Организация государственного образовательного страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:30, контрольная работа

Описание

Как показывает международный опыт, важное место в модернизации экономики национальных систем образования и управления ими занимает финансирование, которое затрагивает прямо или косвенно все стороны образовательной деятельности. В связи с этим основным фактором модернизации сферы образования, который органично сочетает в себе финансовый и управленческий аспекты, является страхование как механизм формирования финансовых ресурсов для сферы образования. Необходимо отметить, что страхование не просто финансово-организационный механизм, а принципиально важный для государства инструмент модернизации экономических отношений в образовании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………
Понятие системы государственного образовательного страхования………...
Источники финансирования системы государственного образовательного страхования…………………………………………………………………………...
Механизм государственного образовательного страхования……...............
Опыт зарубежных государств в области обязательного социального страхования…………………………………………………………………………...
Система управления государственным образовательным страхованием………………………………………………………………………….
Полномочия Фонда государственного образовательного страхования и его место в системе государственного управления образованием……………………
Заключение……………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

котрольная работа.docx

— 111.12 Кб (Скачать документ)

 

Казначейство

Страховые взносы:

  • юридических лиц;
  • физических лиц.

Фонд государственного образовательного страхования

Платежи на неработающее население

Хозяйствующий субъект

Субвенции

Органы исполнительной власти субъектов  РФ

Договор страхования

Финансирование по дифференцируемым подушевым нормативам

Договор страхования

Страховая образовательная организация

Оплата счетов образовательных  учреждений

Страховой полис

Страховой полис

Образовательное учреждение

Образовательный услуги

Застрахованные граждане

Рис. 1 – механизм государственного образовательного страхования.

 

Фонд государственного образовательного страхования сам не осуществляет страховые операции и в целом  не финансирует систему Государственного образовательного страхования граждан. Основной финансовой функцией этого фонда является предоставление субвенций территориальным образовательным учреждениям через страховые образовательные организации для выравнивания условий обеспечения образовательными услугами населения различных по экономическому развитию регионов. Кроме того, за счет его средств осуществляются отдельные целевые образовательные и научные программы.

Фонд государственного образовательного страхования осуществляет организационное  управление системой государственного образовательного страхования путем разработки нормативных документов по ведению образовательного страхования в регионах, подготовки типовых или примерных правил страхования населения, участия в создании территориальных страховых образовательных организаций.

Второй уровень в осуществлении  государственного образовательного страхования представляют страховые образовательные организации. Именно им отводится непосредственная роль страховщика и ведения расчетов с образовательными учреждениями. Они получают финансовые средства на осуществление государственного образовательного страхования от Фонда государственного образовательного страхования по душевым нормативам в зависимости от количества и половозрастной структуры застрахованного ими контингента населения и осуществляют страховые выплаты в виде оплаты образовательных услуг, предоставляемых застрахованным гражданам.

Страховая образовательная организация  является юридическим лицом любой  формы собственности и организации, предусмотренной российским законодательством, и имеет лицензию на проведение государственного образовательного страхования, выдаваемую Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ. Страховые образовательные организации вправе одновременно проводить обязательное и добровольное (например, на основе пособий матерям, родившим или усыновившим второго ребенка) образовательное страхование граждан, но не вправе осуществлять другие виды страховой деятельности. При этом финансовые средства по обязательному и добровольному страхованию учитываются раздельно. Страховые образовательные организации не имеют права использовать средства, перечисляемые им на реализацию государственного образовательного страхования, в коммерческих целях.

Из средств, поступающих из Фонда  государственного образовательного страхования на обеспечение государственного образовательного страхования, закрепленного за страховой образовательной организацией контингента населения, страховые образовательные организации покрывают расходы на ведение государственного образовательного страхования и формируют обязательные страховые резервы.

К числу этих резервов нужно отнести: 1) резерв оплаты образовательных услуг, используемый на оплату счетов, выставленных образовательными учреждениями за обучение тех граждан, которые застрахованы данной страховой образовательной организацией; 2) резерв финансирования предупредительных мероприятий, который образуется и используется по согласованию с Фондом государственного образовательного страхования; 3) запасной резерв, образуемый для покрытия превышения расходов на оплату образовательных услуг в случае нехватки средств (основного резерва оплаты образовательных услуг).

