Основные направления реализации социальной политики

Автор работы: d***************@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 20:41, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучение организации социальной политики в Республике Беларусь. Можно сформировать следующие задачи:
изучение теоретических основ организации социальной политики и выделение основных видов социальной защиты населения;
изучения организации социальной политики в Республике Беларусь и выделение основных проблем на современном этапе развития;
рассмотрение направлений решения проблем в реализации социальной политики Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….5
Социальная политика цели, функции¸ принципы
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства…...6
1.2 Функции и методы социальной политики..........................................11
1.3 Основные направления социальной политики……………………..22
Основные направления реализации социальной политики
2.1 Социальная политика белорусского государства…………………..23
2.2 Государственная социальная поддержка……………………………26
Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь…………………………..33
Заключение………………………………………………………………...39
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................................................41
Список использованных источников………………………..43

Работа состоит из  1 файл

Социальная политика государства к расп.doc

— 261.00 Кб (Скачать документ)

     Страховой фонд по некоторым видам государственного страхования может пополняться  за счет государства или за счет работодателя. Социальная политика государства не существует в отрыве от политики государства вообще, а так же от конкретных политик: от экономической, от налоговой; от бюджетной; от внешней и т.д. Сама социальная политика распадается на различные политики. От того, насколько развита социально-политическая деятельность государства, зависит внутреннее содержание его социальной политики. Социальная политика может вбирать в себя одни политики в одних странах и не вбирать их в себя в других странах. Для Германии и Дании характерен широкий охват социальной сферы государством, для США и Японии характерен меньший охват. [12, с.71]

     Показателем развитости системы социального  обеспечения, а также типическим признаком моделей социальной политики являются социальные расходы. Под социальными  расходами понимают объем финансирования социально-политической деятельности государства. Обычно в статистике фигурирует такой показатель в виде доли от валового внутреннего продукта страны. Сегодня имеются страны, где доля социальных расходов превышает 40% от ВВП, и есть страны, где социально-политическая деятельность государства не существует вообще.

     Существенным  в определении социальной политики того или иного государства являются источники финансирования социальных расходов. Источниками финансирования обычно бывают бюджетные и внебюджетные. Бюджетные источники пополняются за счет налогов, деятельности государства в экономической сфере, а так же за счет иных средств, поступающих в бюджет государства.

     Внебюджетные  пополняются за счет взносов работодателей и наемных работников. В последнем случае пополнение может происходить как равными, так и неравными долями со стороны работодателей и наемных работников, а некоторые внебюджетные фонды пополняются только за счет работодателей. Наиболее развитая система социальной политики может быть представлена в следующей схеме структуры социальной политики датского государства.

     С точки зрения функционирования экономической  системы, социальная политика играет двойную роль: Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь это требует дальнейшего развития социальной сферы. 

1.3 Основные направления  социальной политики 

     Практика  проведения социальной политики в развитых странах выработана несколько направлений в ее реализации. К ним относятся: социальное страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику.

     Социальное  страхование - наиболее важная часть политики государства в социальной сфере. В процессе производства работники могут потерять (по ряду объективных причин, например, из-за травмы) возможность продолжать работу. При этом они лишаются источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая - выплата определенной суммы за причиненный ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему возможности существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхование. [9, с.12]

     Необходимо  правильно понимать смысл, значение социального страхования - как основного механизма социальной защиты работников в условиях рыночной экономики. Именно на этой основе социальное страхование может стать реальной базой достижения социальной стабильности и согласия. Все это свидетельствует о необходимости восстановления страхового характера данного вида социальной защиты. В зависимости от соблюдения принципов страхования и обеспечения им адекватных источников финансирования можно выделить 3 модели организации социального страхования:

1. В  первой модели страховые начала  не развиты. Размер выдаваемых  социальных пособий и выплачиваемых пенсий зависит от ряда второстепенных внешних факторов, от служебного положения. Недостаток денежных средств покрывается учредителями. Подобная система способна обеспечить лишь невысокие уровни защиты и может существовать только в условиях бездефицитного государственного бюджета. Рыночным условиям хозяйствования, как правило, свойственен дефицит государственного бюджета, а значит, велика вероятность того, что государство не сможет выполнить своих обязательств.

2. Отличительная  черта второй модели - страхуемые  и страхователи делают взносы, однако расчеты с ними не  учитывают степени вероятности наступления того или иного страхового события, т.е. социального риска. Страхование фактически осуществляется в пользу третьих лиц, и накопление финансовых средств никак не связано с ростом обязательств.

