Основные типы отраслевых рыночных структур и учет их особенностей в государственном регулировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:16, контрольная работа

Описание

Из всех известных истории способов регулирования производства общества только рыночный механизм оказался работоспособным.
Рынок – это, прежде всего форма связи между производителями и потребителями продукции, в которой совокупность отношений осуществляется в товарно-денежной форме, посредством обмена продуктами труда, для удовлетворения личных и производственных потребностей; при этом производителей и потребителей должно быть столько, чтобы между ними возникла конкуренция.

Работа состоит из  1 файл

Экономика отраслевых рынков.docx

— 118.88 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По Экономике отраслевых рынков

на тему:   Основные типы отраслевых рыночных структур и учет их особенностей в государственном регулировании.

 

 

 

 

 

 

Преподаватель

Студентка

Группа 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

 

Введение

 

Из всех известных истории способов регулирования  производства общества только рыночный механизм оказался работоспособным.

Рынок – это, прежде всего  форма связи между производителями  и потребителями продукции, в  которой совокупность отношений  осуществляется в товарно-денежной форме, посредством обмена продуктами труда, для удовлетворения личных и  производственных потребностей; при  этом производителей и потребителей должно быть столько, чтобы между  ними возникла конкуренция.

В рыночной экономике имеют место четыре рыночных структуры:

  1. совершенная конкуренция;
  2. чистая монополия;
  3. монополистическая конкуренция;
  4. олигополия.

Современная рыночная экономика характеризуется  сосуществованием, переплетением конкуренции  и монополии. Очень важной является проблема их соотношения.

Монопольное положение является желанным для  каждого предпринимателя или  предприятия, так как оно позволяет  им, во-первых, избежать целого ряда проблем  и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную  позицию на рынке, концентрируя при  этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты  имеют возможность с позиций  силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

Проблемы, связанные с развитием различных  форм конкуренции неоднозначны, так  как реальная жизнь очень динамична  и в ней существуют не только критерии экономической эффективности, но действуют  и политические или социальные факторы. Обществу выгоднее иметь совершенного конкурента, чем монополиста, в то же время условия производства подталкивают предприятия к тому, чтобы иметь  большую власть и влияние на рынок.

Таким образом, нельзя дать ответ - какая рыночная структура «лучше» позволяет  обеспечить оптимальные пропорции  распределения ресурсов, обеспечить равновесие на рынке, здесь нужно  учитывать не только макро-, но и микроэкономические факторы, которые оказывают влияние на развитие экономической ситуации в отрасли или экономике, каждый конкретный случай требует особого подхода.

 

1. Характеристика основных типов рыночных структур

1.1 Совершенная (свободная) конкуренция

Конкуренция бывает двух видов: рыночная и нерыночная. Рыночная конкуренция может быть совершенной и несовершенной.

Совершенной или свободной конкуренция является тогда, когда ни один из продавцов или покупателей на рынке не может существенно влиять на цену товара. В настоящее время свободной конкуренции практически не существует.

Несовершенной называется конкуренция, при которой отдельные продавцы или покупатели способны существенно влиять на цену товара.

Совершенная конкуренция была господствующей в  прошлом. Она предполагает соблюдение ряда обязательных условий:

1 Невозможность  продавца или покупателя влиять  на цену.

2 Возможность  свободного перелива труда и  капитала между отраслями.

3 Устойчивость  денежного обращения.

4 Стандартность  производимой продукции.

5 Свободное  вступление и выход из отрасли.

6 Открытость  экономики мировому рынку.

7 Доступность  необходимой информации для каждого  участника рынка.

Строго  говоря, все эти условия в полной мере никогда не соблюдались, и свободная  конкуренция это скорее теоретическая  модель, чем реально существующий тип рынка.

Тем не менее, у свободной конкуренции  существует много достоинств и мало недостатков, что делает её наиболее желательной для общества (рис. 2.1).

Рис. 2.1 Основные признаки совершенной конкуренции

 

В условиях совершенной конкуренции рынок  без помех выполняет свои регулирующие функции. Поэтому складывается оптимальная  система пропорций. Совершенная  конкуренция обеспечивает максимальное использование производственных возможностей. Поскольку предприятия не могут  при этой форме повышать цены, их стратегия состоит в наращивании  объёма и снижении издержек. А поскольку  свободная конкуренция всегда ценовая, то она обеспечивает самые низкие цены из всех возможных типов конкуренции. При свободной конкуренции не тормозится технический прогресс, происходит интенсивное о6новление участников.

Есть  у совершенной конкуренции и  недостатки: так как преобладает  мелкий капитал, он не всегда может  браться за крупные инвестиционные проекты. Ещё серьёзнее следующий  недостаток - свободная конкуренция  имеет тенденцию порождать концентрацию производства и монополии. Отсюда нео6ходимость  постоянно следить за негативными  явлениями. Но поскольку совершенная  конкуренция предполагает очень 6ольшое число участников, практически это  требование довольно сложно реализовать.