Таким образом, деятельность страховой  образовательной организации представляет собой заключительный этап в реализации государственного образовательного страхования. Ее основной функцией выступает оплата страховых случаев, т. е. необходимость  получать образование. Наряду с финансовыми  функциями, страховые образовательные  организации осуществляют контроль за объемом и качеством предоставляемых образовательных услуг.

Созданная таким образом система  государственного образовательного страхования имеет свои источники и механизм финансирования. Финансовые ресурсы формируются за счет налога на образование. Введение маркированного налога предполагает: определение базы, с которой взимается образовательный налог; определение общего его размера; определение плательщиков налога на образование. В качестве базы, с которой будет уплачиваться образовательный налог, необходимо принять фонд оплаты труда организаций (взносы юридических лиц на страхование сферы образования) и доходы наемных работников (взносы физических лиц на страхование сферы образования).

 

  1. Опыт зарубежных государств в области обязательного социального страхования

 

Говоря о финансовых механизмах обязательного социального страхования (к которому относится государственное образовательное страхование) в странах с рыночной экономикой, следует иметь в виду, что там устанавливается верхний предел зарплаты, с которой страховые взносы не взимаются, и нижний предел доходов работников, которые теряют право участия в обязательном социальном страховании. Россия пошла по другому пути. Нижняя граница доходов, не позволяющая участвовать в обязательном социальном страховании, отсутствует. Что касается верхнего предела, то здесь действует регрессивная шкала. Суть ее заключается в следующем: чем выше зарплата работника, тем меньше размер уплачиваемого страхового взноса. Для сравнения общей величины и пропорций распределения страховой нагрузки в системах социального страхования в разных странах обратимся к табл. 1.

 

Таблица 1 – распределение страховой нагрузки в системах социального страхования европейских стран и России. [9, с. 175]

Страна

Страховые взносы, % от заработной платы

Верхняя граница заработной платы, выше которой страховые взносы не взимаются

Работодатели

Работники

Всего

Австрия

25,1

17,2

42,3

3,0 тыс. евро в месяц

Германия

21,2

19,8

41,0

51,0 тыс. евро в месяц

Греция

28,2

15,4

43,6

Отсутствует

Италия

35,1

9,5

44,6

20,5 тыс. евро в месяц для  медицинского страхования

Нидерланды

29,1

25,6

55,0

37,7 тыс. евро в месяц для  страхования инвалидов

Франция

38,9

12,5

51,4

25,6 тыс. евро в месяц

Россия

26,0

-

26

Регрессивная шкала


 

Как видно из приведенных данных, общая страховая нагрузка в европейских странах в 1,5-2 раза превышает соответствующую нагрузку в России, что говорит о налоговом потенциале российских граждан и возможности введения налога на образование.

Размер страховых взносов, вносимых работниками и работодателями, не одинаков, и страховая нагрузка более  высокая у работодателей. Следовательно, взносы на страхование сферы образования необходимо распределить по следующему принципу: большую долю вносит работодатель, меньшую – работник.

На основе высказанных замечаний  предлагаются следующие мероприятия по организации уплаты взносов юридическими и физическими лицами на страхование сферы образования.

Во-первых, всем хозяйствующим субъектам  независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности (работодатели, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства) должны в обязательном порядке платить страховые взносы за работающее население в составе единого социального налога (ЕСН). В общем случае порядок определения налоговой базы можно представить следующим образом: налоговая база – выплаты, являющиеся объектом налогообложения; выплаты, освобожденные от налогообложения; льготы по ЕСН. Сумма налога на государственное образовательное страхование исчисляется и уплачивается налогоплательщиком как соответствующая процентная доля налоговой базы в размере 1% в составе ЕСН (табл. 2).

 

Таблица 2 – структура ЕСН с учетом обязательного социального страхования.

