Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:55, доклад
«Оценивая значимость покоренных нами высот, достигнутых нами вершин, чтя и славя предшествующий путь народа, мы одновременно закладываем основы будущего. Это движение – сегодняшняя сущность народа, находящегося на подъеме, это стезя страны, уверенно торящей дорогу в будущее, это политика государства, стремящегося донести свои идеалы и устремления до великих высот человеческой цивилизации.
ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Экономический рост в посткризисные годы в Казахстане был обусловлен действием следующих факторов:
• Восстановительный рост, который выразился в полном или частичном восстановлении производства товаров и услуг. Это, прежде всего, производство черных и цветных металлов, электро- и теплоэнергетики, продуктов питания, строительных материалов, текстильных и швейных изделий, услуг транспорта и связи и т.д.
• Конъюнктурный
рост, который связан с развитием
отраслей, спрос на продукцию которых
на мировом рынке постоянно
• Системный рост происходит вследствие внедрения новых сегментов производства товаров и услуг. К этому фактору необходимо отнести развитие малого предпринимательства, финансового сектора, торговлю недвижимостью, а также автомобилями, развитие производства товаров и услуг в секторе домашних хозяйств.
• Инновационный рост происходит вследствие реализации в Казахстане «Стратегии индустриально-инновационного развития» и находится в стадии становления. Этот фактор пока что оказывает незначительное влияние на развитие казахстанской экономики. Наиболее быстрыми темпами происходит инновационное развитие в таких сферах, как телекоммуникации и информационное обеспечение.
Экономика Казахстана в течение 2001-2005 гг. имела стабильно высокие темпы экономического роста, которые в среднем составляли 10,2% в год. Отмечалась высокая инвестиционная активность. Среднегодовой рост добычи нефти и газового конденсата составлял в 2001-2005 гг. 12%.
В результате этого, доходы государства стали поступать в полной мере, что создало предпосылки для начала работы по ликвидации задолженности перед населением по выплате пенсий, социальных пособий и заработной платы работникам бюджетных организаций.
Второй этап реализации Стратегии развития «Казахстан–2030» органично продолжает начатую в прежние годы политику, основанную на высоких темпах экономического роста, макроэкономической стабильности и создания условий для перехода на модель устойчивого экономического развития.
Эта политика определена в стратегическом плане социально-экономического развития на 2001-2010 годы, целями которого стали:
• построение
основы конкурентоспособной в
• увеличение вдвое к 2010 году объема валового внутреннего продукта (ВВП).
Достижение
этих высоких целей предполагает
проведение широкого комплекса мероприятий
по всем направлениям государственной
социально-экономической
В связи с этим роль государства в реализации модели высоких темпов экономического роста и подготовки для перехода к модели устойчивого экономического развития определена в качестве «локомотива» экономического роста.
Эта модель предполагала активное участие государства в формировании экономических и политических условий, стимулирующих создание транснациональных корпораций, способных конкурировать в условиях рынка как внутри страны, так и за рубежом.
Казахстанская
экономика является небольшой по
емкости внутреннего рынка. В
связи с этим стратегия долговременного
экономического роста направлена на
формирование экспортоориентированной
модели развития. В 2001-2003 годах работа
была направлена на решение вопросов
по ликвидации задолженности государства
и предприятий, борьбе с бедностью,
по продолжению реформы в
Одновременно велась работа в области создания устойчивой финансовой и налогово-бюджетной системы.
Деятельность
Правительства была сконцентрирована
на выработке системных мер, позволяющих
обеспечить дальнейшее снижение инфляции,
создать условия для
Решению названных задач способствовало:
• создание Национального Фонда Казахстана и Банка развития Республики Казахстан;
• проведение амнистии денежных средств;
• принятие законов о финансовом лизинге, о строительных сбережениях, об ипотечном кредитовании, о страховой деятельности, а также налогового кодекса.
