Основные методы экономических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 20:09, реферат

Описание

Актуальность экономической науки заключается в том, что с помощью неё мы можем выявить не только основные тенденции экономического развития общества на протяжении истории, а также, базируясь на знаниях и методах экономической науки, можем составить модель состояния экономики. На основе этих исследований мы можем также рассчитать будущее состояние дел в том или ином секторе экономики, спрогнозировать возможные риски, инвестиции и прибыль.
Экономическая наука позволяет оценить влияние кризиса на деятельность субъектов исследований и экономическую ситуацию в целом .Оценить эффективность государственных мер направленных на преодоление кризисных явлений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Предмет экономической теории………………………………………. 4
1.1 Зарождение и развитие экономической теории…………………… 4
1.2 Предмет исследования экономической теории…………………… 7
2. Экономические исследования и их методы…………………………. 11
2.1. Ступени познания экономики……………………………………... 11
2.2. Методы экономических исследований……………………………. 13
Список использованной литературы………………………………………16

Работа состоит из  1 файл

экон..docx

— 35.15 Кб (Скачать документ)

Негосударственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Факультет логопедии

 

 

 

Реферат по экономике

 «Основные методы экономических  исследований»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка II курса

группы 11-ЛУ

Яльчик Ю. В.

Проверила:

Якубова Н.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одинцово

2012 г.

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

  1. Предмет экономической теории………………………………………. 4
    1. Зарождение и развитие экономической теории…………………… 4
    2. Предмет исследования экономической теории……………………  7
  2. Экономические исследования и их методы…………………………. 11
    1. Ступени познания экономики……………………………………...  11
    2. Методы экономических исследований……………………………. 13

Список использованной литературы………………………………………16

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

В условиях становления и развития рыночных отношений в мире и Российской федерации в частности, для научного обоснования радикальных экономических  реформ, обеспечения жизнеспособности рынков, целесообразности применения методов регулирования хозяйственной  деятельности - большое значение приобретает  экономическая наука  - область  научных знаний, изучающая закономерности, управляющие потреблением и производством.

Экономическая наука занимается изучением  того, как люди существуют, развиваются  и о чем они думают в своей  повседневной жизни.

Первым  поводом к изучению экономической  науки является то, что эта наука  имеет дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без  исключения: какие виды работ нужно  выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на рубль заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

Актуальность экономической науки  заключается в том, что с помощью  неё мы можем выявить не только основные тенденции экономического развития общества на протяжении истории, а также, базируясь на знаниях  и методах экономической науки, можем составить модель состояния  экономики. На основе этих исследований мы можем также рассчитать будущее  состояние дел в том или  ином секторе экономики, спрогнозировать  возможные риски, инвестиции и прибыль.

Экономическая наука позволяет оценить влияние кризиса на деятельность субъектов исследований и экономическую ситуацию в целом .Оценить эффективность государственных мер направленных на преодоление кризисных явлений.

 

  1. Предмет экономической теории
    1. Зарождение и развитие экономической теории

Представления о  предмете экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере усложнения самой этой деятельности. Долгое время считалось, что предметом науки являются причины роста материального благополучия людей. [1;27]. В дальнейшем представления о предмете экономической теории все больше начинают связываться с ограниченностью имеющихся в распоряжении людей ресурсов.

Зачатки экономической  науки появились еще в древнем  мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как нажить состояние.

Экономическая мысль Древней Греции, ученые той поры (Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.))сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных.

Мыслители Древнего Рима—Сенека (4-65 гг. до н. э.), Лукреций Кар (39-55 гг. до н. э.) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций христианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что «Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест». Христианское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда.

Итак, как прикладная наука о  ведении хозяйства экономическая  теория возникла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI-XVIII вв. появилось название — политическая экономия (от греческих слов: «политейя» — общество, «ойкос» — дом, хозяйство, «номос» — закон). Таким образом, политическая экономия — наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в.

Первой теоретической школой был  меркантилизм (от итальянского «мерканте» — купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство общества возникает только в торговле (деньги, золото). Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Идеи меркантилизма — государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекционизм в торговле.

Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократия» в переводе с греческого — власть природы). Вслед за основателем учения Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) физиократы считали, что источником богатства является производство. Но рост богатства они связали только с естественным плодородием земли, а промышленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.

Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые  вопросы дала классическая школа. Ее представители Давид Риккардо (1772-1823 гг.) и Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной формой выступает стоимость товаров. А.Смит заложил основы трудовой теории стоимости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах.

Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная  сумма прирастает на дополнительную величину. Это принципиально важное открытие, которое и позволило экономической теории, в конечном счете, стать подлинной наукой.

К числу современных направлений  экономической мысли относится  неоклассическая школа, представители которой формулируют субъективную теорию стоимости и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается ими как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе выступает спрос и предложение, потребность и потребление.

