Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:54, доклад
КНР – одна из крупнейших экономик мира. На ее территории 7,2% мировой суши – проживает свыше 21% населения мира. Хозяйство Китая на Сянганя создает более 5% ВМП при подсчете по текущим валютным курсам и свыше 13% ВМП, подсчитываемого на основе ППС. По объему производства, подсчитанного по текущим ценам, КНР занимает четвертое место в мире, уступая США, Японии и Германии, по показателю покупательной способности – только США.
Основной опыт реформы китайской экономики.
Анализ более чем на двадцатилетнего ходв реформы китайской экономики, дает следующий основной опыт.
Реформа – это единство совершеннствования
системы и системной реформы.
Поэтому с одной стороны
В 1997 году на своем докладе о планах пятнадцатой пятилетки Цзян Цземинь заявил, что экономика общественной собственности существует не в чистом виде, она может существовать и развиваться в условиях смешанной экономики. Это было новое понимание партией форм существования экономики общественной собственности. Некоторые люди ошибочно полагают, что это и был отказ от понятий «общественное» и «частное». На самом деле Цзян Цземинь ясно изложил, что главенствующее положение общественной собственности и совместное развитие экономики различных форм собственности – это важные идеи экономического строя Китая; он подчеркивал, что главенствующее положении общественной собственности в основном проявляется в том, что общественное имущество составляет наибольшую долю всего имущества, государственная экономика контролирует жизненные центры общественной экономики и играет ведущую роль в развитии экономики. В связи с ошибочным пониманием некоторых людей в конце июня 1999 года на заседании,посвященном семидесятивосьмилетней годовщине основания КНР, Цзян Цземинь заявил: «Поскольку на пятнадцатом всекитайском съезде КПК было заявлено о необходимости изыскания форм освобождения производительных сил и оразрешении создания акционерных обществ и акционерных кооперативов, некоторые представители иностранных государств пришли к выводу, что в Китае осуществляется приватизация. Некоторые китайские товарищи также допустили подобную ошибку, что вызвало в некоторых местах перегибы в работе. За пятьдесят лет развития, прошедшего с момента основания КНР,государтсвенное имущество достигло 1 трлн., это достояние всего народа, важная экономическая основа социалистического строя в Китае.
Основное отличие второй реформы 1978 – 1999 годов от первой реформы 1956 – 1978 годов заключается в следующем: с одной стороны были разграничены социальный строй и экономическая система, в области строя был четко определен вопрос реформы разделения на «капиталичтическое» и «социалистическое», «общественное» и «частное»; в области системы и методов развития производительных сил идеология была освоюождена от сковывавших её путь, не велся бессмысленный спор о реформе разделения на «капиталистическое» и «социалистическое», «общественное» и «частное»; с другой стороны социальный строй и экономическая система были связаны, реформа экономической системы по сути была социалистической, благодаря реформе экономической системы совершенствовался социалистический строй и развивались производительные силы общества. Это был важный опыт второй социалистической реформы нового времени в Китае.
В целом, можно сделать следующее заключение о сущности китайской экономической реформы: суть реформы заключается в том,чтобы на основе социалистического строя выполнить задачу замены планового механизма функционирования экономики раночным механизмом. Это определило то, что целью реформы является создание системы социалистической рыночной экономики. Поскольку эта цель обладает такой особенностью как недостаток информации, это определяет выбор постепенного проведения реформы по созданию рыночной экономики. Другиу ученые также пришли к подобным выводам. Например, профессор Джан Ю считает, что китайская экономическая реформа предполагает создание рычночной экономики в условиях ограничения со стороны индустриализации и социалистического конституционнорго строя,ее цель – совершенствование социалистического строя, осуществление нидустриализации и модернизации страны. Конституционный строй здесь означает социалистический политический строй и политическую структуру. Это фундаментальное определение сущности китайской экономической реформы не меняется и накануне нового века. Китайская экономическая реформа будет развиваться вдоль этой «главной оси».
Разумеется, в связи с появлением новых обстоятельств таких как новая волна реструктуризации мировой экономики, расширение открытости Китая после вступления в ВТО, изменения обстоятельств внутреннего экономического роста, масштабное освоение западных районов, новые требования по охране окружающей среды и экологии и т.п., в следующем веке в китайской экономике появится новое содержание и будут изменены основные моменты.