3. Третья  модель строится, исходя из страхования социальных рисков. Величина накопленных средств в каждый конкретный момент времени соответствует взятым страхователями обязательствам. Выплаты не могут превышать установленного соотношения между выдаваемыми пособиями и поступлениями. Эта модель социального страхования обычно предусматривает способы покрытия дефицита средств путем образования запасных фондов, перестрахования рисков и т.д.. Такая форма организации социального страхования достаточно гибка: не возникает технических трудностей, как при объединении нескольких видов страхования, так и при их разделении, при выходе из фондов страхования группы участников или при привлечении новых.

     Система социального страхования строится на определенных принципах. Во-первых, оно имеет законодеятельную основу. Во-вторых, оно обязательно для лиц, работающих в условиях риска (впрочем, страхование может осуществляться и на добровольной основе). В-третьих, система социального страхования предусматривает участие государства в финансировании соответствующих выплат. Делятся это либо в форме снижения выплачиваемых самими работниками сумм, либо за счет повышения предлагаемых государством пособий. В-четвертых, система социального страхования ориентируется на помощь, прежде всего слабым в экономическом отношении членам общества.

     Практика  определила несколько форм социального  страхования. Во многих цивилизованных странах применяются следующие: страхование от несчастного случая, болезни, в связи с родами и  уходом за ребенком, по инвалидности, в случае потери работы, пенсионное страхование.

     Важнейшим направлением политики пенсионного  страхования является осуществление концепции «динамической пенсии»: приведение пенсий в соответствии с уровнем заработной платы работающего населения. Тем самым удастся воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений.

     В обязанности государства входит обеспечение функционально - способной системы институтов страхования на случай болезни. Например, обеспечение в случае заболевания почти для 90% граждан ФРГ гарантируется путем установленной законом системы страхования на случай болезни. Около 10% граждан застрахованы частным образом. Заболевший во время болезни дохода не теряет. Работодателей закон обязывает продолжать выплату заработной платы в течение шести последующих недель.

     Возможные несчастные случаи на производстве и  профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Здесь речь идет о различного рода переплетениях, распределении и правах застрахованных. Большие затраты на финансирование последствий несчастных случаев на производстве являются важной причиной интенсификации государственной политики защиты работополучателей. Необходимо, чтобы финансирование осуществлялось на 100% за счет взносов предприятий или работодателей, т.к. в соответствии с принципом причинности вопрос о начислении издержек (затрат), связанных с последствиями несчастных случаев, будет отнесен к предприятиям.

     Социальная  защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. Кроме того, в любом государстве имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров, которые заключают между собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между работниками и работодателями речь должна идти не просто о купле - продаже товаров, а о социальном статусе личности.

     Международная практика и отечественный опыт свидетельствуют  о том, что к важнейшим принципам  социальной защиты работников следует  отнести:

-социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ и других признанных международных норм;

-социальная справедливость в области трудовых отношений - равные права на условия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, высокий уровень компенсации утраты трудоспособности, обеспечение медицинского, социальной и профессиональной реабилитации;

-всеобщий и обязательный характер защитных работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально - экономического развития общества;

-минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации;

государственные гарантии связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;

-заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство, предприниматели, товарищества социального страхования и широкий круг профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;

-солидарность всех субъектов социальной защиты на основе “социальных договоров”, касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;

-экономическую и социальную свободу работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциаций;

-личную ответственность работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места работы;

-многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты - от государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп;

-многосубъектность социальной защиты - субъектами социальной защиты должны выступать: государство (в лице ведомств и министерств), работодатели, товарищества по страхованию, региональные органы управления;

многоаспектность  и разнонаправленность мер социальной защиты - предметом внимания должны стать условия и оплата труда работников, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты работоспособности и реабилитационные услуги.

     Социальная  политика в области  заработной платы  должна реализовываться дифференцированно. [6, с.120]Регулирующие вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда (допустим, каждые 14 дней или ежемесячно).

     В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает введение предельного уровня последней и сохранение его в течение определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в области платежного баланса.

     Социальная  политика на рынке труда. Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.

     Социальная политика применительно к рынку связана, прежде всего, с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его состоянии заинтересованные органы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике. [8, с.95]

Информация о работе Основные направления реализации социальной политики