Автор работы: m*********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 13:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение высших органов самоуправления пайщиков потребительской кооперации, их полномочия и значения.
Введение
Потребительская кооперация
Потребительская
кооперация – особо социально-
Для
создания кооперативов необходимы юридические
предпосылки, то есть законы, позволяющие
государственным органам
Преимущество социально-экономической деятельности потребительской кооперации для государства состоят в том, что организации потребительской кооперации являются надежным партнером государства в решении ряда проблем, которым государство привлекает потребительские общества и их союзы. В условиях возросшей за последнее время, вследствие мирового кризиса безработицы возрастает роль потребительской кооперации в обеспечении занятости населения, особенно сельского, общественно полезным трудом.
Все это требует эффективной работы каждой отрасли потребительской кооперации, с помощью которых будет решена основная цель, лежащая в основе социальной миссии: удовлетворение материальных, социальных и культурных потребностей членов потребительского общества.
Таким образом, все, вышеперечисленное, свидетельствует об актуальности темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является изучение органов самоуправления пайщиков, в частности, их компетенции и взаимодействия с правлением общества.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Объектом исследования является система потребительской кооперации.
В работе использовались нормативно – правовые акты РФ, труды отечественных ученых в области изучения вопросов потребительской кооперации, материалы статистических сборников РФ, статьи периодических изданий.
В процессе анализа и обобщения информации применялись методы: монографический, абстрактно-логический, сравнения.
Структура
и содержание курсовой работы обусловлено
целью и задачами. Работа состоит из введения,
четырех вопросов, заключения, списка
использованных источников, приложения.
компетенция
и правомочия органов
Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 года №3085-1«О потребительской кооперации (в потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) наиболее полно определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих систему потребительской кооперации Российской Федерации. Основу системы потребительской кооперации составляют потребительские общества. В соответствии Гражданским кодексом организационно-правовой формой потребительского общества является потребительский кооператив. Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных взносов.
В Гражданском кодексе Российской Федерации указано, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы управления, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами [1].
В законе «О потребительской кооперации (в потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» изложено следующее определение потребительского общества:
Потребительское
общество – добровольное объединение
граждан и (или) юридических лиц,
созданное, как правило, по территориальному
признаку, на основе членства путем объединения
его членами имущественных паевых взносов
для торговой, заготовительной, производственной
и иной деятельности в целях удовлетворения
материальных и иных потребностей его
членов [2].
Потребительские общества и потребительские союзы как юридические лица имеют специфические органы управления и контроля.
Пайщики – как социальная основа потребительской кооперации, являются ключевыми фигурами в развитии и деятельности потребительской кооперации не только России, но и зарубежных стран. Именно за счет участия пайщиков, как экономического, так и управленческого, задается вектор развития потребительской кооперации.
Паевые отношения строятся между пайщиками внутри потребительских обществ. Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) РФ» дает следующее определение пайщику – « гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами» [2].
В любом потребительском обществе работает одно правило «Один пай – один голос». Этот принцип лежит в основе паевых отношений между пайщиками в потребительских обществах. На основе этого принципа достигается равенство между всеми пайщиками в независимости от количества внесенных паев. Равенство пайщиков - один из главных принципов потребительских обществ.
Потребительские кооперативы во всем мире выживают в конкурентной борьбе прежде всего потому, что они имеют возможность гарантированного сбыта товаров своим постоянным покупателям – пайщикам. Чем больше пайщиков, тем конкурентоспособнее кооператив, шире его сегмент на рынке потребительских товаров. Увеличение численности пайщиков –безальтернативная экономическая необходимость для всех организаций потребительской кооперации.
При изучении органов управления следует учитывать, что в зависимости от количества пайщиков и территориального размещения различают: потребительские общества без кооперативных участков (небольшие) и потребительские общества с кооперативными участками (крупные). Их органы управления отличаются.
Потребительское общество без кооперативных участков создается в тех случаях, когда количество пайщиков невелико и можно всех пайщиков привлечь для участия в общем собраний. Потребительское общество с кооперативными участками создается тогда, когда пайщиками потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и количество пайщиков велико.
Причем, максимальное количество пайщиков в потребительском обществе не ограничено: на одно потребительское общество может приходиться и несколько сотен, и несколько тысяч пайщиков. В потребительской кооперации преобладают крупные потребительские общества. В таких потребительских обществах созыв общего собрания пайщиков невозможен. Поэтому в крупных потребительских обществах для обеспечения участия всех пайщиков в принятии решений создаются кооперативные участки, высшим органом управления которых являются собрания пайщиков кооперативных участков.
Кооперативным участком может быть одно село, один или два населенных пункта, одна улица города, или другая территориальная структура, объединяющая определенную группу пайщиков (не более 200 человек).
Организационная структура управления системой потребительской кооперации представлена в таблице 1.
Как видно из таблицы 1, статус пайщиков и потребительских обществ в формировании системы потребительской кооперации возрос. Они стали создавать потребительские союзы и формировать их органы управления. Именно пайщики на общих собраниях решают, в какие союзы будет входить их потребительское общество.
В
настоящее время происходит реформирование
системы управления потребительской
кооперацией по основным направлениям:
Таблица 1
Организационная структура управления системы
потребительской кооперации
-
меняются функции правлений
-
в качестве представительного
органа на всех уровнях
-
разрабатываются новые уставы, которые
регламентируют
Структура
органов управления и контроля потребительского
общества
Органы управления потребительского общества без кооперативных участков (небольшого потребительского общества) следующие:
• высший орган управления – общее собрание пайщиков потребительского общества, которое созывается не реже 1 раза в 1 год;
В каждой области, крае, республике, национальном округе, районе кооперативные участки создаются с учетом местных условий, поэтому территория и численность пайщиков на кооперативных участках различаются.
• представительный орган управления – совет потребительского общества; совет избирается общим собранием пайщиков и осуществляет управление в период между общими собраниями пайщиков;
• исполнительный орган управления – правление потребительского общества; назначается советом как орган профессионального менеджмента для осуществления руководства финансово-хозяйственной деятельностью;
• контрольный орган управления – ревизионная комиссия потребительского общества, которая избирается общим собранием пайщиков и контролирует соблюдение устава потребительского общества, его финансовую и хозяйственную деятельность.
В потребительском обществе с кооперативными участками (то есть в крупном потребительском обществе), в том числе в районном, органы управления следующие:
• высший орган управления – общее собрание уполномоченных потребительского общества, которое созывается не реже 1 раза в 1 год;
• высший орган управления кооперативного участка – собрание пайщиков кооперативного участка;
• представительный орган управления – совет потребительского общества;
• исполнительный орган управления – правление потребительского общества;
• контрольный орган управления – ревизионная комиссия потребительского общества [12].
Правомочия
органов управления и контроля потребительского
общества предусмотрены законом Российской
Федерации «О потребительской кооперации
(потребительских обществах, их союзах)
в Российской Федерации» и уставом потребительского
общества.
компетенция
и правомочия
Рассмотрим
полномочия органов управления потребительского
общества. В ст. 16 Закона РФ «О потребительской
кооперации (потребительских обществах,
их союзах) в Российской Федерации» N 3085-1
от 19.06.1992 (с изменениями и дополнениями)
отмечено, что общее собрание пайщиков
потребительского общества полномочно
решать все вопросы, касающиеся деятельности
потребительского общества, в том числе
подтверждать или отменять решения совета,
правления потребительского общества
[2].