Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 04:34, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность основных направлений социальной политики государства в современной России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить теоретические аспекты социальной политики государства;
рассмотреть сущность и основные задачи социальной политики, а так же основные направления социальной политики в России
Введение..........................................................................................................3
1. Теоретические аспекты социальной политики государства..................5
1.1. Сущность и основные задачи социальной политики...........................5
1.2. Основные направления социальной политики....................................7
2. Социальная политика России на современном этапе развития............15
2.1. Основные направления социальной политики государства в
современной России......................................................................................15
2.2. Институты социальной политики в России...........................................23
2.3 Оценка основных направлений государственной социальной
политики..........................................................................................................24
Заключение......................................................................................................30
Список литературы.........................................................................................31
Приложения.....................................................................................................33
В январе-сентябре 2012г. в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 79 субъектах Российской Федерации) и снижение числа умерших (в 75 субъектах).
В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся в январе-сентябре 2012г. составило 1,04 раза (в январе-сентябре 2011г. - 1,1 раза), в 10 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5-1,8 раза.
Естественный прирост
2.2 Институты социальной политики в России.
К основным государственным институтам, осуществляющим социальную политику в России, относятся [14]:
Президент Российской Федерации;
Государственный совет;
Государственная Дума;
Совет Федерации;
Федеральные органы исполнительной власти (министерства, службы, агентства, фонды), осуществляющие государственную политику в социальной сфере в рамках их полномочий и областей компетенции;
Общественная палата Российской Федерации;
Общественный совет по жилищной политике при Министерстве Регионального развития РФ.
Кроме того, в России существует большое количество исследовательских организаций, занимающихся вопросами социальной политики; ниже приведены лишь некоторые из них [12]:
Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ);
Институт социально-политически
исследований Уфимского
Институт социально-
Институт социологии РАН (ИС РАН);
Институт сравнительных
Независимый институт социальной политики (НИСП) и др.
Плюс ко всему в обществе постепенно растет роль некоммерческих организаций (НКО), как активных участников социальной политики.
Предприятия как основные хозяйствующие субъекты в экономике также могут по праву рассматриваться в качестве участников социальной политики на микроуровне.
К сожалению, в рамках курсовой работы
сложно отразить все многообразие и
взаимосвязь функций и
2.3 Оценка основных
направлений государственной
Анализируя основные направления и оценивая эффективность социальной политики, проводимой в России, сталкиваемся с множеством мнений, зачастую полярных по своему содержанию. Количество экспертов, высказывающихся по данному вопросу, бесконечно велико. В этой связи ниже представлены три точки зрения: официальная (государственная), общественная (результаты опросов населения), и научная (экспертная), - которые наилучшим образом дают представление о государственной социальной политике.
Итак, согласно данным Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр), регулярно проводящего опросы населения по проблемам социальной сферы, мнения россиян по данному вопросу выглядят следующим образом (см. приложение Б) [19]:
в течение последних пяти лет абсолютное большинство граждан в первую очередь тревожил рост цен (более 70% респондентов). И это неудивительно, ведь инфляция в Росси по-прежнему находится на высоком уровне (по итогам 2012 года составила 6,6%, по данным Росстата в декабре 2012 года Минэкономразвития прогнозировало инфляцию на уровне 6,5%. Напомним, что в 2011 году инфляция в России составила 6,1%.);
проблема роста безработицы, по сравнению с 2009 г., стала волновать значительно меньшую часть россиян 41% в 2011г (51% опрошенных в июне 2009 г.). Такой результат также вполне объясним – в феврале 2009 г. уровень безработицы достиг своего пика с момента начала кризиса (9,4%);
проблема бедности в июне 2011 г., волнует меньшее количество людей, чем это было в 2009 г. Статистика, приведенная в п. 2.1.1 курсовой работы полностью объясняет данную динамику.
Среди прочих злободневных социальных проблем, набравших более 25% голосов, отмечены:
кризис в экономике, плохое состояние промышленности и сельского хозяйства;
резкое расслоение на богатых и бедных, несправедливое распределение доходов (вновь мнение общества подтверждает данные официальной статистики – см. п. 2.1.1);
ухудшение состояния окружающей среды;
кризис морали, культуры, нравственности;
коррупция, взяточничество;
рост наркомании;
В этой связи представляет интерес, что по этому поводу предпринимают власти и как оценивают свои усилия. Ниже представлены тезисы выступления Министра здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голиковой на открытии Первой конференции министров государств-членов Совета Европы [22]:
« <…> Вследствие финансового кризиса и спада производства значительные группы населения наших стран понесли материальные потери. У многих групп населения возникло недоверие к существующим финансовым и экономическим механизмам. Сегодня перед социальной сплоченностью возникли новые вызовы и новые риски.
И в этой связи, нам, руководителям социальных министерств, приходится решать сложную задачу. С одной стороны, мы должны смягчить удары кризиса по наиболее уязвимым группам населения, с другой стороны, в дискуссиях с представителями финансовых и экономических министерств, отстоять объемы финансовых ресурсов, направляемых государством на исполнение социальных обязательств.
