Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:37, реферат
Целью написания работы является изучение социальных преобразований в Республике Беларусь.
Объектом исследования в работе являются страны с переходной экономикой, в первую очередь Республика Беларусь.
Предметом исследования является концепция перехода Республики Беларусь к рыночной экономике.
В связи с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:
- изучить содержание и задачи переходного периода;
- рассмотреть особенности содержания переходного периода в условиях Республики Беларусь;
- определить роль государства в поддержании социальной стабильности в Республике Беларусь.
Основные проблемы переходной экономики
Введение
Страны с переходной экономикой — это 28 государств центральной и восточной Европы, Закавказья и Средней Азии совершающие с конца 80-х, начала 90-х годов переход от командно-административной к смешанной экономике.
Около трети всего населения мира проживает в этой группе стран, которая включает в себя страны бывшего Советского Союза, Китай, Монголию, Вьетнам и страны Центральной и Восточной Европы.
Они возникли в связи с распадом мировой социалистической системы и, как следствие, ликвидации совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
По уровню социально-экономического развития почти все страны с переходной экономикой центральной и восточной Европы относятся к среднеразвитым. В основном это индустриальные и индустриально-аграрные страны.
Целью написания работы является изучение социальных преобразований в Республике Беларусь.
Объектом исследования в работе являются страны с переходной экономикой, в первую очередь Республика Беларусь.
Предметом исследования является концепция перехода Республики Беларусь к рыночной экономике.
В связи с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:
- изучить содержание и задачи переходного периода;
- рассмотреть особенности содержания переходного периода в условиях Республики Беларусь;
- определить роль государства
в поддержании социальной
Для достижения поставленной цели исследования использовались общие и специальные методы научного познания.
Для осмысления и изложения теоретических
положений и результатов
Основные проблемы переходной экономики РБ
Переходная экономика представляет собой
такое особое состояние экономической
системы, когда она функционирует в период
перехода общества от одной сложившейся
исторической системы к другой. В настоящее
время изучение переходной экономики
несомненно является актуальным, так как
в конце XX века начался процесс системного
перехода бывших социалистических стран
от командно-административной к рыночной
экономике, который является одним из
величайших и интереснейших.
Термин «переходная экономика» впервые
был введен в литературу Марксом и Энгельсом
в середине ХIХ века и характеризовал трансформацию
от капитализма к социализму. Применяемый
сегодня термин принадлежит новейшей
истории и характеризует экономическое
состояние трансформации из командно-административной
в рыночную систему. Проблемы переходной
экономики, иначе трансформационной экономики
изучает наука транзитология. Сам термин
“транзитология” был предложен в 1992 г.
М. Бэравуа.
В целом, трансформационная (переходная)
экономика – это совокупность общественных
экономических отношений, возникших в
среде эволюционного исторического процесса
перехода от старой к новой социальной
системе.
Переходный период – это период времени,
в течение которого общество осуществляет
коренные экономические, политические
и социальные преобразования, а экономика
страны переходит в новое, качественно
иное состояние в связи с кардинальными
реформами экономической системы.
Переходный период может быть вызван объективными
и субъективными причинами. К объективным
причинам следует отнести эволюционное
развитие экономики и общества, научный
прогресс, историческое движение, несоответствие
другим системам (окружающая среда и пр.),
которые создают естественные противоречия,
требующие идейного и материального переустройства
окружающей системы. Субъективными причинами
являются политическое, экономическое
вмешательство государства, крупных частных
компаний, профсоюзов, церкви или иных
сил в развитие общества. Это вмешательство
может не соответствовать естественному
ходу событий и сопровождаться революциями
и войнами. Очевидно, что только объективные
причины могут оправдать существование
переходного периода.
По специализации причины, вызывающие
переходный период, могут быть:
- социальными - увеличение разрыва между
доходами населения падение общего уровня
благосостояния, снижение продолжительности
жизни населения, падение нравственности,
рост преступности увеличение смертности,
снижение рождаемости и др.;
- экономическими - противоречия внутренних
и внешних экономических отношений, снижающие
эффективность последних, т. е. приводящие
в итоге к падению благосостояния и порождающие
социальные проблемы;
- технологическими - моральный и материальный
износ технического обеспечения социально-экономической
системы, старение технологий, техники,
приводящее к снижению конкурентоспособности;
- управленческими – рост управленческого
аппарата, бюрократии, коррупции, снижение
общей эффективности организационно-управленческой
системы;
- мотивационными - снижение заинтересованности
в труде, изменение ценностных ориентиров,
ослабление иных сил, движущих социально-экономическое
, технологическое и управленческое развитие;
- идеологическими - нарушение внутреннего
психологического индивидуального и общественного
равновесия, связанного с потерей доверия
к основам проводимой социально-экономической
политики.