Структура данного вида конкуренции может  быть устойчива лишь в том случае, если в ее фундаменте присутствуют все необходимые условия:

1) Большое  число фирм, производящих однородную  продукцию, и малость субъектов рынка. Малость субъектов рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.

2. Однородность  продукции разных предприятий,  то есть, нет опасности, что  потребители в массе своей  предпочтут товары одной из  фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм.

3) Отсутствуют  входные барьеры для вступления  в отрасль нового производителя  и возможности свободного выхода  из него.

4) Равный  доступ ко всем видам информации  «информационная прозрачность рынка». Это значит, что все покупатели  имеют полную информацию о  характеристиках продукта, ценах  на него, а производители располагают  информацией о производственной  технологии, ценах на факторы  производства.

5) Совершенная  мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно заключить сделку  с любым продавцом (покупателем), причем для этого не требуется  дополнительных затрат.

6) Рациональное  поведение всех участников, преследующих  собственные интересы. Сговор в  какой-либо форме исключен.

7) Затраты  фирм на изготовление товаров  различаются не очень существенно  вследствие сходности технологии  и цен на приобретаемые для  производства ресурсы. 

8) Транспортные  затраты не играют большой  роли в формировании предложения,  то есть нет опасности, что  многие производители окажутся  неконкурентоспособными из-за слишком  дорогой доставки своих товаров  к покупателям (их цены окажутся  в итоге выше, чем у конкурентов,  предприятия которых находятся  ближе к основным рынкам сбыта).

1.2 Чистая монополия

На противоположном  полюсе по отношению к совершенной  конкуренции находится монополия. Монополия – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.

Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. У  чистой монополии нет продавцов-соперников, поэтому фирма монополист имеет возможность повлиять на цену. Доступ других фирм на монополизированный рынок не возможен из-за наличия барьеров. Роль барьеров выполняют патенты или лицензии, исключительные права, полученные от правительства, большие размеры капитала и т. д.

Монополии осуществляют контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой  степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в  экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают  на все сферы жизни страны.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают  возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей.

Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

Формирование  и рост монополий исторически  неразрывно связаны перерастанием  капитала свободной конкуренции  в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела.

Конкурентные  рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение, выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска.

Монополия является прямой противоположностью конкурентному  рынку. По своей природе монополия  выступает силой, подрывающей свободную  конкуренцию, стихийный рынок. Существенное различие между монополистическим  рынком и рынком конкурентным заключается  в том, что монополист способен влиять на цену, выручаемую за товар, а конкурентный продавец такой возможности не имеет. Фирма с монопольной властью является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, т. е. в отличие опять-таки от конкурентного продавца она не является ценополучателем.

Монополия характеризуется, преимущественно, отрицательными чертами (рис. 2.2).

 

Рис. 2.2 Отрицательные черты монополии

 

Нередко под монополией подразумевается  определенная структура рынка: абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца. Монополия на стороне  спроса носит название монопсония, а монополия со стороны предложения  – двухсторонняя монополия.

Монопсония  - это монополия на стороне спроса. Чистый монопсонист - это единственная на рынке фирма, которая является покупателем ресурса или его услуг, предлагаемых на этом рынке, причем возможностей альтернативного сбыта либо мало, либо нет совсем. Монопсонист обладает властью, достаточной для влияния на цену услуг ресурса, которые закупает. Чистая монопсония - такая же редкость, как и чистая монополия. Предположительно она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей.

Двусторонняя  монополия представляет собой такую  рыночную структуру, при которой  единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю - продажу факторов производства (для продавца - это готовая продукция). И покупатель, и продавец обладают возможностями, достаточными для контроля над ценами услуг факторов производства. Монопсонист имеет дело с монополией, продающей один из факторов производства.

В использовании  термина монополия, а тем более  «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся  найти замену этому термину: «несовершенный конкурент» (П.Самуэльсон), «ценоискатель» (П.Хейне).

Чистая  монополия — это ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей. Под этим термином понимается и сам этот единственный продавец товара. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте с полностью конкурентным рынком, на котором много соперничающих продавцов предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих потреблять товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.

Основные  характерные черты:

На данном рынке производителем продукции  и услуг выступает одно единственное предприятие — чистый, или абсолютный монополист. По существу оно же диктует  цену на свою продукцию. На падающий спрос  его продукции, монополист отвечает изменением предложения товара, чем  и вызывает изменение объёма спроса и цены.

2. Вступление в данный рынок  новых предприятий блокируется  экономическими, финансовыми, правовыми,  техническими и другими преградами. Иначе монополист теряет своё  абсолютное монопольное положение.

Информация о работе Основные типы отраслевых рыночных структур и учет их особенностей в государственном регулировании