Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:44, контрольная работа
Границами, отделяющими экономические системы друг от друга, являются промышленная и научно-техническая революции. Внутри каждой из этих систем возможна более подробная типология, что позволяет наметить пути для синтеза формационного и цивилизационного подходов.
Таким образом, поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.
Введение…………………………………………………………………………... 3
1 Типы экономических систем…………………………………………………... 5
1.1 Традиционная экономика……………………………………………………. 5
1.2 Плановая (командная) экономика …………………………………….……. 6
1.3 Рыночная экономика…………………………………………………………. 7
1.4 Переходная экономика…………………………………................................8
2 Основные модели развитых стран……………………………………………10
2.1 Шведская модель……………………………………………………………10
2.2 Американская модель………………………………………………………10
2.3 Германская модель..........................................................................................11
2.4 Японская модель……………………………………………………………..12
2.5 Китайская модель……………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы………
• господство в экономике сверх монополий;
• неэффективная структура национальной экономики (доминирующая роль военно-промышленного комплекса, второстепенное отношение к развитию отраслей социальной сферы, а также отраслей, создающих потребительские блага);
• низкое качество многих видов продукции, не позволяющее им конкурировать с аналогичными зарубежными продуктами;
• негативное
отношение большей части
• неподготовленность
людей к существованию в
В настоящее время Россия является страной
с переходной экономикой, что признается
рядом ведущих международных организаций.
Сформирован частный сектор экономики,
растет доля лиц, занятых на предприятиях
и организациях негосударственной формы
собственности.
2.Основные
модели развитых
стран
В каждой системе существуют свои национальные
модели организации хозяйства, так как
страны отличаются историей, уровнем экономического
развития, социальными и национальными
условиями. Так, в административно-командной
системе существовали советская модель,
китайская и другие. В современной капиталистической
системе также существуют различные модели.
Отметим наиболее известные из них.
2.1
Шведская модель
Шведская модель отличается сильной социальной
политикой, направленной на сокращение
имущественного неравенства за счет перераспределения
национального дохода в пользу наименее
обеспеченных слоев населения. Здесь в
руках государства находится всего 4% основных
фондов, зато доля государственных расходов
была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП , причем
более половины из этих расходов направлялось
на социальные цели. Естественно, это возможно
только в условиях высокой нормы налогообложения.
Такая модель получила название «функциональная
социализация», при которой функция производства
ложится на частные предприятия, действующие
на конкурентной рыночной основе, а функция
обеспечения высокого уровня жизни (включая
занятость, образование, социальное страхование)
и многих элементов инфраструктуры (транспорт,
НИОКР) — на государство.
2.2
Американская модель
Американская модель — это
либеральная рыночно-
Американская модель построена на системе
всемерного поощрения предпринимательской
активности, обогащения наиболее активной
части населения. Малообеспеченным группам
создается приемлемый уровень жизни за
счет частичных льгот и пособий. Задача
социального равенства здесь вообще не
ставится. Эта модель основана на высоком
уровне производительности труда и массовой
ориентации на достижение личного успеха.
2.3
Германская модель
Германская модель — это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.
Германская модель характеризуется следующими чертами:
• индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции
• социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве
• антициклическое регулирование
• стимулирование технологических и организационных инноваций
• проведение структурной политики
• защита и поощрение конкуренции.
Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.
2.4
Японская модель
Японская модель характеризуется определенным
отставанием уровня жизни населения (в
том числе уровня заработной платы) от
роста производительности труда. За счет
этого достигается снижение себестоимости
продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности
на мировом рынке. Препятствий имущественному
расслоению не ставится. Такая модель
возможна только при исключительно высоком
развитии национального самосознания,
приоритете интересов нации над интересами
конкретного человека, готовности населения
идти на определенные материальные жертвы
ради процветания страны.
2.5
Китайская модель
Успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования. В Китае государство сохранило значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла.
Внешнеэкономическая политика. Либерализации внешнеэкономической деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1996 г. В отличие от этого в России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму — отношение импортных пошлин к общему объему импорта возросло с 0,7% в 1992 г. до 5,3% в 1997 г.[8;91]
В тезисах настоящей работы совершенно очевидно определяется место Китая в мировой экономике. Весь мир заполнен китайскими товарами, качество которых часто весьма высокое. Это радиоэлектроника, станки и технологическое оборудование, металлы, ткани, ковровые изделия, продукция сельскохозяйственного производства, тысячи видов современных игрушек, изделия легкой промышленности. Развит экспорт вооружений, производимых, в основном, по российским лицензиям.
За короткий период Китай превратился
в экономически развитую страну и занял
достойное место в мировой экономике.
Заключение
Центральная проблема любой современной экономики – это обеспечение экономического роста. Но без четких правил и их точного выполнения невозможно решить, ни одной проблемы. Если в казну не платят налогов, нельзя помочь социально незащищенным. Если все вокруг пронизано коррупцией, нельзя построить цивилизованный рынок. Если чиновник зависит от капитала, невозможен никакой экономический прогресс.
Сегодня необходимо создать благоприятную среду, как для предпринимателей, так и для наемных работников. Органы власти должны завершить формирование государственных и частных институтов рыночной инфраструктуры, содействовать их эффективному функционированию и координации деятельности. Права собственности подлежат четкому юридическому определению и практическому осуществлению, финансовые институты нуждаются в строгом и эффективном государственном регулировании, механизм налогообложения призван соблюдать принцип посильности налоговых обязательств.
Очень важно обеспечить эффективную правовую защиту государством частной собственности и бизнеса от вымогательства со стороны криминальных структур, минимизацию процедур и издержек лицензирования нового бизнеса, надлежащую государственную ответственность за регистрацию прав частной собственности и сделок по ее передаче, проведение открытых и честных конкурсов и аукционов по продаже государственной собственности и распределению государственных заказов.
Полномочия государственного органа по ценным бумагам нужно расширить так, чтобы он мог требовать от эмитентов полного раскрытия информации, пресекать обман и махинации, гарантировать акционерам защиту их прав и соблюдение корпоративного (акционерного) права.
Последнее необходимо совершенствовать с тем, чтобы исключить самоуправство менеджеров и директоров, обеспечить их подконтрольность наблюдательным советам из представителей акционеров и трудовых коллективов, не допускать участия правительственных чиновников в бизнесе в качестве директоров или членов наблюдательных советов и лоббирования корпоративных интересов через правительство.
Особого внимания требует внедрение современных методов бухгалтерского учета и аудита. Необходимо заставить участников рынка раскрывать властям свои действительные расходы и доходы. В этой связи также целесообразно расширить возможности и компетенцию специального государственного органа в обеспечении соблюдения принятых стандартов отчетности, надзора за административными нарушениями и злоупотреблениями, в принятии мер по наказанию виновных. От его внимания не должны ускользать попытки искусственного раздувания издержек, создания излишних посреднических звеньев в процессе движения товаров и услуг на рынке.
Список
использованной литературы
1.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 1999.
2. Добрынин А. И. Экономическая теория: Учебник. - М., 1999.
3. Архипов А. И. Экономика: Учебник. - М., 1998.
4. Нуреев Р. М. Основы экономических теорий: микроэкономика: Учеб.для вузов. - М.: Высш.шк., 1996.
5. Экономика: Учебник / Под. Ред. Доц. Булатова А.Ф. 2-е издание, перерераб. и доп. - М.: Издательство «БЕК», 1997.
6. Булатов А.С. Экономика: Учебник. - М.: «БЕК», 1997.
7. Казаков
А.П., Минаева Н.В. Экономика.
8. Экономика
зарубежных стран: