Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:47, реферат
В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.
Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.
Введение
Органы, объекты и субъекты приватизации
Список литературы
Содержание
Введение
Органы, объекты и субъекты приватизации
Список литературы
В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.
Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.
В современном мире нет ни одной страны, где бы государство не занималось активно хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайна выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.
В соответствии с Законом "О собственности в Республике Беларусь"' государственная собственность подразделяется на собственность Республики Беларусь (республиканскую) и собственность административно- территориальных образований (коммунальную).
В собственности Республики Беларусь находятся земля, ее недра, воздушное пространство над территорией республики, а также другие природные ресурсы; имущество республиканских органов власти и управления; культурные и исторические ценности народа Республики Беларусь; средства республиканского бюджета, республиканские банки, страховые, резервные и другие фонды. Кроме того, в республиканской собственности могут находиться предприятия и организации, которые обеспечивают суверенитет, хозяйственную самостоятельность республики, ее экономическое и социальное развитие (оборонные предприятия, железные дороги, республиканское телевидение и др.).
Управление и распоряжение имуществом, находящимся в республиканской собственности, осуществляют Совет Министров Республики Беларусь и уполномоченные им органы (министерства, ведомства, концерны, управления и др.).
В коммунальной собственности находится имущество, принадлежащее административно-территориальны
Масштабность и сложность разгосударствления и приватизации обусловили необходимость создания в республике системы органов управления этими процессами. Всю работу по приватизации возглавляет Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации (Мингосимущество) и его территориальные органы, созданные во всех областях и г. Минске. Основными задачами Мингосимущества являются:
управление и распоряжение государственным имуществом, относящимся к республиканской собственности, за исключением земли, ее недр, других природных ресурсов и имущества (по законодательству Республики Беларусь);
анализ эффективности использования и сохранности имущества, находящегося в республиканской собственности;
выполнение функций держателя акций, принадлежащих государству, а также функций арендодателя при сдаче в аренду государственных предприятий и их структурных подразделений, относящихся к республиканской собственности, за исключением случаев, когда эти функции возложены на другие министерства и иные центральные органы Республики Беларусь;
представление интересов государства как собственника при разгосударствлении и приватизации имущества, находящегося в республиканской собственности, защита прав и интересов Республики Беларусь как на ее территории, так и за рубежом.
Аналогичные задачи по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в коммунальной собственности, осуществляют управления (отделы) приватизации, созданные в составе местных Советов депутатов (рис.1).
Для выполнения задач по управлению и распоряжению государственным имуществом каждый орган приватизации в соответствии со своей компетенцией создает Реестр государственного имущества, в который включаются: государственные предприятия; имущество, сданное в аренду (в том числе на арендных предприятиях); доли, паи, акции, принадлежащие государству в капитале предприятий, основанных на коллективной форме собственности. В Реестре по каждому объекту даются общие сведения (вид деятельности, номенклатура производимой продукции и уровень ее конкурентоспособности, рынки сбыта, численность персонала и др.); структура и стоимость государственного имущества по балансу; сведения о долгосрочных финансовых вложениях с указанием конкретных объектов этих вложений. Кроме того, приводится характеристика объектов, учредителем которых выступает государственное или арендное предприятие - субъект Реестра.
Реестр государственного имущества дает полное представление о составе и стоимости государственного имущества. Приведенные в нем данные позволяют оценить эффективность его использования и принять обоснованные решения по распоряжению им.
В процессе приватизации соответствующие органы представляют государство как собственника, разрабатывают методологию разгосударствления и приватизации и выполняют следующие функции:
разрабатывают программы приватизации, организуют и контролируют их выполнение;
осуществляют руководство процессами приватизации;
создают комиссии по приватизации;
осуществляют необходимые преобразования организационно-правовых форм государственных предприятий, подлежащих приватизации;
принимают решения о приватизации;
владеют свидетельствами о собственности на государственные предприятия и имущественные доли в капитале акционерных и других хозяйственных обществ;
выступают учредителями акционерных и других хозяйственных обществ;
обменивают акции, принадлежащие Республике Беларусь, на акции юридических лиц других государств;
организуют и проводят конкурсы и аукционы по продаже объектов государственной собственности;
создают в своем составе соответствующие фонды для осуществления функций владения и распоряжения государственным имуществом;
осуществляют другие функции, необходимые для приватизации предприятий.
