Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:38, реферат
Вторая половина XX и начало XXI веков характеризуются усилением развития интеграционных процессов во всех регионах мира. Примерами могут служить Европейский Союз, АСЕАН, НАФТА, соглашения о свободной торговле и т.д. В основе многообразия данных мировых процессов лежат развитие научно-технического прогресса и международного разделения труда, постепенная выработка ресурсов биосферы, деятельность транснациональных корпораций, а также другие факторы.
1. История создания и развития АТЭС 4
2. Формы сотрудничества стран АТЭС 8
2.1. Место стран АТЭС в мировой экономике 8
2.2. Экспортно-импортные связи стран АТЭС 11
3. Перспективы участия России в АТЭС 21
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Как видно из данных рис.3, удельный вес вышеперечисленных стран во внешнеторговом обороте РФ за 2006 г. составил 90,0%.
Так, стоимость импорта из Республики Корея в 2006 г. составил 1460,86 млн. долл. и увеличилась почти в 2 раза к уровню 2005 года за счет платформы буровой добывающей ЛУН-А, оснащенная оборудованием для бурения, стоимостью 671,3 млн. долл. Наибольший удельный вес стоимости импорта из Р. Корея составила продукция машиностроения - 76,03%, в том числе горнодобывающее оборудование - 45,96% [30].
Стоимость импорта из Японии составила 1268,73 млн. долл. и сократилась на 15,5% за счет изделий из камня, гипса или аналогичных изделий - на 8,44 млн. долл., черных металлов - на 7,15 млн. долл., изделий из черных металлов - на 13,63 млн. долл., плавучих средств – на 439,73 млн. долл. Наибольший удельный вес стоимости импорта из Японии составила продукция машиностроения - 78,76%, в том числе автомобили легковые кроме 8702 – 49,23% [30].
Рисунок 1 – Удельный вес стран АТЭС в импортном обороте в 2008 г.
АТЭС, работая в тесном контакте с деловыми кругами стран АТР, определяет главные направления и сферы экономического сотрудничества в регионе в 21 веке и содействует частному капиталу как главной движущей силе регионального экономического развития. В целом можно сказать, что вся деятельность АТЭС направлена на то, чтобы в плотном контакте с деловыми кругами определить возможные препятствия на пути торговых и инвестиционных потоков, а в дальнейшем - ликвидировать эти барьеры. Все это должно способствовать обеспечению минимальных затрат времени, денег и сил при осуществлении экономических операций.
АТЭС составляет почти половину мировой экономики. В начале ХХI века на страны форума приходилось 42% населения Земли и около 50% мирового товарооборота, а совокупный валовой продукт на сегодняшний день около 60% от общемировых показателей.
Главная же проблема России, стоящая на пути активизации участия ее в АТЭС, интеграционных процессах в АТР, не высокий уровень российской вовлеченности в международную экономическую жизнь региона, асимметрия в экономических отношениях России со странами-членами АТЭС. И можно сказать, что Россия в большей мере зависит от торгово-экономических связей со странами АТЭС, чем последние от российских рынков и сфер приложения капиталов.
3. Перспективы УЧАСТИЯ РОССИИ В АТЭС
Главной стратегической целью России в АТР является превращение ее в связующее экономическое, финансовое коммуникационное, культурное, цивилизационное звено европейской и азиатской экономик и европейского и азиатского миров. Достижение этой цели предполагает участие России в создании в перспективе единого Азиатско-тихоокеанского экономического, а затем и политического дома, который живет на принципах единообразия закона при множественности культур и цивилизационно-страновых различий. Россия при этом должна стать органичной частью азиатско-тихоокеанской экономической интеграции. Активным интеллектуальным, экономическим и политическим участником многостороннего процесса поиска взаимоприемлемых и, в глобальном смысле, наиболее эффективных путей и механизмов адаптации национальных экономик азиатских стран и всей региональной экономики АТР в целом к тенденциям экономической и политической глобализации и расширения сферы влияния на мировые дела экономики знаний. При этом граждане России получают цивилизационную возможность ассоциировать себя не только с европейцами, но и с гражданами АТР и извлекать все возможные от этого преимущества.
В среднесрочной перспективе целью России в АТР является активное участие в экономической и финансовой интеграции в рамках АТЭС и на субрегиональных уровнях - в форматах АСЕАН плюс три, страны СВА плюс Россия, АСЕМ, СНГ плюс Азия и т.п., и использование возможностей такой интеграции для поднятия экономики Сибири и Дальнего Востока и улучшения жизни россиян.
Краткосрочные цели связаны с развитием двусторонних отношений и с текущей работой России в форуме АТЭС. В формате двусторонних отношений приоритетными партнерами России выступают Китай, Япония, Южная Корея, США. Дополнительные, хотя и трудно реализуемые, возможности связаны с реанимированием экономических связей с бывшими союзниками России по социалистическому миру в Азии, остающимися до сего дня финансовыми должниками России.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что для проведения эффективной стратегии развития России в АТР надо точнее учитывать новые международные реалии, отходить от стереотипов, явно или не явно связанных с временами «холодной войны». Надо перестать пугать других и себя не существующими в новом глобализирующемся и взаимозависимом мире угрозами, понимание и прочтение которых идет от прошлого противостояния двух мировых систем и которые многие отождествляли тогда и продолжают отождествлять сегодня с противостоянием СССР и США, а теперь России и США.
