Основные макроэкономические показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 03:17, курсовая работа

Описание

Национальное богатство – стоимость всех запасов, накопленных в данном обществе, материальных ценностей, созданных человеческим трудом для производства и потребления, запасов драгоценных металлов и камней, валюты, долгов других стран и собственности данной страны в зарубежных странах за вычетом долгов данного государства.

Важными составляющими данного показателя являются нематериальные ценности- уровень квалификации трудоспособного населения, достижения науки, техники, культурные ценности и прошлый опыт.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Основные макроэкономические показатели 4
1.1 Понятие валового внутреннего продукта и его место в системе национальных счетов 4
1.2 Методы расчёта валового внутреннего продукта 8
1.3 Валовой национальный продукт 15
1.4 Национальный доход, личный доход, располагаемый доход 19
1.5 Измерение уровня цен. Номинальный и реальный ВПП 20
Глава 2. Цена 22
Цена – инструмент экономики
23
Функции цены
25
Виды цен
28
Выбор метода ценообразования
33
Расчет цены по методу «Средние издержки + прибыль»
34
Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечение целевой прибыли
34

Заключение 36
Список использованной литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Националь. Показатели.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

     Регулирование цен по величине может также проводиться  путем утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности (прибыльности), что более соответствует тенденциям воздействия на цены в централизованной экономике. Это означает, что отношение прибыли к себестоимости (издержкам) или к цене не должно превосходить заданного уровня, скажем, 50%. Тем самым, если, к примеру, себестоимость единицы товара составила для продавца 1000 рублей, он не имеет права продавать ого по цене выше 1500 рублей. Ограничения по уровню рентабельности обычно вводятся для предприятий-монополистов. В отдельных случаях задается допустимая степень отклонения реальной цены от фиксированной, базисной.

     Договорные  цены – это цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, в котором оговаривается уровень цен. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, скажем, инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

     Свободные рыночные цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объему предложения товаров на рынке. Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами.

     Переход от фиксированных государственных  цен к свободным, рыночным ценам называют либерализацией цен.

     Другие  виды цен

     Наряду  с охарактеризованными выше основными  видами цен в экономической практике применяется ряд других групп  цен, выделяемых по самым разнообразным  признакам.

     В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследовательских целях фактически используются сопоставимые или неизменные цены. Использование таких цен необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции. К примеру, если известно, что семья тратила на питание 300 рублей, а затем стала тратить 600 рублей, это вовсе не свидетельствует о том, что члены семьи стали есть вдвое больше или вдвое лучше. Возможно, все дело в двукратном росте цен на продовольствие. Чтобы учесть изменение цен, надо установить, сколько денег уходило бы на питание семьи в условиях, если бы цены оставались неизменными. Отсюда и стремление применять при анализе сопоставимые, неизменные цены, используя индекс цен, то есть коэффициент перерасчета, отражающий изменение цен. По мере перехода в зону скачкообразного, зачастую неуправляемого подъема цен взамен или в дополнение к индексу цен стал чаще применяться показатель уровня инфляции, характеризующий, на сколько процентов увеличиваются цены за определенный период. Показатель уровня инфляции в процентах равен процентному индексу роста цен за соответствующий период, уменьшенному на 100%. Индекс цен есть показатель роста, а уровень инфляции – прироста цен.

     В этих же целях иногда применяются  реальные цены, которые представляют собой цену в денежном выражении относительно общего уровня цен. В ходе принятия потребительских решений покупателя интересуют и относительные (сравнимые) цены, то есть цена данного товара по сравнению с ценой некоторого другого родственного товара или того же товара в другом регионе.

     В процессе проектирования новых видов  изделий и объектов для производства вновь осваиваемой продукции, услуг, материалов, полуфабрикатов используются проектные цены. С учетом их приближенного, ориентировочного характера часто определяется предельный уровень таких новых цен в виде лимитных цен.

     Все виды цен, определяемые посредством  расчетов, называют расчетными, а цены, ожидаемые в будущем, – ожидаемыми.

     В ходе осуществления планово-управленческих работ используются прогнозные и плановые цены, смысл и назначение которых ясны из их названия.

     Довольно  часто вид цены предопределяется видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены. В России советского и постсоветского периода было принято говорить и все еще говорят о ценах так называемого колхозного рынка и о кооперативных ценах (устанавливаемых кооперативными организациями).

     Ну  и особую категорию цен представляют цены неофициального, так называемого  черного или теневого рынка. Чаще всего это цены на запрещенные в открытой продаже товары либо на дефицитные товары, по разным причинам отсутствующие в данный момент в свободной продаже. 
 

     2.4  Выбор метода ценообразования 

     Зная  график спроса, расчётную сумму издержек и цены конкурентов, фирма готова к выбору цены собственного товара. Цена эта будет где-то в промежутке между слишком низкой, не обеспечивающей прибыли, и слишком высокой, препятствующей формированию спроса. На рисунке 1 в обобщённом виде представлены три основных соображения, которыми руководствуются при назначении цены. Минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции, максимальная – наличием каких-то уникальных достоинств в товаре фирмы. Цены товаров конкурентов и товарозаменителей дают средний уровень, которого фирме и следует придерживаться при назначении цены.

                                  
       Слишком низкая цена Возможная цена Слишком высокая  цена       
       Получение прибыли  при этой цене невозможно Себестоимость продукции. Цены конкурентов и цены товаропроизводителей. Уникальные достоинства  товара. Формирование спроса при этой цене невозможно.       

     Рис. 1. Основные соображения  при назначении цены. 

