Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:30, контрольная работа
Как показывает международный опыт, важное место в модернизации экономики национальных систем образования и управления ими занимает финансирование, которое затрагивает прямо или косвенно все стороны образовательной деятельности. В связи с этим основным фактором модернизации сферы образования, который органично сочетает в себе финансовый и управленческий аспекты, является страхование как механизм формирования финансовых ресурсов для сферы образования. Необходимо отметить, что страхование не просто финансово-организационный механизм, а принципиально важный для государства инструмент модернизации экономических отношений в образовании.
Введение………………………………………………………………………………
Понятие системы государственного образовательного страхования………...
Источники финансирования системы государственного образовательного страхования…………………………………………………………………………...
Механизм государственного образовательного страхования……...............
Опыт зарубежных государств в области обязательного социального страхования…………………………………………………………………………...
Система управления государственным образовательным страхованием………………………………………………………………………….
Полномочия Фонда государственного образовательного страхования и его место в системе государственного управления образованием……………………
Заключение……………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………
Казначейство
Страховые взносы:
Фонд государственного образовательного страхования
Платежи на неработающее население
Хозяйствующий субъект
Субвенции
Органы исполнительной власти субъектов РФ
Договор страхования
Финансирование по дифференцируемым подушевым нормативам
Договор страхования
Страховая образовательная организация
Оплата счетов образовательных учреждений
Страховой полис
Страховой полис
Образовательное учреждение
Образовательный услуги
Застрахованные граждане
Рис. 1 – механизм государственного образовательного страхования.
Фонд государственного образовательного
страхования сам не осуществляет
страховые операции и в целом
не финансирует систему
Фонд государственного образовательного страхования осуществляет организационное управление системой государственного образовательного страхования путем разработки нормативных документов по ведению образовательного страхования в регионах, подготовки типовых или примерных правил страхования населения, участия в создании территориальных страховых образовательных организаций.
Второй уровень в
Страховая образовательная организация
является юридическим лицом любой
формы собственности и
Из средств, поступающих из Фонда государственного образовательного страхования на обеспечение государственного образовательного страхования, закрепленного за страховой образовательной организацией контингента населения, страховые образовательные организации покрывают расходы на ведение государственного образовательного страхования и формируют обязательные страховые резервы.
К числу этих резервов нужно отнести: 1) резерв оплаты образовательных услуг, используемый на оплату счетов, выставленных образовательными учреждениями за обучение тех граждан, которые застрахованы данной страховой образовательной организацией; 2) резерв финансирования предупредительных мероприятий, который образуется и используется по согласованию с Фондом государственного образовательного страхования; 3) запасной резерв, образуемый для покрытия превышения расходов на оплату образовательных услуг в случае нехватки средств (основного резерва оплаты образовательных услуг).
Таким образом, деятельность страховой
образовательной организации
Созданная таким образом система государственного образовательного страхования имеет свои источники и механизм финансирования. Финансовые ресурсы формируются за счет налога на образование. Введение маркированного налога предполагает: определение базы, с которой взимается образовательный налог; определение общего его размера; определение плательщиков налога на образование. В качестве базы, с которой будет уплачиваться образовательный налог, необходимо принять фонд оплаты труда организаций (взносы юридических лиц на страхование сферы образования) и доходы наемных работников (взносы физических лиц на страхование сферы образования).
Говоря о финансовых механизмах обязательного социального страхования (к которому относится государственное образовательное страхование) в странах с рыночной экономикой, следует иметь в виду, что там устанавливается верхний предел зарплаты, с которой страховые взносы не взимаются, и нижний предел доходов работников, которые теряют право участия в обязательном социальном страховании. Россия пошла по другому пути. Нижняя граница доходов, не позволяющая участвовать в обязательном социальном страховании, отсутствует. Что касается верхнего предела, то здесь действует регрессивная шкала. Суть ее заключается в следующем: чем выше зарплата работника, тем меньше размер уплачиваемого страхового взноса. Для сравнения общей величины и пропорций распределения страховой нагрузки в системах социального страхования в разных странах обратимся к табл. 1.