Переходный период включает три этапа:
1) деформация старого экономического
порядка, основная цель которого состоит
в ликвидации устаревших экономических
структур и механизмов функционирования
предшествующей экономической системы,
что нередко связано с возникновением
кризисной ситуации в национальной экономике;
2) становление нового экономического
порядка, целью которого является создание
необходимых условий и зарождение новых
структур и механизмов. В этой фазе получает
развитие новая институциональная среда,
обеспечивающая экономическую деятельность
в условиях рынка;
3) структурная перестройка, целью которой
являются регулирующие воздействия государства
и рыночных механизмов на национальную
экономику, приводящие ее воспроизводственную,
отраслевую, региональную и технологическую
структуры в состояние, отвечающее новым
стратегическим, социально-политическим
и экологическим целям.
Таким образом, переход от одной социально-экономической
системы к другой – весьма сложный процесс
реформирования, трансформации и развития,
который требует довольно продолжительного
периода. С одной стороны, это процесс
постепенного "подрыва" коренных
социально-экономических отношений прежней
системы и зарождения и развития в её недрах
новых, противоречиво соединяющихся с
первыми внутри старой системы. С другой
стороны, постепенно в экономике будет
происходить развитие и усиление отношений
и элементов новой системы и ослабление
отношений и элементов старой системы.
На основе этого можно выделить следующие
основные черты переходной экономики,
отличающие её от других сложившихся систем:
1) Переходный период – это длительная
историческая полоса ввиду сложности
и многогранности преобразований.
2) Наличие двух линий развития: восходящей,
знаменующей становление новой системы
экономических отношений, и нисходящей,
выражающейся в отмирании прежней.
3) Если для устойчивых экономик и систем
(командной, рыночной и т.д.) характерна
определённая целостность, устойчивость
развития, то переходная экономика характеризуется
неустойчивостью состояния, нарушением
целостности. Такое положение, являющееся
кризисным для сложившейся экономической
системы, можно рассматривать как нормальное
для трансформирующейся экономики. Сохранение
и воспроизводство в течение относительно
длительного времени неустойчивости,
неравновесия системы имеет свою причину:
изменение цели. Если в обычной, устойчивой
системе такой целью является её самосохранение,
то для переходной экономики – трансформация
в другую систему. Эта неустойчивость,
нестабильность состояния переходной
экономики обусловливает, с одной стороны,
особый динамизм ее развития и соответствующий
характер изменений – необратимость,
неповторяемость, а с другой — рост неопределенности
итогов развития переходной экономики,
вариантов формирования новой системы.
4) Переходная экономика характеризуется
количественным и качественным изменением
состава элементов. В ней "по наследству"
остались структурные элементы предыдущей
системы. Но эти элементы функционируют
в качестве иной, преобразующейся экономической
системы, и поэтому изменяют как своё содержание,
так и свои функции, связанные с зарождением
принципиально новой экономики. Вместе
с тем в экономике появляются новые, не
свойственные старой системе элементы.
Например, для рыночной экономики характерно
наличие предпринимательских структур
различных форм собственности, негосударственных
предприятий, бирж, коммерческих банков,
негосударственных пенсионных, страховых
и других фондов, фермерских хозяйств.
5) При равенстве исходного и конечного
пунктов преобразований в тех или иных
странах неизбежна в наиболее существенных
моментах общность способов, методов,
последовательности, темпов преобразований,
хотя национальные особенности и уж тем
более различия исторических эпох придают
им весьма существенную специфику.
Характерным признаком переходной экономики
также является институциональная неполнота,
отсутствие или зачаточное состояние
отдельных институтов рынка (рынка земли,
фондового рынка и т.д.). Рассмотрим эти
явления на примере перехода от административно-командной
к рыночной экономике. Основной трудностью
переходного периода является создание
институтов рыночной экономики. Институты
в широком смысле представляют собой правила
экономического поведения и механизмы,
обеспечивающие их выполнение, а также
экономические организации, субъекты
хозяйствования. В переходный период формируются
институты, без которых не может нормально
функционировать рыночная экономика:
частная собственность, экономическая
свобода и ответственность хозяйствующих
субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура
и др.