Вид обязательного социального  страхования

Ставка налога, %

Федеральный бюджет

20,0

Фонд социального страхования

2,4

Фонд ОМС

Федеральный

0,2

Территориальный

3,4

Фонд государственного образовательного страхования

1

Итого:

27


 

Во-вторых, для оптимизации механизма  налогообложения относительно государственного образовательного страхования следует также перераспределить налоговую нагрузку между юридическими и физическими лицами. Речь идет о реорганизации схемы налогообложения физических лиц в пользу государственного образовательного страхования (табл. 3).

 

Таблица 3 – схема исчисления налога на государственное образовательное страхование в подоходном налоге физических лиц.

Ставка налога на доходы физических лиц

Государственный бюджет

Фонд государственного образовательного страхования

13%

12%

1%


 

Такой подход относительно физических лиц объясняется тем, что существующая ставка налогообложения доходов физических лиц получена путем сложения ставки налогообложения доходов физических лиц (12%) и ставки налогообложения доходов физических лиц для пенсионного обеспечения (1%) из прошлой модели налогообложения доходов физических лиц. Кроме того, введение дополнительного налога на доходы физических лиц при существующем уровне заработной платы в России представляется недопустимым.

В-третьих, страховые взносы уплачиваются со всех выплат, начисленных в пользу работников в денежной и натуральной форме, за исключением выплат, осуществляемых за счет чистой прибыли, компенсационных выплат, социальных выплат и некоторых других доходов. Суммы начисленных взносов перечисляются на счета Федерального казначейства ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего месяца. Платежные поручения на перечисление страховых взносов страхователи представляют в банк одновременно с документами на выдачу средств на оплату труда. Органы Федерального казначейства в течение суток обязаны перечислять поступающие суммы взносов на счета Фонда государственного образовательного страхования. Страхователи несут ответственность за правильность начисления и своевременность уплаты страховых взносов. За нарушение порядка уплаты страховых взносов к ним применяются различные финансовые санкции, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Как видно из всего вышесказанного, государственное образовательное  страхование, по сути, является монопсонической системой, при которой на рынке образовательных услуг действует один покупатель-страховщик – Фонд государственного образовательного страхования. Ему разрешено сочетать обязательное и добровольное образовательное страхование, в том числе на одних и тех же контингентах граждан. К достоинствам такой схемы можно отнести ее простоту и низкие административные расходы на содержание лишь одного крупного страховщика. Недостатком этой схемы, с точки зрения теории рыночной экономики является, прежде всего то, что Фонд государственного образовательного страхования (страховщик) не имеет больших экономических стимулов в борьбе за повышение качества образовательных услуг, предоставляемых застрахованным лицам, так как все вынуждены страховаться у него. Кроме того, являясь монопольным покупателем образовательных услуг, Фонд государственного образовательного страхования может диктовать их производителям (образовательным учреждениям) невыгодные условия. Что касается первого недостатка, то в этом случае очень важна роль общественного мнения в России, где образование считается высокой ценностью, и интерес индивида обязательно учитывается при управлении сферой образования. Последний из указанных недостатков этой схемы нейтрализуется, прежде всего, уплатой налога юридическими и физическими лицами, что дает им возможность также участвовать в управлении системой образования. Помимо этого, существуют частные страховые компании, которые создают конкуренцию на рынке образовательных и страховых услуг, и это неизбежно приведет соответствующие государственные структуры к повышению качества своей деятельности и регулированию конкуренции в сфере образования.

 

  1. Система управления государственным образовательным страхованием

 

Сфера образования, в основу которой предлагается положить образовательное страхование, как и любая иная социальная система, требует управления или обеспечения целенаправленной и скоординированной деятельности всех её звенев по защите населения от социальных и профессиональных рисков. Для этого и предлагается страхование сферы образования на государственном уровне в обязательной форме. В самом общем виде система управления образованием на основе государственного образовательного страхования предстает как определенный тип взаимодействия рассмотренных структур со структурами системы образовательного страхования. Одна из сторон в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а другая – управленческого объекта.

Информация о работе Организация государственного образовательного страхования