Также к современной экономической  теории следует отнести кейнсианское и монетаристское направления институционально-социологическое. Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в денежных измерителях и др.).

Что касается России, в современный  период перестройки экономики страны, демократии и гласности, ученые интегрируют взгляды и достижения отдельных экономических школ применительно к экономике переходного периода и становления предпринимательства в рамках специфической российской экономики. Некоторые видные представители этих школы — Е. Гайдар, С. Шаталин, Г. Явлинский и др., обосновывали необходимость взаимосвязанного развития микро- и макропроцессов в экономике на основе использования монетаризма и разумного государственного регулирования.

 

    1. Предмет исследования экономической теории

Экономическая теория тесно связана  со многими другими науками: философией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией. Существует много различных определений предмета экономической теории. Наиболее распространенной и общепризнанной является формулировка, данная английским экономистом Лайонелом Роббинсом: «Экономическая наука - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление»

Другие экономисты, подчеркивая  ее универсальность, отмечают, что это  наука о повседневной деловой жизни людей, зарабатывании денег и средств к существованию. Г. И. Рузавин и В. Т. Мартынов отмечают, что общая экономическая теория изучает экономические отношения в различных системах и типах деятельности. Точного определения предмета общей экономической теории нет. Необходимо дать собирательное обоснование понятия экономической теории.

Дж. М. Кейнс так писал об этом: «Настоящий экономист, знаток своего дела, должен быть наделен разнообразными дарованиями... Он должен уметь размышлять о частностях в понятиях общего и обращать полет своей мысли в одинаковой степени к абстрактному и конкретному. Он должен изучать современность в свете прошлого - ради будущего. Ни одна черта человеческой натуры или созданных человеком институтов не должна оставаться за пределами его внимания».

Итак, экономическая  теория изучает деятельность людей  в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, т. е. такого их применения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.[1;28-29]

С точки зрения масштабов изучаемого объекта различают  два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела  экономической теории — микроэкономика и макроэкономика.

Микроэкономика - такой раздел науки, который предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей. Не случайно приставка «микро» означает «малый». Она занимается исследованием следующих основных направлений:

1. Проблема потребителя  — почему агенты выбирают именно  такие наборы благ.

2. Проблема производителя  — как и почему агенты-производители  выбирают именно такие наборы  факторов производства и структуры  выпуска.

3. Общее равновесие  — как и почему формируются  цены на товары и услуги, как  происходит обмен при различных  предположениях; когда рынок экономически  эффективен.

4. Экстерналии — как и почему возможность своим выбором косвенно повлиять на решения других агентов может привести к экономической неэффективности.

5. Общественные  блага — как и почему существование  некоторых типов экономических  благ может привести к экономической  неэффективности. [2; 30]

Макроэкономика - приставка «макро» означает «большой» — занимается изучением законов функционирования всей национальной экономики в целом, а также входящих в нее так называемых агрегатов - домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора. [1; 29]

Если микроэкономика представляет собой анализ процессов  формирования экономической организации  общества или рыночных ( ценовых ) процессов, в том числе процессов формирования ( распределения ) доходов в обществе, то макроэкономика -это анализ результатов этих процессов в масштабе экономической системы в целом, а также взаимосвязей между результатами. В рамках макроэкономики анализируются макропараметры экономической организации: объем национального производства, уровень цен, уровень безработицы и др. "Вы образованы менее чем наполовину, если Вы знаете лишь один раздел, но не имеете представления о другом разделе теории" - заметил П. Самуэльсон. Оба раздела экономической теории одинаково важны для экономического образования. Можно сказать, что микроэкономика видит лишь отдельные деревья, не видя за ними леса, тогда как макроэкономика за лесом не различает отдельных деревьев.

В последнее время  появился  еще один срез экономической  теории - мезоэкономика (от греч. mesos ≈ средний, промежуточный), она изучает функционирование подсистем национальной экономики в целом. В центре внимания мезоэкономики находится изучение проблем агропромышленного комплекса (АПК), военно-промышленного комплекса (ВПК), инфраструктуры отдельных отраслей народного хозяйства, их место, роль и механизм функционирования в рыночной системе хозяйствования. Особое значение в мезоэкономике отводится изучению проблем региональной экономики как важного составляющего звена национальной экономики в целом. [2; 31]

При исследовании экономических процессов  и явлений, вне зависимости от того, ведется ли анализ на микроэкономическом или макроэкономическом уровнях, различают позитивный и нормативный анализ, которые представляют, соответственно, позитивную и нормативную экономическую теорию. Разница между ними состоит в отсутствии или наличии оценочных суждений.

Основными функциями экономической  теории являются:

  1. Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).
  2. Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).
  3. Образовательная — имея экономические знания, люди чувствуют себя увереннее и могут правильно принимать точные и хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях.
  4. Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

Информация о работе Основные методы экономических исследований