     Фирмы решают проблему ценообразования, выбирая  себе методику расчёта цен, в которой  учитывается как минимум одно из этих трёх соображений. Фирма надеется, что избранный метод позволит правильно рассчитать конкретную цену. 

     2.5  Расчёт цены по методу “Средние издержки плюс прибыль”

     Самый простой способ ценообразования  заключается в начислении определённой наценки в себестоимость товара.

     Методика  расчёта цен на основе наценок остаётся популярной по ряду причин. Во-первых, продавцы больше знают об издержках, чем о спросе. Привязывая единицу к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования. Ему не приходится слишком часто корректировать в зависимости от колебаний спроса. Во-вторых, если этим методом ценообразования пользуются все фирмы отрасли, их цены, скорее всего, будут схожими. Поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму. В-третьих, многие считают методику расчёта “средние издержки плюс прибыль” более справедливой по отношению и к покупателям, и к продавцам.  

     2.6  Расчёт цены на основе анализа безубыточности и обеспечение целевой прибыли.

     Ещё одним методом ценообразования  на основе издержек является расчёт с  обеспечением целевой прибыли. Фирма  стремится установить цену, которая обеспечит ей желаемый объём прибыли. Подобным методом пользуется корпорация “Дженерал Моторс”. Она назначает на свои автомобили цены с таким расчётом, чтобы получить 15-20% прибыли на вложенный капитал. Методика ценообразования с расчётом на получение целевой прибыли основывается на графике безубыточности. На таком графике представлены общие издержки  и ожидаемые общие поступления при разных условиях объёма продаж. Гипотетический график безубыточности  показан на рисунке 2. Независимо от объёма сбыта постоянные издержки равняются 6 млн. ед. Валовые издержки (сумма постоянных издержек) растут одновременно с ростом сбыта. Кривая валовых поступлений начинается с нулевой отметки и поднимается вверх по мере увеличения числа проданных единиц товара. В нашем примере цена товарной единицы является 15 ед. (из расчёта получения 12 млн. ед. за 800 тыс. штук проданного товара).

Рис.2. График безубыточности для определения целевой цены товара 

     При такой цене для обеспечения безубыточности, т. е. для покрытия валовых издержек поступлениями, фирма должна продать как минимум 600 тыс. товарных единиц. Если она стремится к получению валовой прибыли в размере 2 млн. ед., ей нужно продать как минимум 800 тыс. товарных единиц по цене 15 ед. за штуку. Если фирма готова взимать за свой товар более высокую цену, например 20 ед. за штуку, то для получения целевой прибыли ей не обязательно продавать так много единиц товара. Однако при более высокой цене рынок, возможно, не захочет закупить даже меньшее количество товара. Многое зависит от эластичности спроса по ценам, этого график безубыточности не отражает. Такой метод ценообразования требует от фирмы рассмотрения разных вариантов цен, их влияния на объём сбыта, необходимый для преодоления уровня безубыточности и получения целевой прибыли, а также анализа вероятности достижения всего этого при возможной цене товара 
 
 

Заключение

     Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно выделить главное:

     Национальная  экономика -  это совокупность экономических субъектов и связей между ними, характеризующаяся хозяйственной целостностью, общностью в определённых временных и пространственных рамках.

     Основным  показателем системы национальных счетов служит ВВП, а в ряде зарубежных стран основным показателем является ВНП.

     На  основе ВНП рассчитываются другие показатели СНС: чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый доход (РД). ВНП определяется как совокупная рыночная стоимость всего объёма конечного производства товаров и услуг в экономике за один год. ВНП является денежным показателем.

     Цена – это экономическое понятие, которое включает разные виды цен. Применительно к способу использования цены подразделяют на: оптовые, розничные, регулируемые, равновесные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других цен.

     Уровень цен необходимо измерять, чтобы знать:

     1. есть ли в обществе инфляция (рост цен) или дефляция (падение цен);

     2. чтобы сопоставить ВНП по годам. Уровень цен выражается в виде индекса. Индексы цен рассчитываются на основе сравнения специфического набора (рыночной корзины) продукции в данном году по отношению к цене аналогичной продукции в базовом году. Выражается в процентах.

 

     Список  использованной литературы: 

    1. А.И. Деева, «Цены и ценообразование», 2003г.

    2. С.С. Ильин, Н.Л. Маренков, Экономическая теория (курс лекций), 2005г. 

     3. Р. Кэмпбел, С. Макконнелл, Л.Брю. Экономикс. - С-Пб.: Менеджер,

     1994г. 

    4. С. Макконнелл и др. Экономикс. (Принципы, проблемы и политика) (2 т.) - С.-Пб.: Менеджер, 1994. 

    5. Микро- и Макроэкономика. Практикум, задачи (под ред. Ю.А. Огибина). - С.-Пб.: Литера плюс, 1994.  

     6. Прикладная экономика. Сборник задач (серия І.А.) – М.:  

     Просвещение,  1993 

     7. Прикладная экономика. (серия I. А.) – М.: Просвещение, 1992.

       В.Н.Костюк. Макроэкономика. – М.: Центр, 1998. 
 

     8.Самуэльсон П., Экономика (в двух томах) , 1997г.

      В.В. Седов,  Экономическая теория, часть 3 . 

    9. Экономическая статистика  (Учеб. для студ. вузов/ Под ред.

        Ю.Н. Иванова/ ),  1999г. 

    10.В.В. Янова, Е.А. Янова, Экономика (ответы на экзаменационные вопросы), 2005г.

 

     

Информация о работе Основные макроэкономические показатели