Кроме Мингосимущества функции управления государственным имуществом возложены Кабинетом Министров Республики Беларусь на отраслевые министерства и другие центральные органы, для чего в их составе созданы управления (отделы) приватизации, основной задачей которых является разработка отраслевых программ приватизации, организация и контроль их выполнения.
Для координации и контроля над ходом работ по преобразованию подведомственных предприятий в открытые акционерные общества в отраслевых министерствах и в других центральных органах создаются отраслевые комиссии.
Закон "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" определяет объекты приватизации, т. е. имущество, которое государство будет продавать в процессе приватизации. К ним относятся:
государственные предприятия, учреждения и организации;
предприятия, сданные в аренду;
выделенные в самостоятельные предприятия структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий;
здания, сооружения, оборудование и другие материальные и нематериальные активы предприятий;
доли государства в имуществе хозяйствующих субъектов;
акции, принадлежащие государству.
В зависимости от степени государственного регулирования все объекты приватизации разделяются на две группы:
объекты, приватизация которых осуществляется по решению Совета Министров Республики Беларусь;
объекты, приватизация которых осуществляется по решению органов Мингосимущества.
По специальному разрешению Совета Министров Республики Беларусь проводится приватизация предприятий и организаций, которые имеют особо большое значение для национальной экономики, определяют экономическую независимость и суверенитет. К таким объектам относятся предприятия электроэнергетики, пассажирского, автомобильного и речного транспорта, специализированные элеваторы, холодильники и др.
Для обеспечения контроля над деятельностью таких предприятий государство при их приватизации сохраняет за собой контрольные пакеты акций или доли в имуществе.
Все остальные предприятия приватизируются по решению соответствующих органов приватизации.
Эффективность процесса приватизации во многом определяется составом субъектов приватизации.
Субъектами приватизации являются физические и юридические лица, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право приобрести государственное имущество и подали в соответствующие органы приватизации заявку на его приобретение (рис.2).
Субъектами приватизации могут выступать юридические лица с негосударственной формой собственности: частные, арендные и народные предприятия, хозяйственные общества и товарищества.
Юридическими лицами с негосударственной формой собственности признаются те, у которых более 50 % уставного капитала образовано прямыми или косвенными вкладами, не относящимися к государственной форме собственности.
Особым субъектом приватизации является трудовой коллектив. Поскольку он не является самостоятельным юридическим лицом, органы приватизации не могут вступать с ним в договорные отношения по поводу купли-продажи государственного имущества. В связи с этим для целей приватизации на базе трудовых коллективов создаются либо организация арендаторов (на арендных предприятиях), либо хозяйственное общество или товарищество, участниками которых становится не менее 50 % членов трудового коллектива государственного предприятия.
В результате трудовой коллектив становится полноправным участником различных коммерческих сделок, в том числе и купли-продажи предприятия.
Все участники процесса реформирования государственной собственности в процессе разгосударствления и приватизации руководствуются соответствующими законодательными и нормативно-методическими документами.
1. Лемешевский И.М. Макроэкономика (экономическая теория. Ч.3): Учеб. пособие для вузов. - Мн.: ООО «ФУА-информ», 2004.
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, про-блемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. - М.: Республика, 2002.
3. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. Пособие / Под ред. Э.И. Лобковича. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000.
4. Экономическая теория: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, И.В. Новикова, М.Л. Зеленкевич; Под ред. В.Л. Клюни, И.В. Новиковой. - Мн.: ТетраСистемс, 2002.
9