Основные типы государств, их экономические объединения в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:45, контрольная работа

Описание

«Хорошее государство не роскошь, а насущная необходимость для развития», – констатируется в докладе Мирового банка (1997 г.).
Сегодня более пристальное внимание к роли государства обусловлено драматическими преобразованиями в мировой экономике, коренным образом изменившими среду, в которой действует государство.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Классификация государств………………………………………………….4
2. Развитые страны с рыночной экономикой……………………………… .5
3. Страны с переходной экономикой………………………………………… 6
4. Развивающиеся страны………………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………………...11
Список использованной литературы………………………………………..14

Работа состоит из  1 файл

мировая экономика.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

ГОУ ВПО «Московский государственный  открытый университет»

Чебоксарский политехнический  институт (филиал)

Кафедра Экономики

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая экономика»

вариант 3 «Основные  типы государств, их экономические  объединения в мировой экономике»

 

Выполнил:

студентка 1 курса заочной формы обучения

шифр специальности 080502

учебный шифр 910493

Ильина В. В.

 

Проверил:

 

 

 

 

Чебоксары - 2010




 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Классификация государств………………………………………………….4

2. Развитые страны с рыночной экономикой……………………………… .5

3. Страны с переходной экономикой………………………………………… 6

4. Развивающиеся страны………………………………………………………8

Заключение……………………………………………………………………...11

Список использованной литературы………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Хорошее государство  не роскошь, а насущная необходимость  для развития», – констатируется в докладе Мирового банка (1997 г.).

Сегодня более пристальное  внимание к роли государства обусловлено  драматическими преобразованиями в мировой экономике, коренным образом изменившими среду, в которой действует государство. Теперь оно, реализуя стратегию национального хозяйственного роста, все более должно принимать во внимание и глобальную экономическую систему. Миропорядок стремительно меняется, и власть, не сумев адаптироваться, рискует потерять (или существенно снизить) возможность управлять как социально-экономическими процессами в национальной экономике, так и позициями своей страны в мировом хозяйстве.

Функция поддержания  экономического и социального равновесия, изначально присущая государству, заставляет видеть в нем относительно независимую силу, определяющую основные направления развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Классификация государств

 

 

В современном  мире насчитывается более 200 государств. Все они являются субъектами международного права, юридически равноправны между собой. Все вместе они образуют единую систему мирового хозяйства.

В то же время государства чрезвычайно  разнообразны и соответственно играют различную роль в международном разделении труда. Эта роль в каждом случае уникальна и вместе с тем определяется принадлежностью страны к той или иной категории в различных классификациях. Таких классификаций множество, они могут быть объединены в разные группы: по размерам страны, по политической системе, по уровню социально-экономического развития и т.д.

Размеры страны определяются её площадью и населением. Разброс здесь огромен: по площади от 17 млн. кв. км (Россия; площадь Советского Союза до его распада составляла 22,4 млн. кв. км) до 0,44 кв. км (Ватикан), по численности населения - от 1,3 млрд. (Китай) до 1 тыс. (Ватикан).

Важнейшие классификации  по политической системе:

  - по форме правления - республики и монархии; среди республик президентские и парламентские, а также промежуточные формы; среди монархий - ограниченные и абсолютные;

             - по демократичности - демократические, авторитарные, тоталитарные и многочисленные промежуточные формы;

   - по принципу административно-территориального устройства - федеративные и унитарные, а также промежуточные формы.

Мировая экономика состоит из множества национальных экономик. Если ее рассматривать как сложную систему, то в ней целесообразно выделить подсистемы. Такими подсистемами являются группы национальных экономик  - группы стран.

Обычно выделяют три большие  группы стран: развитые, развивающиеся, с переходной экономикой. Для включения  страны в ту или иную группу применяют  разные критерии. Это прежде всего  характер экономики (рыночная или переходная) и уровень ее социально-экономического развития (определяется в первую очередь производством ВВП/ВНП на душу населения, отраслевой структурой ВВП, уровнем и качеством жизни).

Развитые страны с  рыночной экономикой играют ведущую  роль на мировом рынке и в международном разделении труда. К развитым странам относят почти все страны Западной Европы, США, Канаду, Японию, Израиль, ЮАР, Австралию и Новую Зеландию. Все эти страны имеют высокий уровень экономического и социального развития.

Страны с переходной экономикой включают государства Восточной Европы, Россию, Албанию, Китай,  бывшие субъекты СССР, Вьетнам, Монголию.

К развивающимся странам  относят большинство стран Азии, Африки, Океании, Латинскую Америку, Мальту и бывшую Югославию. Общий  уровень ВВП развивающихся стран составляет менее четверти от ВВП развитых стран.

