Основные формы освоения мирового рынка ТНК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:32, контрольная работа

Описание

Итак, что представляют собой транснациональные корпорации, какие компании к ним относят? ООН, которая традиционно изучает деятельность международных корпораций, долгое время относила к ним такие фирмы, которые имели годовой оборот, превышающий 100 млн. долл. и филиалы не менее чем в 6-ти странах. В последние годы было сделано некоторое уточнение: о международном статусе фирмы теперь свидетельствует такой показатель, как величина процента ее продаж, реализуемых за пределами страны-резиденции. По этому показателю одним из мировых лидеров является швейцарская фирма “Нэстле” (98%).

Работа состоит из  1 файл

контрольная мировая экономика. Microsoft Office Word.docx

— 39.56 Кб (Скачать документ)

1997 г. — начато широкомасштабное  производство электронных компонентов  в Китае. 1998 г. — Seiko Group выступила в качестве официального технического спонсора Олимпийских Игр в Нагано.

Другой пример возникновения  и развития международной корпорации – сосредоточившая в своих  руках 25% мирового рынка бытовых  электроприборов и промышленного  оборудования ТНК “Электролюкс”. Возникшая в 1912 г. в результате слияния двух шведских компаний, “Электролюкс” уже в конце 20-х годов вышла на рынок Австралии и Новой Зеландии, организовав там свое производство.В последнее десятилетие “Электролюкс” приобрела компанию “Уайт Консолидейтед” — третьего в США производителя бытовой техники под маркой “Вестингауз”, “Гибсон” и др., “Занусси” — крупнейшего производителя электротоваров в Италии и всей Южной Европе, а также “АЭГ” — главного производителя электротоваров в ФРГ.

После присоединения этих трех фирм “Электролюкс” превратилась в мирового лидера в своей отрасли, обладающего Развитой системой производства, сбыта и обслуживания бытовой электротехники в 75 страдах мира. В середине 90-х годов на предприятиях этой транснациональной корпорации трудится свыше 110 тыс. человек, годовой оборот в 1994 г. составил 16 млрд. долл.

Расширяя свою экспансию, транснациональные корпорации используют разнообразные формы освоения мирового рынка. Эти формы в значительной степени основываются на контрактных  отношениях и не связаны с участием в акционерном капитале других фирм. К числу таких форм экономики  ТНК обычно относят:

  • лицензирование;
  • франчайзинг;
  • управленческие контракты;
  • оказание технических и маркетинговых услуг;
  • сдачу предприятий “под ключ”;
  • ограниченные во времени договора по созданию совместных предприятий и соглашения по осуществлению отдельных операций.

На практике часто трудно четко провести границу между  той или иной формой деятельности транснациональных корпораций. Они  используются недифференцированно и часто переплетаются. Нередко они не альтернативны традиционному заграничному инвестированию, а дополняют его.

Важная особенность развития этих форм состоит в том, что они  используются в значительной степени  в отношениях между самими транснациональными корпорациями, выражая усиление центростремительных  тенденций.

Особое распространение  получили лицензионные соглашения. В 1990 г. объем лицензионных сделок ТНК превысил показатель 1970 г. почти в 10 раз.

Лицензионное соглашение представляет собой юридический  договор, по которому лицензиар предоставляет  определенные права лицензиату на некоторое  время и за определенное вознаграждение. Передача лицензий осуществляется как  по внутрифирменным договорам транснациональной  корпорации, так и по внешним каналам  передачи технологии.

Особой разновидностью лицензионного  соглашения является франчайзинг.

Франчайзинг — это лицензионное соглашение, рассчитанное на продолжительный срок. При этом франчайзер представляет определенные права фирме-клиенту. Эти права включают использование торговой марки или фирменного названия, а также услуги по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, торговле и управлению за определенную плату.

Для российской экономики  франчайзинг пока мало известен.Примером могла бы служить тольяттинская фирма “Дока-пицца”, работавшая по этой системе, производя и продавая оборудование для пиццерий и мини-хлебопекарен. Освоить систему франчайзинга в России пытались американские фирмы “Ле Монти”, “Рэнк Ксерокс”. Об этом свидетельствует разветвленная сеть дилеров, созданная в своё время этими компаниями.