Основной целью переходной экономики
является экономическая свобода и создание
на этой основе социально-ориентированной
хозяйственной системы, способной обеспечить
динамичное развитие экономики и достойный
уровень благосостояния гражданам страны,
преодолев отставание от других стран.
На основе анализа перехода
от административно-командной системы
к рыночной можно выделить следующие главные
задачи переходной экономики:
1) Преодоление кризисных явлений, углубившихся
после вступления общества в переходную
экономику.
2) Формирование рыночных отношений и рыночной
инфраструктуры.
3) Реформирование отношений собственности
как основы экономической системы.
4) Создание условий экономической свободы
для всех субъектов хозяйствования.
5) Создание развитой системы социальной
защиты и социальных гарантий, ограждающих
население от тяжёлых последствий реформирования
экономики.
Особая форма государственного
регулирования — разработка прогнозов
и программ. В целом выделяются два основных
подхода к прогнозированию и планированию
в странах с рыночной экономикой:
1) Один из них предполагает использование
более либеральных методов государственного
регулирования при всемерном поощрении
рыночных механизмов хозяйствования.
Этот подход характерен для таких стран
как США, Великобритания и др. В прогнозе
определяются главным образом не конкретные
показатели экономического роста, а условия,
наиболее благоприятствующие развитию
процесса воспроизводства в соответствующей
политической и социально-экономической
ситуации.
2) Более жесткая система планирования,
применяемая в странах с достаточно большой
долей государственной собственности
в сфере производства, предполагает использование
административных рычагов воздействия
на экономику. Наиболее яркий пример использования
такого подхода продемонстрировала Франция,
добившись весьма заметных успехов, что
подтверждается достаточно высоким уровнем
ее социально-экономического развития
по сравнению с многими другими странами.
Практическая часть
Выполнение плана
Наименование областей |
Республиканская собственность |
Коммунальная собственность |
Государственная собственность | ||
План 2003-2011гг. |
Факт 2003-2011гг. |
План 2003-2010гг. |
Факт 2003-2010гг. |
План на 2011 г. | |
г. Минск |
110 |
79 |
10 |
3 |
38 |
Брестская обл. |
60 |
47 |
77 |
15 |
75 |
Витебская обл. |
48 |
26 |
45 |
8 |
59 |
Гомельская обл. |
72 |
56 |
80 |
25 |
71 |
Гродненская обл. |
48 |
44 |
51 |
9 |
46 |
Минская обл. |
72 |
40 |
53 |
15 |
70 |
Могилевская обл. |
46 |
34 |
62 |
25 |
49 |
Всего |
456 |
326 |
378 |
100 |
408 |
Выполнение плана |
71,5% |
26,5% |
осталось 49% |
Динамика роста основных
экономических показателей
Показатель |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2000 г. к 1995 г. |
Валовой внутренний продукт, % |
102,8 |
111,4 |
108,4 |
103,4 |
105,8 |
135,8 |
Продукция промышленности, % |
103,5 |
118,8 |
112,4 |
110,3 |
107,8 |
164,3 |
Производство потребительских товаров, % |
109,0 |
122,8 |
120,8 |
109,2 |
104,1 |
183,8 |
Продукция сельского хозяйства, % |
102,4 |
95,1 |
99,3 |
91,7 |
109,3 |
96,9 |
Инвестиции в основной капитал,% |
95,0 |
120,0 |
125,0 |
92,0 |
102,0 |
133,7 |
Индекс роста потребительских
цен (декабрь к декабрю |
1,4 |
1,6 |
2,8 |
3,5 |
2,1 |
46,1 |
Реальные денежные доходы населения, % |
117,0 |
106,0 |
119,0 |
97,0 |
120,0 |
171,6 |
Состав безработных по половому признаку и молодежь
На конец июня 2009 г. |
На конец июня 2010 г. |
На конец июня 2011 г. | ||||||
Численность безработных - всего |
человек |
% |
Численность безработных - всего |
человек |
% |
Численность безработных - всего |
человек |
% |
37654 |
38903 |
100 |
30573 |
100 | ||||
из них женщин |
20017 |
53,2 |
из них женщин |
20258 |
52,1 |
из них женщин |
15681 |
51,3 |
мужчин |
17637 |
46,8 |
мужчин |
18645 |
47,9 |
мужчин |
14892 |
48,7 |
молодежь 16-29 лет |
14271 |
37,9 |
молодежь 16-29 лет |
14686 |
37,8 |
молодежь 16-29 лет |
11339 |
37,1 |