 

 

2. Развитые страны с рыночной экономикой

 

 

Страны с развитой экономикой (СРЭ) имеют высокий уровень развития материального и нематериального производства. ВВП на душу населения составляет не менее 12 тыс. долл. по ППС. В отраслевой структуре ВВП этих стран доминирует сфера услуг (более 70%). Это значит, что страны с развитой экономикой находятся на постиндустриальной стадии производства.

Высокого развития достигла инфраструктура (связь, транспорт, финансовые услуги, торговля и обслуживание и т. д.), а также блок социальных услуг (здравоохранение, образование, спорт и т. д.).

Получают развитие высокотехнологичные отрасли, для которых характерны низкая материало- и трудоемкость и высокая доля затрат на НИОКР, а также soft-отрасли, осуществляющие производство технологичных услуг (программное обеспечение, консалтинг и т. д.). Более того, от производства товаров и услуг массового спроса эти страны переходят к производству и реализации нововведений, что позволяет говорить о создании контуров "новой экономики", основанной на качественном изменении в технологии и управлении производства и потребления.

Основой международной конкурентоспособности страны становятся научные знания и кадры. Инновационное развитие этих стран проявляется в производстве и коммерческом использовании качественно новых благ, применении новых способов производства (технологий), освоению новых рынков сбыта и новых источников сырья. Становление информационной экономики, основанной на знаниях, позволяет этим странам концентрировать в своих руках международную ренту (прибавочную стоимость), что приводит к ситуации, когда богатые страны богатеют, а бедные беднеют.

Страны с развитой рыночной экономикой доминируют в мировой торговле, занимая наиболее прибыльные ниши товаров глубокой переработки, услуг и объектов интеллектуальной собственности (патенты, товарные знаки, лицензии и т. д.).

В развитых странах пересекаются глобальные потоки капиталов, формируя мировые финансовые центры: Лондонский, Нью-Йоркский, Чикагский, Токийский  и др. Все МФЦ поражают масштабами проводимых операций, которые в десятки раз превышают объемы платежей по мировой торговле. Участниками таких рынков являются транснациональные корпорации и транснациональные банки, крупные финансово-кредитные институты. Примерно 90% ссудного капитала международных рынков размещается внутри стран Организации экономического сотрудничества и развития.

Эффективная структура  производства и обмена позволяет  иметь наивысшие показатели по качеству и уровню жизни. Поэтому развитые страны являются центрами притяжения рабочей силы всего мира.

Все международные организации относят к числу стран с развитой рыночной экономикой: США, Канаду, 27 стран ЕС (Австрия, Бельгия, Болгария, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Румыния, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Финляндия, Франция, Швеция, Польша, Чешская Республика, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр (греческая часть), Мальта, Латвия, Литва и Эстония); Швейцарию, Норвегию, Исландию, Японию, Австралию, Новую Зеландию.

В некоторых изданиях ООН к развитым странам относят Израиль и ЮАР.

С 1997 г. МВФ включил  в число развитых стран с рыночной экономикой Южную Корею, Сингапур, Гонконг, Тайвань.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относит к числу стран с развитой экономикой Турцию и Мексику, которые являются членами этой организации, хотя по многим параметрам являются развивающимися странами. Они вошли в ОЭСР по территориальному признаку. Турция как часть Европы. Мексика как участник НАФТА — Североамериканского соглашения о свободной торговле.

Экономическая политика стран “Большой семерки” (Great -7 или G-7) — США, Канада, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания —  оказывает доминирующее воздействие  на мировую экономику. Среди стран с развитой рыночной экономикой идет постоянное изменение в соотношении сил. В настоящее время США вновь пытаются занять лидирующие позиции.

 

3. Страны с переходной экономикой

 

 

Страны с переходной экономикой (СПЭ) или страны с формирующимися рынками (СФР) — это государства, которые осуществляют переход от административно-командной экономики к рыночной. Страны с переходной экономикой возникли в конце 80-х начале 90-х гг. в результате распада социалистической системы.

К странам с переходной экономикой относятся:

- бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии — Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;

- бывшие советские республики — ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;

  • - бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

При этом надо учитывать, что часть указанных стран  в 2004 г. и 2007 г. вошла в состав ЕС и  де-юре эти страны стали относить к развитым странам, хотя де-факто они являются странами с формирующимися рынками.

Особую сложность представляет классификация Китайской Народной Республики, поскольку строительство  капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной  Европы, стран Балтии и некоторых  Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав ЕС. Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры — Чехия и Словения.

Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, с 1993 г. объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. ВВП в России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год. Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.

Помимо приведенной выше классификации стран МВФ группирует страны:

  • - по региональным группам (Африка, Центральная и Восточная Европа, СНГ, развивающиеся страны Азии, Средний Восток, Западное полушарие);
  • - по аналитическим группам, в том числе по источникам экспортных поступлений (топливо, нетопливо, продукты первичной переработки);
  • - по внешним источникам финансирования (страны нетто-должники).

Информация о работе Основные типы государств, их экономические объединения в мировой экономике