С конца 80-х годов становится популярной такая форма экспансии  транснациональных корпораций, как  оказание управленческих и маркетинговых  услуг. Договор на предоставление управленческих услуг представляет собой соглашение, по которому оперативный контроль предприятия  или фазы его деятельности предоставляется  другому предприятию за соответствующее  вознаграждение. Функции, выполняемые  предприятиями по договору, могут  включать управление производством, в  том числе ответственность за технический и инженерный аспекты  производства; управление кадрами, в  том числе назначение и увольнение иностранцев и обучение местной рабочей силы; покупку техники и сырья; маркетинг и финансовое управление.

По контрактам об оказании технической помощи транснациональные  корпорации осуществляют технические  услуги, имеющие отношение к какому-либо специфическому аспекту деятельности данной фирмы. Чаще всего подобные договоры связаны с ремонтом и профилактикой машин и оборудования, советами по использованию “ноу-хау”, устранением аварий и контролем за качеством.

Широкое распространение  получили договоры о сдаче заводов  “под ключ”. В этом случае транснациональная  корпорация берет на себя ответственность  за осуществление всех (или большей  части) видов деятельности, необходимых  для планирования или строительства  определенного объекта.

В целом тенденция к  использованию многообразных форм международных экономических связей ТНК развивается, как и сам  процесс интернационализации капитала и производства, демонстрируя новые  формы и подходы.

Одной из новейших форм завоевания транснациональными корпорациями международных  рынков является создание ими за рубежом  специальных инвестиционных компаний. Задачей этих структур являются инвестиции в дочерние и партнерские предприятия  ТНК для стимулирования продвижения  их продукции на региональные рынки. Такой подход используют, в частности, крупнейшие международные компании по продаже безалкогольных напитков “Пепси-кола” и “Кока-кола”  в Африке.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ.

До новейших образований  финансово-промышленных групп (ФПГ) в  России уже существовали собственные  транснациональные корпорации. Примером российской ТНК является “Ингосстрах” со своими дочерними и ассоциированными фирмами и отделениями в США, Нидерландах, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, а также ряде стран СНГ. К числу такого рода компаний можно отнести государственный концерн “Нафта Москва” (бывший Союзнефтеэкспорт) со своими дочерними компаниями в Финляндии, Бельгии, Англии, Дании, Италии и других странах.

Некоторые российские транснациональные  корпорации появились сравнительно недавно. К их числу можно отнести  “Микрохирургию глаза” с большим  количеством своих отделений  по всему миру, а также “ЛУКойл” (в ее состав входят российские нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие предприятия и предприятия нефтяного машиностроения), “Автоваз” и др.

Приватизация в России сопровождалась возникновением достаточно мощных организационно-хозяйственных  структур нового типа (государственных, смешанных и частных корпораций, концернов), способных успешно действовать  на внутреннем и внешнем рынках, например, “Газпром”, “Вымпел” и др.

Так, “Газпром” контролирует 34% мировых разведанных запасов  природного газа, обеспечивает почти  пятую часть всех западноевропейских потребностей в этом сырье. По оценке Германского торгового банка, рыночная стоимость “Газпрома” -—23 млрд. долл. (По оценке самого “Газпрома” — 2,3 млрд. долл., т. е. в 10 раз ниже)

Этот концерн остается самым крупным в стране источником поступления твердой валюты, зарабатывая 6-7 млрд. долл. В год. “Газпром” имеет 10%-ную долю в проекте “Ю-Кей-Континент Интерконнектор”, 35%-ную долю в предприятии “Вингас”, созданном совместно с дочерней компанией “Винтер-шелл” германской ТНК “БАСФ”. Он также имеет партнерские отношения с рядом других крупных западных корпораций.

Важным стимулом для роста  числа российских транснациональных  корпораций могло бы стать “Положение о финансово-промышленных группах  и порядке их создания”, утвержденное Указом Президента 5 декабря 1993 г. Расширение инвестиционной деятельности этих групп  за границы России автоматически  превращает их в средние и крупные  по мировым стандартам ТНК.

Одним из направлений по формированию российских транснациональных  корпораций может стать создание международных финансово-промышленных групп в рамках СНГ, т. е. с преобладанием  российского капитала. Практика показывает, что формирование транснациональных  финансово-промышленных групп, т. е. межнациональных (многонациональных) корпораций (МНК) проходит два этапа. На первом создается российская финансово-промышленная группа, на втором прорабатываются вопросы ее расширения за счет включения предприятий и  финансово-кредитных структур других государств.

