Основной капитал, его учёт и оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ, методики учета основного капитала и анализа эффективности его использования, развитие аналитического мышления, систематизации, закрепления и расширения теоретических знаний по специальности «Бухгалтерский учет» и «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».
Для достижения целей курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
– изучить теоретические аспекты учета основных средств;
– исследовать существующий порядок учета движения основных средств, порядок начисления и учета амортизации и затрат по ремонту основных средств;
– осуществить анализ эффективности использования основных средств.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 271.00 Кб (Скачать документ)

Начиная с 1 января 1999 г. организации могут не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации (с применением индекса дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

 

1.2  Задачи учета и анализа основных средств, источники

информации для анализа

 

Основные задачи бухгалтерского учета основных средств:

·  правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;

·  правильное исчисление и отражение в учете сумм амортизации основных средств;

·  получение сведений для правильного расчета налога на имущество, перечисленного в бюджет;

·  получение данных для составления отчетности о наличии и движении основных средств;

·  точное определение результатов от ликвидации и прочего выбытия основных средств;

·  учет затрат на ремонт, модернизацию, реконструкцию и поддержание объектов основных средств в рабочем состоянии;

·  контроль за рациональным и эффективным использованием основных средств по времени и мощности;

·  обеспечение контроля за сохранностью объектов основных средств.

Задачи анализа основных производственных фондов предприятия:

1. Выявление степени обеспеченности предприятия основными производственными фондами в соответствии с производственной программой.

2. Изучение степени использования основных производственных фондов по обобщающим и частным показателям. Выявление и измерение факторов, повлиявших на уровень этих показателей.

3. Установление степени использования основного (технологического) оборудования и производственной площади.

4. Выявление и измерение резервов повышения эффективности основных производственных фондов.

Источниками информации для анализа ОПФ могут служить:

·   бизнес-план предприятия;

·   план технического развития предприятия;

·   отчетный бухгалтерский баланс и приложения к нему;

·   специальные балансы: баланс основных фондов, баланс оборудования, баланс производственной мощности;

·   инвентаризационные карточки учета основных средств и другая техническая документация.

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

2.1. Документальное оформление движения основных средств

 

Учет движения основных средств в организации оформляется унифицированными   формами,   утвержденными   постановлением Госкомстата России 21.03.2001 г. № 7.

Акт о приеме-передаче основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1)применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших путем:

ü   приобретения за плату у других организаций;

ü   строительства хозяйственным или подрядным способом;

ü   получения от других юридических или физических лиц в безвозмездное пользование;

ü   внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;

ü   получения в хозяйственное или оперативное управление;

ü   получения в аренду с последующим выкупом;

ü   поступления по акту дарения.

Акт о приеме-передаче основных средств составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект комиссией, назначенной приказом руководителя организации.

Форма № ОС-2 применяется при оформлении внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения организации в другое. В этом случае акт (накладная) приемки-передачи основных средств выписывается в двух экземплярах. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй – структурному подразделению организации-сдатчика.

При передаче акта приемки-передачи в бухгалтерию организации к нему прилагается техническая документация по данному объекту. На основании этих документов работники бухгалтерии делают соответствующие записи в инвентарных карточках учета основных средств. На основании второго экземпляра акта приемки-передачи сдатчик делает соответствующие отметки в инвентарном списке основных средств (по месту нахождения, эксплуатации) о выбытии объекта основных средств.

Акт приеме-передаче основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1) подписывает главный бухгалтер и утверждает руководитель организации.

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств {форма № ОС-3) применяется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации и соответственно их сдачи. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию организация выполняет собственными силами, акт составляется в одном экземпляре. Если сторонняя организация – в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передают организации, проводившей договорные работы.

Акт о списании объектов основных средств (форма № ОС-4) применяется для оформления полного или частичного списания основных средств (кроме автотранспортных) при полной или частичной ликвидации. Акт составляет комиссия в двух экземплярах, назначенная руководителем организации. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй – остается у материально ответственного лица и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате ликвидации запасных частей, материалов, металлолома и т. п.

Акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а) предназначен для оформления списания грузового или легкового автомобиля, автобуса, прицепа или полуприцепа при их ликвидации. Акт составляют в двух экземплярах, его подписывают члены ликвидационной комиссии, назначенной приказом руководителя организации. Первый экземпляр с документом, подтверждающим снятие автотранспортного средства с учета в ГИБДД, передается в бухгалтерию, второй – остается у лица, ответственного за сохранность автотранспортных средств, и является основанием для сдачи на склад материальных ценностей (запасных частей) и металлолома, оставшихся после списания.

Инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6) применяется для учета всех видов основных средств, а также для группового учета однотипных объектов, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость. Инвентарные карточки ведут в бухгалтерии, их открывают на каждый объект или группу однотипных объектов, заполняют в одном экземпляре на основании акта (форма № ОС-1) и другой технической документации на данный объект.

Акт о приеме-поступлении оборудования (форма № ОС-14) применяется для оформления поступившего на склад оборудования для установки. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается приемной комиссией. При получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте, копия которого ему передается.

Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15) составляется на выявленные дефекты в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования.

Акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16) составляется при передаче оборудования монтажным организациям.