Российская Федерация приняла принципиальное решение о том, что даже в условиях нынешнего глобального финансового кризиса все социальные обязательства, взятые в период до начала финансового кризиса, будут исполняться на должном уровне. Социальные обязательства, заложенные в бюджете Российской Федерации, не подвергаются уменьшению в период финансового кризиса.
В режиме немедленного реагирования
мы приняли специальные меры по снижению
социальной напряженности, в первую
очередь в отношении
Российская Федерация выделила дополнительные, весьма значительные средства на опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения. А также на создание временных рабочих мест, организацию общественных работ, организация переезда увольняемых, на работу в другую местность. Естественно при их желании и согласии. Проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Ситуация с занятостью населения в Российской Федерации находится под контролем. Меры быстрого реагирования в большинстве регионов России работают достаточно эффективно.
В центре внимания региональных властей
– занятость населения с
Даже в этот непростой период мы намерены продолжить масштабные преобразования в социальной сфере.
Активно развивается и будет
развиваться в перспективе
С 1 октября 2008 года вступил в силу, а с 1 января 2009 года государство начало осуществлять софинансирование накопительной части трудовой пенсии граждан. Часть взносов в накопительную часть будущей пенсии платит гражданин, другую часть платит государство (12 тыс. рублей в год). Третьей стороной софинансирования может выступать работодатель, получающий за это налоговые льготы. Уже сегодня, за пять месяцев работы закона этим правом воспользовались более 1 млн. российских граждан.
Продолжается
Будут проводиться серьезные преобразования и в сфере здравоохранения. В текущем году запланировано принять Концепцию развития здравоохранения на период до 2020 года. Поставлена задача существенно улучшить качество медицинских услуг и повысить доступность медицинской помощи для всех без исключения групп населения.
Ключевым направлением здравоохранения будет являться формирование здорового образа жизни, воспитание в каждом человеке потребности в укреплении своего здоровья и здоровья своих детей.
Прежде всего, это преодоление вредных привычек (потребление алкоголя и табака), развитие физкультурно-оздоровительной системы, существенное улучшение безопасности труда и охраны здоровья на рабочем месте.
На решение этой задачи направлены масштабные организационные, структурные и финансово-экономические преобразования, которые предполагается провести в российском здравоохранении.
Объем финансового обеспечения
программы государственных
Сейчас особенно важно, чтобы отлаженный механизм социального партнерства не дал сбой. Услышать и понять друг друга, найти компромисс и взаимоприемлемое решение – основная задача в социальном диалоге.
<…> Наша задача сегодня
- минимизировать социальные
В качестве мнения третьей стороны ниже приводится отрывок из лекции Гонтмахера Е.Г. [10]: 1 «Социальная политика в контексте российского кризиса», прочитанной 12 марта 2009 года в клубе-литературном кафе Bilingua в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру»
«<…> Вы знаете, что Росстат регулярно публикует коэффициент Джини, разные коэффициенты расслоения. Они растут. И росли все последние годы. Принцип такой: богатые богатеют быстрее, чем богатеют бедные. Такой принцип был еще до недавних времен. Проблема не только в цифрах дохода. У нас есть очень интересные цифры. Половина работающего населения не ходит к врачу. В том числе те, кто нуждается. Потому что либо нет денег, либо неохота стоять в очередях. Факт вопиющий.
<…> Но дело не только в доходах. А в том, что больше половины нашего населения отрезано от современных благ: качественная медицинская помощь, качественное образование, в том числе школьное. Что у нас сложилось? В свое время мы говорили о том, что должна быть социальная мобильность, перемешивание разных слоев и т. д. Но у нас этого не произошло.
<…> В Японии сложилась
такая система, при которой
жизнь человека зависит от
того, в какой детский сад он
попал. И у нас эта
<…> Как можно оценить этот процесс? Я считаю его отрицательным. Я не преувеличиваю то, как эти процессы происходят на Западе. Там тоже очень много проблем. Но все-таки равенства условий жизни там больше. Мы говорим, что оголяется Дальний Восток, Сибирь. Что это плохие люди, кто оттуда уезжает? Это дезертиры, которые не хотят защищать от китайцев наши города? Нет. Человек ищет, где лучше. И едет в Москву.
<…> Мы сейчас обсуждаем
проблему среднего класса. По
исследованиям, которые делал
Независимый институт
<…> Я не буду говорить
о таких вещах, как коррупция,
качество государственного
<…> Мы обсуждали, еще до кризиса, программу-2020 и споткнулись на одной вещи. Кто будет строить эту инновационную экономику 2020-го года? Люди, у которых плохое состояние здоровья? Две трети школьников имеют хронические заболевания, которые, кстати, не лечатся. Этим просто никто не занимается.
<…> О вузах. У нас покупают
дипломы. А если не покупают,
то платят за чисто
<…> Вот таково очень тяжелое состояние нашего общества, человеческого потенциала. Что делать? Когда критикуешь, всегда надо что-то предлагать. Иначе не критикуй.
Информация о работе Основные направления социальной политики государства в современной России