Организация экономического сотрудничества и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 14:10, доклад

Описание

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organization for Economic Co-operation and Development - OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

Работа состоит из  1 файл

Организация экономического сотрудничества и развития.docx

— 16.20 Кб (Скачать документ)

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organization for Economic Co-operation and Development - OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

ОЭСР была образована в 1961 году по инициативе США на базе Организации европейского экономического сотрудничества, которая координировала американскую и канадскую помощь пострадавшим от Второй мировой войны европейским странам в рамках плана Маршалла.

Цели организации  состоят в проведении согласованной  политики, направленной на:

- достижение  высокого и устойчивого экономического  роста и повышение жизненного  уровня стран-членов при соблюдении финансовой стабильности;

- продвижение  разумных экономических взглядов  и методов в странах-членах, а также в не входящих в ОЭСР странах, идущих по пути экономического развития;

- развитие  международной торговли на многосторонней, не дискриминационной основе  в соответствии с международными  обязательствами.

Однако в более  простой форме основную функцию  организации можно определить так: ОЭСР призвана быть местом, где достаточно высокопоставленные представители государственных органов (так называемые policy-makers) могут в неофициальной обстановке, без обязывающих резолюций, и даже в качестве частных лиц обсуждать с коллегами из других стран общие экономические проблемы.

Особенность ОЭСР заключается в том, что она  является как бы своеобразным клубом по обмену опытом экономической и социальной политики. В этом и есть ее принципиальное отличие от других международных организаций. ОЭСР призвана способствовать внедрению передовых идей в основном неформальными методами, а не издавать жесткие инструкции и резолюции. Отличие также заключается и в том, что Организация не занимается выделением денежных средств в той или иной форме ни своим членам, ни сотрудничающим с ней странам.

В настоящее  время членами ОЭСР являются 29 стран. Более 20 лет (с 1973 года, когда в ОЭСР вошла Новая Зеландия, до 1994 года) состав ОЭСР не менялся и насчитывал 24 страны. В девяностые годы XX века к ней присоединились Мексика, Чехия, Венгрия, Польша и Корея.

Каких-либо количественных критериев членства не существует. Для того, чтобы принять решение о принятии новой страны в члены организации, все страны ОЭСР должны согласиться с тем, что она продемонстрировала: приверженность принципам рыночной экономики; приверженность принципам плюралистической демократии. Такое решение принимается единогласно Советом ОЭСР.

Принятию решения  о членстве предшествует похожее  по процедуре принятие решения о  начале переговоров о вступлении. Такие переговоры длятся от одного до двух лет и служат для выяснения  степени соответствия экономических  правил, юридической и институциональной  структуры страны-претендента стандартам, достигнутым странами ОЭСР.

Основным органом, принимающим решения является Совет ОЭСР, в который входят постоянные представители всех стран-членов в ранге послов и представитель Европейского союза. Раз в год Совет ОЭСР собирается на "министерском" уровне.

Обсуждения на уровне экспертов происходят в  комитетах, специализирующихся на определенных областях экономики и социальной политики. Таких комитетов (вместе с рабочими группами) около 200. Решения комитетов конфиденциальны и принимаются консенсусом без голосования.

Организацией  заседаний комитетов и подготовкой  аналитических материалов занимается секретариат. В секретариат входят 11 специализированных директоратов, Центр по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР, 6 полусамостоятельных (с отдельным бюджетом и программой) организаций, из которых наиболее заметными является Международное энергетическое агентство (МЭА) и Агентство по атомной энергии.

Руководит работой  Секретариата и председательствует на заседаниях Совета Генеральный секретарь. С 1 июня 2006 года Генеральным секретарем является Анхель Гурриа.

Россия начала сотрудничать с ОЭСР еще в советские  годы, когда специалисты ОЭСР консультировали  Госкомстат СССР по вопросам введения и использования системы национальных счетов. Однако по-настоящему активное и многопрофильное сотрудничество начало развиваться с 1990 года, когда был создан Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой. Центр стал планировать и координировать взаимодействие различных директоратов ОЭСР с Россией. 8 июня 1994 года была подписана Декларация о сотрудничестве между ОЭСР и Российской Федерацией, определяющая основные направления такого сотрудничества и формализующая условия деятельности ОЭСР в России.

В 1996 году Председатель Правительства Российской Федерации  Виктор Черномырдин направил Генеральному секретарю ОЭСР Дональду Джонстону письмо с просьбой рассмотреть вопрос о вступлении России в члены Организации. В ответном письме со ссылкой на мнение Совета ОЭСР было отмечено, что членство России является "общей целью" России и ОЭСР, однако необходимо пройти путь по приближению российских условий экономической деятельности и социальной сферы к нормам, принятым в странах ОЭСР.

В 1997 году был  подписан Протокол о создании специального Комитета по связям между ОЭСР и  Российской Федерацией. Комитет является органом, объединяющим высокопоставленных представителей ОЭСР и государственных  органов России. Он рассматривает  ход российских экономических реформ, анализирует результаты выполнения ежегодных программ работы ОЭСР в  Российской Федерации и дает рекомендации по перспективным направлениям сотрудничества.

30 ноября 2007 года  Советом ОЭСР была принята  "Дорожная Карта" присоединения  Российской Федерации к Конвенции  об учреждении ОЭСР, которая определяет  процедуру, позволяющую странам-членам оценить готовность и возможность Российской Федерации выполнять обязательства, налагаемые членством в Организации.

В настоящее  время Россия имеет статус наблюдателя  в 19 комитетах ОЭСР.

Наблюдатель имеет  в рамках данного комитета практически  равные права с представителями  стран-членов. Он может выносить вопросы на обсуждение, участвовать в заседаниях комитета и в обсуждении всех вопросов в его рамках, а также пользоваться материалами, подготовленными к заседаниям комитетов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Информация о работе Организация экономического сотрудничества и развития