем, энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальной сфере, страхование жилья и прав собственности.

•   Формирование дополнительных источников финансирования развития региона — включающий меры по повышению эффективности расходования бюджетных и внебюджетных средств, контроля эффективности по всем направлениям работы администрации, меры по управлению региональными финансовыми потоками, развитию проектного финансирования, созданию региональных гарантийных фондов, привлечению международных источников финансирования, развитию налоговой базы, в том числе путем реструктуризации предприятий.

•   Меры по поддержке малого предпринимательства — включающий в себя развитие проектного финансирования на конкурсной и долевой основе, создание лизинговой компании, гарантийного фонда, малых инновационных предприятий в регионе, развитие рыночной инфраструктуры региона, осуществление информационной поддержки малого бизнеса, обучения и тренинга, установление сравнительно низких, но полностью собираемых налогов, защиту от криминального и легального монополизма, поощрение конкуренции, борьбу с незаконными видами бизнеса и коррупцией в госаппарате, привлечение вкладов населения в финансово-банковскую систему и в конечном счете в реальные инвестиции, эффективную приватизацию, земельную реформу, совершенствование законодательства, устранение пробелов и противоречий.

•      Восстановление и развитие на новых принципах хозяйственных, экономических и социальных связей, утраченных в связи с разрушением административно-командной системы и «суверенизацией» регионов.

•    Осуществление реформ в ЖКХ, развитие конкуренции в городском хозяйстве.

•      Маркетинг региона и его «продвижение» — включающий разъяснение процедур, связанных с открытием нового бизнеса в регионе, обеспечение информационной открытости путем предоставления всем заинтересованным лицам стратегической информации о регионе, координации действий по региональному развитию с торгово-промышленной палатой (ТПП) и местными банками, использование средств массовой информации, формирующих четкое представление о будущем, включая желательный тип экономики и пути ее создания, использование методов коммерческого маркетинга для привлечения новых экономических агентств в регион, прежде всего стратегических инвесторов.

Анализ эффективности  и результативности, корректировка целей и методов их достижения. Целевое стратегическое управление развитием региона предполагает наличие не только рабочей программы действий, но и постоянный мониторинг социально-экономического состояния региона, сравнение данных мониторинга с целями и критериями регионального развития, оценку эффективности и результативности предпринятых мер.

Определяется, совместима ли стратегия с ресурсами, с данными об окружающей среде, помогает ли стратегия решить критические проблемы региона, получает ли стратегия поддержку жителей.

Планы стратегического  развития региона служат основой  для разработки программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые проекты и поэтапные планы их реализации.

При составлении программ развития регионов необходимо соблюдать следующие принципы:

•      переориентация деятельности всех структур на развитие человека и создание условий достойной жизни, повышения уровня и качества жизни, изменение ее к лучшему;

•   постановка целей и определение задач, которые необходимо решить, чтобы обеспечить достижение цели;

•   выбор критериев и показателей развития человека, создание условий достойной жизни, повышение ее уровня и качества;

•   выявление потенциала и ресурсов для решения поставленных задач и достижения цели;

•   выбор основных направлений и ориентиров движения в процессе достижения цели;

Информация о работе Определение целей развития региона