2. Основным моментом китайской экономической реформы является осуществление прорыва.
Дэн Сяопин является главным вдохновителем
китайским реформ и открытости. В
соответствии с основными противоречиями
социализма и с центральной задачей
экономического строительства он утвердил
в качестве основного элемента системную
реформу. Начиная с конца 1978 года,
в селах был введен семейный подряд,
в городах проводился эксперемент
по расширению прав государственных
предприятий на самостоятельное
хозяйствование. В октябре 1984 года после
третьего пленума ЦК КПК двенадцатого
созыва усиление жизненной силы госудаственных
предприятий стало центральным
звеном реформы системы
3. Китайская экономическая реформа означает целостное движение вперед.
Основной момент китайской реформы – экономическая реформа, однако это не означает, что, как некоторые люди говорят реформируется исключительно экономика. Социальная структура является многоуровневой, системная реформа обладает широтой и всесторонностью. Содержание реформы, кроме реформы системы хозяйствования, включает реформу политической системы, системы образования, культуры, науки и техники и т.д. Реформа должна вызвать важные изменения образа жизни, идеологии и морали, стимулировать переход на новые рельсы. После того как КПК свергла «банду четвертых» , было проведено исправление всего ошибочного и восстановление всего правильного в области политической линии и линии руководства, в сущности это было политической реформой. После середины 80-х годов началась реформа в области науки и техники и образования. В марте и мае 1985 года ЦК КПК опубликовал «Решение о реформе системы науки и техники» и «Решение о реформе системы образования»; после середины 90-х годов было усилено партийное строительство, строительство духовной культуры, соблюдалась тактика законного управления страной, предоставлялись политические гарантии реформы, духовная и интеллектуальная поддержка. Дэн Сяопин говорил: « С начала реформ и открытости мы создали немоло всесторонних положений. В области экономики, политики, науки и техники, образования, культуры, военного дела и международных отношений существует четкий курс и политика. Кроме того, существует точный язык для их выражения». Цзян Цзэминь также подчеркивал: «Наша реформа – это огромный сложный системный проект, он включает экономическую политическую реформу, реформу образования, науки и техники и культуры, их необходимо согласовать и проводить в комплексе». Можно предположить, что вне согласования с реформой политической системы, без всесторонней реформы системы образования, науки и техники и культуры реформа ситстемы хозяйствования не смогла бы углубляться и привести к существующим огромным успехам.
4. Китайская экономическая реформа означает обновление системы в направлении рынка.
Китайская экономическая реформа направлена на рынок. В 1979 году Дэн Сяопин выдвинул совершенно новую идею о том, что при социализме также можно строить рыночную экономику, в 1980 году он отметил, что «плановое ругулирование и рыночное регулирование взаимосвязаны». С учетом того, что для исследования реформы и освобождения идеологии от сковывавших ее пут необходимо время, в то время идеи Дэн Сяопина о социалистической рыночной экономике не были высказаны открыто. В 1982 году на двеннадцатом всекийтайском съезде КПК об экономической системе говорили так: « плановая экономика является главной, а рыночное регулирование – вспомогательным»; в 1984 году формулировка третьего пленума ЦК КПК двенадцатого созыва была следующей: « товарная экономика с элементами планирования». В 1985 году, отвечая на вопросы американских гостей, Дэн Сяопин заметил, что « между социализмом и рыночной экономикой нет коренного противоречия». Если соединить плановую и рыночную экономику, можно освободить больше производительных сил, усилить экономическое развитие. На этой основой тренадцатый всекитайский съезд КПК выдвинул курс на сочетание планирования и рынка. К началу 90-х годов идеи Дэн Сяопина о социалистической рыночной экономике зрели с каждым днем, были поочередно выдвинуты следующие идеи: « различие между социализмом и капитализмом не в вопросе планирования и рынка», «чуть больше планирования и рынка – это ещё не существенное между социализмом и капитализмом…Планирование и рынок – это экономические средства…». Выдвижение Дэн Сяопином идеи о социалистической рыночной экономике – важный вклад в марксистскую теорию политэкономии, обеспечивший теоритическую основу для утверждения на 14-м всекитайском съезде КПК «создание системы социалистической рыночной экономики» в качестве цели реформы экономической системы. Переход от продвижения рыночной реформы к открытой борьбе за развитие социалистической рыночной экономики – это явное проявление целей реформы экономической системы, установленных после третьего пленума ЦК одиннадцатого созыва, и вто же время секрет успешного развития второй реформы нового времени.