Для этого
периода социально-
Реализация
первоочередных мер по выполнению Стратегического
плана положительно сказалась на
всех сферах казахстанской экономики.
Повсеместно начался
Государственный
бюджет и предприятия уже в 2002
году ликвидировали текущую
Положительная
динамика показателей, характеризующих
темпы экономического роста и
повышения благосостояния населения,
создала условия для
В 2003 году были приняты два основополагающих документа, определяющих развитие экономики Казахстана до 2015 года. Это:
• Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы;
• Государственная программа освоения месторождений нефти и газа на казахстанском участке Каспийского моря на период до 2015 года.
Эти документы
определили стратегию работы в области
формирования модели устойчивого развития.
В дополнение к ним был принят
ряд программ и законодательных
актов, направленных на повышение
• формирование и развитие национальной инновационной системы;
• углубление социальных реформ;
• развитие микрокредитования;
• развитие образования на 2005-2010 годы;
• информатизацию учебных заведений начального и среднего профессионального образования;
• развитие космической отрасли;
• развитие жилищного строительства;
• развитие рынка ценных бумаг;
• развитие промышленности строительных материалов, изделий и конструкций;
• развитие национальных систем стандартизации и сертификации;
• развитие дорожной отрасли на 2006-2008 годы.
Замысел состоит
в том, чтобы продолжить высокие
темпы экономического роста в
долгосрочной перспективе за счет развития
нефтедобычи и ее транспортировки
на мировой рынок. Одновременно проводить
работу по созданию условий для развития
несырьевых отраслей, обслуживающих
нефтегазовое производство, а также
по использованию части
Основная деятельность Правительства направлена на создание стимулирующих условий для развития новых видов несырьевых товаров и услуг в частном секторе.
В целом работа
по диверсификации структуры экономики
и повышении
Одним из основных
приоритетов экономической
Правительство
исходит из того, что малое и
среднее предпринимательство
Данная концепция
рассматривается как переходный
этап к новой государственной
политике поддержки и развития малого
и среднего предпринимательства
на основе кластерно-сетевого подхода
и новой идеологии
Для достижения поставленной цели предполагается реализация следующих задач:
• создание максимально прозрачной законодательной основы для развития малого и среднего предпринимательства;
• дебюрократизация экономики и устранение административных барьеров;
• сокращение теневого оборота в малом и среднем предпринимательстве;
• передача
непрофильных функций предприятий
и акционерных обществ с
• создание и обеспечение жизнеспособной инфраструктурной системы на основе кластерно-сетевого подхода;
• участие
предпринимательства в
Анализируя
пройденный Республикой Казахстан
за 15 лет независимого развития путь,
следует отметить, что за этот период
удалось успешно решить ряд проблем,
связанных с проведением
Этому способствовали правильно определенные приоритеты, проведение сбалансированной внутренней и внешней политики, а также последовательность в достижении поставленных целей.
Что касается
внешнеполитического курса, то Казахстан
успешно развивает как
Как известно, Казахстан подал заявку на председательство в ОБСЕ в 2009 году. Данная инициатива продиктована стремлением нашего государства внести свой вклад в совершенствование деятельности этой важной международной организации по обеспечению мира и стабильности в Центрально - Азиатском регионе.
Являясь одним из инициаторов создания Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), автором созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), а также проведения в г. Астане уже двух съездов мировых и традиционных религий, Казахстан вносит весомый вклад в укрепление толерантности, межконфессионального и межнационального согласия в обществе, в поддержание мира и стабильности в регионе.
Анализируя
ход политических преобразований в
Казахстане, следует подчеркнуть, что
позиция руководства нашего государства
в отношении демократизации общества
заключается в том, что этот процесс
должен развиваться постепенно, предпочтительно
на фоне растущего благосостояния и
появления институтов гражданского
общества. Поэтому экономические
реформы в нашей стране были поставлены
во главе демократических
Информация о работе Основные итоги развития казахстана за годы независимости