Отдельными решениями  правительства одобрено создание такого рода транснациональных финансово-промышленных групп, как, например, “Российский авиационный  консорциум” — “Международные авиадвигатели”, в которую входят 50 предприятий оборонных комплексов Украины и России. В качестве транснациональной группы зарегистрирована финансово-промышленная группа “Нижегородские автомобили” с участием 8 предприятий из пяти государств СНГ и Латвии. Готово подписанию соглашение между Россией и Казахстаном о мерах по созданию торгово-финансово-промышленной группы, а также соглашение о создании подобных групп с Беларусью, Узбекистаном и др.

В госреестр финансово-промышленных групп по состоянию на начало 99г было внесено 10 транснациональных и финансово-промышленных групп. Наиболее заметные усилия—по созданию российско-белорусских корпораций.1998 г.—2 российско-белорусские МФПГ : «Межгосметиз” и “БелРусАвто”. Также соглашение о создании МФПГ “Формаш”, особенностью которого является прямое указание на создание в рамках группы внебюджетного фонда фиксирования НИОКР, формируемого за счёт отчислений участников с обеих сторон в размере до 1,9 процентов себестоимости продукции.

Наконец подписано соглашение о создании МОПГ “Электронные технологии”, нацеленного на развитие российско-белорусского сотрудничества в мире электроники.

Путь создания торгово-финансово-промышленных групп или своеобразных совместных международных концернов объективно является более предпочтительным, нежели формирование чисто российских транснациональных корпораций. Это, во-первых, связано с нехваткой собственных средств и возможностей; во-вторых, создание таких компаний способствует поддержанию исторически сложившейся кооперации промышленного производства хозяйствующих субъектов стран Содружества, восстановлению и развитию интеграционных процессов между странами СНГ. Межгосударственный экономический комитет стран СНГ подготовил Конвенцию о транснациональных корпорациях в странах СНГ. Ее цель содействовать формированию транснациональных производственных структур в странах СНГ, проведению активной промышленной политики, привлечению инвестиций и др.

К концу 1995 г. в России действовало 28 финансово-промышленных групп. В них  вошли 450 предприятий и более 60 финансово-кредитных  учреждений. Среди участников финансово-промышленных групп можно отметить такие крупные  промышленные предприятия, как РАО  “Норильский никель”, АО “Авто  ГАЗ”, Новолипецкий, Челябинский и Магнитогорский металлургические комбинаты, а также мощные финансовые организации “ОНЕКСИМ-банк”, “Международная финансовая компания”, “Российский кредит”, “Автобанк”, “Инкомбанк” и др.

В перспективе, с учетом потенциала российской экономики, следует ориентироваться  на формирование в ней 10-20 особо мощных универсальных финансово-промышленных групп,100-150 крупных групп, сопоставимых по размерам с зарубежными корпоративными объединениями и способных контролировать до 50%промышленного производства, а  входящие в их состав банки —  до 70% банковских активов. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итоги проделанной  работы, следует еще раз подчеркнуть  несомненную полезность транснациональных  корпораций для России в период перехода к рынку, т.к. имея такие существенные и порой чрезвычайно негативные черты, как постоянные попытки их влияния на политическую жизнь стран; непомерное усиление конкуренции по отношению к малым и средним  предприятиям и фирмам (являющимися по мнению некоторых российских экономистов (И. Хакамада) необходимым условием развития стабильной экономической системы), они между тем сочетают в себе и такое необходимое для становления российской экономики условие, как способствование развитию международных отношений, обеспечивающих стабильность внешнеэкономических и внешнеполитических связей.

Вообще же, транснациональные  корпорации промышленно развитых стран, а также “новых индустриальных стран” являются основой их экономики. В  наших условиях они также могут  стать наиболее эффективной формой организации хозяйственной деятельности, которая обеспечит органическое взаимодействие финансового и промышленного  капитала. Финансово-промышленные группы при условии целенаправленной их поддержки со стороны государства должны стать объектами экспорториентированного экономического роста, способствующего прогрессивным изменениям в российской экономике.

К тому же весьма ясный смысл  несёт в себе тот факт, что в  результате неиспользования потенциала развития кооперационных связей с традиционными  партнерами в рамках СНГ убыток по оценкам составляет до двадцати миллиардов долларов ежегодно.

В целом транснациональные  корпорации — это достаточно сложный  и постоянно развивающийся феномен  в системе межхозяйственных связей, требующий постоянного внимания, изучения и международного контроля. Тем более что в нашей стране начинают возникать и развиваться  крупные российские корпорации —  финансово-промышленные группы, видящие  свои перспективы в активной экспансии  на внешних рынках.

Информация о работе Основные формы освоения мирового рынка ТНК