Таблица 1 – распределение страховой нагрузки в системах социального страхования европейских стран и России. [9, с. 175]
Страна |
Страховые взносы, % от заработной платы |
Верхняя граница заработной платы, выше которой страховые взносы не взимаются | ||
Работодатели |
Работники |
Всего | ||
Австрия |
25,1 |
17,2 |
42,3 |
3,0 тыс. евро в месяц |
Германия |
21,2 |
19,8 |
41,0 |
51,0 тыс. евро в месяц |
Греция |
28,2 |
15,4 |
43,6 |
Отсутствует |
Италия |
35,1 |
9,5 |
44,6 |
20,5 тыс. евро в месяц для медицинского страхования |
Нидерланды |
29,1 |
25,6 |
55,0 |
37,7 тыс. евро в месяц для страхования инвалидов |
Франция |
38,9 |
12,5 |
51,4 |
25,6 тыс. евро в месяц |
Россия |
26,0 |
- |
26 |
Регрессивная шкала |
Как видно из приведенных данных, общая страховая нагрузка в европейских странах в 1,5-2 раза превышает соответствующую нагрузку в России, что говорит о налоговом потенциале российских граждан и возможности введения налога на образование.
Размер страховых взносов, вносимых работниками и работодателями, не одинаков, и страховая нагрузка более высокая у работодателей. Следовательно, взносы на страхование сферы образования необходимо распределить по следующему принципу: большую долю вносит работодатель, меньшую – работник.
На основе высказанных замечаний предлагаются следующие мероприятия по организации уплаты взносов юридическими и физическими лицами на страхование сферы образования.
Во-первых, всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности (работодатели, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства) должны в обязательном порядке платить страховые взносы за работающее население в составе единого социального налога (ЕСН). В общем случае порядок определения налоговой базы можно представить следующим образом: налоговая база – выплаты, являющиеся объектом налогообложения; выплаты, освобожденные от налогообложения; льготы по ЕСН. Сумма налога на государственное образовательное страхование исчисляется и уплачивается налогоплательщиком как соответствующая процентная доля налоговой базы в размере 1% в составе ЕСН (табл. 2).
Таблица 2 – структура ЕСН с учетом обязательного социального страхования.
Вид обязательного социального страхования |
Ставка налога, % | |
Федеральный бюджет |
20,0 | |
Фонд социального страхования |
2,4 | |
Фонд ОМС |
Федеральный |
0,2 |
Территориальный |
3,4 | |
Фонд государственного образовательного страхования |
1 | |
Итого: |
27 |
Во-вторых, для оптимизации механизма налогообложения относительно государственного образовательного страхования следует также перераспределить налоговую нагрузку между юридическими и физическими лицами. Речь идет о реорганизации схемы налогообложения физических лиц в пользу государственного образовательного страхования (табл. 3).
Таблица 3 – схема исчисления налога на государственное образовательное страхование в подоходном налоге физических лиц.
Ставка налога на доходы физических лиц |
Государственный бюджет |
Фонд государственного образовательного страхования |
13% |
12% |
1% |
Такой подход относительно физических лиц объясняется тем, что существующая ставка налогообложения доходов физических лиц получена путем сложения ставки налогообложения доходов физических лиц (12%) и ставки налогообложения доходов физических лиц для пенсионного обеспечения (1%) из прошлой модели налогообложения доходов физических лиц. Кроме того, введение дополнительного налога на доходы физических лиц при существующем уровне заработной платы в России представляется недопустимым.
В-третьих, страховые взносы уплачиваются со всех выплат, начисленных в пользу работников в денежной и натуральной форме, за исключением выплат, осуществляемых за счет чистой прибыли, компенсационных выплат, социальных выплат и некоторых других доходов. Суммы начисленных взносов перечисляются на счета Федерального казначейства ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего месяца. Платежные поручения на перечисление страховых взносов страхователи представляют в банк одновременно с документами на выдачу средств на оплату труда. Органы Федерального казначейства в течение суток обязаны перечислять поступающие суммы взносов на счета Фонда государственного образовательного страхования. Страхователи несут ответственность за правильность начисления и своевременность уплаты страховых взносов. За нарушение порядка уплаты страховых взносов к ним применяются различные финансовые санкции, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.
Как видно из всего вышесказанного,
государственное
Сфера образования, в основу которой предлагается положить образовательное страхование, как и любая иная социальная система, требует управления или обеспечения целенаправленной и скоординированной деятельности всех её звенев по защите населения от социальных и профессиональных рисков. Для этого и предлагается страхование сферы образования на государственном уровне в обязательной форме. В самом общем виде система управления образованием на основе государственного образовательного страхования предстает как определенный тип взаимодействия рассмотренных структур со структурами системы образовательного страхования. Одна из сторон в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а другая – управленческого объекта.
Информация о работе Организация государственного образовательного страхования