5. В процессе экономической реформы Китай разумно использовал опыт других стран, и на основе общеполитической обстановки в стране активно проводил исследования по созданию системы социалистической экономики с китайской спецификой.
Китайская экономическая реформа – это нечто небывалое в истории, она началась в ситуации, когда очень недоставало опыта. Поэтому необходимо внимательно относиться к опыту других стран, надо смело заимствовать достижения человеческой цивилизации, включая передовые методы хозяйствования и управления кпиталистических стран, отражающих современные законы производства. В то время иностранный опыт в основном происходил их двух источников: во-первых, успехи и опыт, полученный некоторыми бывшими социалистическими странами, например, Югославией, Венгрией, Польшей и т.д. в ходе экономической реформы, поскольку их реформа началась достаточно рано, в то время они уже явно шли впереди Китая, очень многое у них можно было позаимствовать. Во-вторых, некоторые развитые или сравнительно развитые страны и регионы благодаря долгому опыту не только сформировали особые модели функционирования экономики и управления ей, как, например, англо-американская, германская, скандинавская, японская и восточно-азиатская модель ; кроме того, у некоторых стран уже был после второй мировой войны опыт перехода от плановой экономики к рыночной экономике.
Однако конкретные условия и ощеполитическая обстановка в Китае отличается от них: размеры страны велики, население большое, фундамент слабый, эконеомическая и рыночная база мизерная, развитие в разных районах неравномерное; хотя в некоторых районах, экономика и является централизованной и плановой, но в действительности китайское планирование далеко от строгих норм административно-командной экономики; хотя общей тенденцией было развертывание реформы, направленной на рынок, однако Китай по-прежнему должен был двигаться в направлении социализма. Поэтому одновременно с заимствованием опыта других стран Китай подчеркивал, что не в коем случае нельзя его копировать, необходимо в соответствии с китайской действительностью заимствовать все лучшее у других и в то же время идти собственным путем, проводя активные исследования по созданияю системы социалистической экономики с китайской спецификой. Например, в области сельской реформы Китай не выбрал ни путь приватизации земли, о которому шли некоторые страны Запада и Польша, ни путь реорганизации госхозов и колхозов, по которому шли некоторые социалистичские страны; он выбрал особый метод подрядного хозяйствования, при котором сохранялась коллективная собственность на землю и центром которой был крестьянский двор. В области реформы предприятий Китай не выбрал ни самоуправление рабочих, как в Югославии, ни метод некоторых социалистических стран, ограничавшийся лишь регулированием пределов планирования на государственных предприятиях; он избрал путь развития различных форм собственности, главной из которых является общественная собственность, активное увеличение доли предприятий, на которых не осуществлялся централизованный плановый контроль, и постепенного расширения прав государственных предприятий на самоуправление. В области развития рынка не была выбрана ни «шоковая терапия», применявшаяся в ФРГ и Японии после второй мировой войны, ни метод согласования и так называемого косвенного административного контроля, применявшийся в некоторых странах Восточной Европы; а был выбран направленный на рынок путь поэтапного расширения доли рыночных цен, основным моментом которого была ценовая реформа, завершавшийся распределением ресурсов при помощи рынка. В области системы распределения подчеркивался отказ от уравниловки, соответсвующим образом была увеличена разница в распределении, определенной доле районов и отдельным людям была дана возможность разбогатеть раньше других; в то же время соблюдался принцип сочетания эффективности и справедливости или преимуществе эффективности, постепенно достигалось общее благосостояние. Эти методы не только эффективно заимствовали опыт экономического управления и экономической реформы других стран, но также сыграли важную роль в обеспечении благополучного продвижения экономической реформы и создания системы социалистической экономики с китайской спецификой, этот опыт стоит обобщить и приумножать далее.
Информация о работе Основной опыт реформы китайской экономики