 

 

2.2 Аналитический и синтетический учет движения основных

средств

 

Аналитический и синтетический учет основных средств организуется на основе регистров бухгалтерского учета, рекомендованных Минфином России или разработанных другими ведомствами при соблюдении общих методологических принципов бухгалтерского учета. Аналитический учет основных средств ведется в бухгалтерии организации по классификационным группам, а внутри групп – по инвентарным объектам в инвентарных карточках № ОС-6 и месту нахождения (эксплуатации) объектов у лиц, ответственных за сохранность в инвентарном списке или другом соответствующем документе, содержащем сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта, полном наименовании объекта, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещении) объекта, срок полезного использования, способ начисления амортизации, освобождение от начисления амортизации (если она есть).

Заполнение инвентарных карточек или книг производится на основе первичных документов: актов приемки-передачи, технических паспортов, свидетельств и других документов. Инвентарные карточки регистрируются в описях, которые ведутся в одном экземпляре. В описи приводится порядковый номер карточки и наименование объекта. На каждую классификационную группу основных средств (здания, сооружения, передаточные устройства и т. д.) заводят отдельные описи инвентарных карточек.

Инвентарные номера обязательно указываются во всех первичных документах, которыми оформлено движение основных средств, и в регистрах аналитического учета основных средств.

Синтетический учет наличия и движения основных средств ведется на счетах:

01 – «Основные средства»;

02 – «Амортизация основных средств»;

03 – «Доходные вложения в материальные ценности»;

91 – «Прочие доходы и расходы», субсчет 3 «Выбытие основных средств»;

001 – «Арендованные основные средства»;

010 – «Износ основных средств»;

011 – «Основные средства, сданные в аренду».

Счет 01 «Основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости в сумме фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление. Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, учитывается каждой организацией на сч. 01 «Основные средства в соответствующей доле».

У организаций-застройщиков затраты по приобретению оборудования, требующего монтажа, предварительно учитываются на сч. 07 «Оборудование к установке», а при сдаче этого оборудования в монтаж списываются на сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Поступление основных средств в организацию оформляется составлением актов (накладных) приемки-передачи на каждый объект. Оприходование объектов основных средств отражается по дебету сч. 01 «Основные средства», которое возможно из:

·  нового строительства или приобретения за плату;

·  безвозмездного получения от других юридических или физических лиц;

·  вкладов в уставный капитал;

·  вкладов в совместную деятельность по договору простого товарищества;

·  оприходования излишков при инвентаризации;

В кредите отражается выбытие основных средств из организации по причине:

·  продажи;

·  передачи в счет вклада в уставный капитал другой организации;

·  ликвидации по причине амортизации, аварии, стихийных бедствий;

·  безвозмездной передачи другим юридическим или физическим лицам;

·  передачи в счет вклада в совместную деятельность;

·  недостачи и порчи;

·  передачи в аренду.

Операции по приобретению объектов основных средств за плату отражаются следующими бухгалтерскими записями:

1.    На  сумму  стоимости  приобретенного  объекта  основных средств:

Д-т сч. 08/4 «Вложения во внеоборотные активы»

Д-т сч. 19/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

2.  Перечислены деньги поставщикам в сумме стоимости объекта основных средств:

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. 51 «Расчетные счета»

3. Оприходован объект основных средств по первоначальной стоимости:

Д-т сч. 01 «Основные средства»

К-т сч. 08/4 «Вложения во внеоборотные активы»

4. Списывается сумма НДС на расчеты с бюджетом после оплаты и оприходования объекта основных средств:

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

К-т сч. 19/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

В бухгалтерском учете операции по поступлению объекта основных средств в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации оформляются записями:

1.  На сумму величины уставного (складочного) капитала организации, зафиксированного в учредительных документах:

Д-т сч. 75/1 «Расчеты с учредителями» 

К-т сч. 80 «Уставный капитал»

2. Отражена стоимость объекта основных средств, поступившего в счет вклада в уставный (складочный) капитал в сумме, согласованной с учредителями фирмы:

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т сч. 75/1 «Расчеты с учредителями»

3. Оприходован поступивший объект основных средств:

Д-т сч. 01 «Основные средства»

К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Все виды выбытия объектов основных средств их эксплуатации оформляются актами:

– приема-передачи объектов основных средств (форма № ОС-1);

– о списании объектов основных средств (форма № ОС-4);

– о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а).

При выбытии основных средств (продажа, ликвидация, безвозмездная передача и др.) стоимость объекта списывается бухгалтерской записью:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 01/3 «Основные средства

На сумму списания амортизации объекта уменьшается первоначальная стоимость:

Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств»

К-т сч. 01 «Основные средства»

На сумму списания остаточной стоимости объекта:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 01 «Основные средства»

В дальнейшем в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» включаются все расходы, связанные с выбытием основных средств, а в кредит – доходы от их выбытия:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы»

К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и другие.

Продажа объектов основных средств в бухгалтерском  учете оформляется следующими записями:

1.  На сумму продажной стоимости объекта основных средств, причитающейся с покупателя:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказниками»

К-т сч. 91/1 «Прочие доходы и расходы»

2.   На сумму НДС с продажной стоимости объекта основных средств:

Д-т сч. 91/3 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам».

3.  Списывается сумма амортизации, начисленная на реализуемый объект основных средств:

Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств»

К-т сч. 01 «Основные средства».

4. Списана первоначальная стоимость реализуемого объекта:

Информация о работе Основной капитал, его учёт и оценка