Конечно, не надо забывать о своей безопасности, но надо помнить, что сегодня безопасность государства неотделима от безопасности личности, и что обеспечивается она главным образом уже не на полях военных сражений, реальных или ожидаемых, а на мировых рынках и в научных лабораториях. Надо перестать бояться открытости и либерализации и начать, осторожно и сбалансировано, вносить изменения в экономическую стратегию развития России.
У России вместе с другими странами АТЭС есть исторический шанс стать третьим, после ЕС и НАФТА, региональным глубоко интегрированным сообществом, живущим на новых принципах «безопасности через сотрудничество в развитии».
В новый век форум АТЭС вступил, встречая новые вызовы противоречивых процессов глобализации, развития новой экономики, далеко не однозначные оценки своей деятельности. В новой стратегической обстановке перед форумом АТЭС стоит нелегкая задача поиска дальнейшего направления движения, «своего лица» в новой окружающей среде с учетом интересов всех его участников. Прежде всего, АТЭС предстоит определить пути рационального использования возможностей «новой экономики», революции в информационной технологии для углубления процессов экономической интеграции в интересах дальнейшего социально-экономического развития своих стран, базирующегося на развитии человеческих ресурсов, человеческого капитала.
В перспективе можно ожидать сохранения известных разногласий по проблеме сбережения определенного баланса между двумя опорами атэсовской деятельности – либерализацией, облегчением условий торговли и программой экономического и технического сотрудничества. В отношении ЭКОТЕК представляется важным найти новые подходы к реализации программ технического сотрудничества, которые при всей их важности невелики по объему вложенных средств, выявить и определить такие проекты технического сотрудничества, которые могли бы играть ключевую роль в экономическом и техническом «прорыве» развивающихся стран.
При оценке положительных и проблемных сторон дальнейшей вовлеченности России в интеграционные процессы в АТР, АТЭС в том числе, прежде всего, видимо, следует исходить из того, что интеграционные процессы в АТР, организационной кульминацией которых в настоящее время выступает АТЭС, имеют характер объективного явления, подготовленного глубинными процессами экономического развития региона, формирования международного разделения труда на базе развития производительных сил стран региона. Они будут идти и дальше с возможными подъемами и спадами независимо от субъективной политической воли и желаний, оставляя на обочине тех, кто выпадает из этих процессов с соответствующими последствиями.
Активная деятельность в рамках АТЭС не только уменьшит опасность выпадения России из тихоокеанского экономического пространства, но и позволит принимать деятельное участие в дальнейшей разработке основных принципов торгово-экономического сотрудничества в регионе с учетом собственных интересов, которые практически закладывают материально-экономические основы нового политического порядка в АТР.
В мире в целом насчитывается около 30 интеграционных систем государств разного уровня. Кроме ЕС наиболее известны и перспективны НАФТА – Североамериканская ассоциация свободной торговли с участием США, Мексики, Канады, «Меркосур» (таможенный союз Бразилии, Аргентины, Парагвая и Уругвая), Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, состоящая из 18 государств Азии, Северной и Южной Америки, стремящаяся к 2020 г. образовать крупнейшую в мире зону свободной торговли.
Актуальна проблема интеграции и для России, тем более что она понесла значительные потери от дезинтеграции – распада СССР. Однако оптимальных форм интеграционных отношений с партнерами пока не найдено - СНГ не играет значительной роли в обеспечении экономического прогресса российской экономики.
Главным выводом из проведенного анализа и главным исходным пунктом для разработки стратегии России в АТР в XXI-ом веке является тезис о том, что России в целом и ее Сибирским и Дальневосточным регионам в особенности не выжить без тесного интеграционного взаимодействия с АТР и не подняться в социальном, экономическом, культурном аспектах. Регионы Сибири какое-то время могут развиваться без глубокого сотрудничества с АТР, опираясь на «европейские» факторы развития. Однако при этом и Сибирь будет нести потери, связанные в первую очередь с таким экономическим понятием как упущенная выгода. При этом у России есть, с чем выходить в АТЭС, что предложить партнерам для включения России в Азиатско-тихоокеанские интеграционные процессы. Причем это не только сырье, но и знания, культурные ценности и высококвалифицированные кадры.
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.:Юристъ,2007. – 368 с
2. Анжаковская Н.П.. АСЕАН: пути к эффективной интеграции // МЭ и МО, № 4, 2008
3. Булатов А.С. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С.Булатова. – М.:Юристъ, 2007.-860 с.
4. Раджакова З.К. Мировая Экономика: учебник . – М.:Инфра-М,2004.-336с
5. Троекурова И.С. Торгово-экономическое сотрудничество в интеграционном пространстве АТЭС (Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2008. 220 с.)
6. Фененко А. «Время узкого европоцентризма прошло: России следует серьезно переоценить роль АТЭС» «Независимая газета» от 18 ноября 2009
7. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2008.-446 с.
8. Российское экспертное обозрение №5 "Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе", № 5, 2008
8
Информация о работе Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС)