Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 20:24, реферат
1. Понятие и определение экологического права.
2. Экологическое право как отрасль права.
3. Принципы экологического права.
4. Источники экологического права
Интеграция рассматривается
В рамках концепции интеграции экономического
управления разрабатываются две
принципиально различные
Одна из них основана на жестком объединении всех функций управления природопользованием в рамках министерства природных ресурсов.
Другая - гибкая модель интеграции управления - построена на идее усиления координации действий в области охраны окружающей природной среды и налаживании взаимодействия между подразделениями, выполняющими функции охраны природных ресурсов в процессе своих хозяйственных мероприятий.
В концепции интеграции экологического
управления в его двух вариантах
моделей, за государственным управлением
в области охраны окружающей среды
закрепляется самостоятельная сфера
управленческой деятельности, не совпадающая
с управлением отраслями
4. Исправительный и
Рассматриваемый подход дал начало разработке экологических стандартов и лимитов нагрузки на природную среду, но в качестве доминирующего просуществовал недолго.
Предупредительный подход предусматривает перемещение экологического контроля с конца технологического процесса и его распределение по всей цепочке: с момента добычи сырья и до получении готовой продукции. Главная цель такого контроля - предупреждение ущерба. В отличие от "исправительного подхода", его реализация требует структурной перестройки управления экономикой, технологической модернизации производства, внедрения различного рода ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий. Следствием развития предупредительного подхода стало распространение в управленческой практике такого метода управления, как оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза.
5. Интеграция экономики и
Задачи охраны окружающей среды
должны быть поставлены перед всеми
правительственными ведомствами, международными
организациями и крупным
В России идеи интеграции экономического
и экологического факторов нашли
политическую и правовую поддержку.
Указ Президента "О государственной
стратегии Российской Федерации
по охране окружающей среды и обеспечению
устойчивого развития" от 4 февраля
1994г. предусматривает обеспечение
комплексного решения проблем
Метод правового регулирования - способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства. В отличие от предмета, метод правового регулирования не является столь значимым для выделения той или иной совокупности правовых норм в качестве отрасли права.
Доказательством тому является тот факт, что в системе российского права выделено примерно 15 отраслей права, в то время как в науке права признается два метода:
административно-правовой;
гражданско-правовой.
Суть административно-
Гражданско-правовой метод регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения.
В современном экологическом
Заключение договора на природопользование представляет собой пример гражданско-правового метода регулирования. Однако, если в процессе природопользования нарушаются условия, предусмотренные договором, и причиняется существенный экологический вред, может быть применен административно-правовой метод регулирования отношений по природопользованию.
3. Принципы экологического права
Принципы экологического права
составляют основу рассматриваемой
отрасли, а их соблюдение может служить
мерилом правового и
Этим Законом установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание
экологических, экономических и
социальных интересов человека, общества
и государства в целях
охрана, воспроизводство и рациональное
использование природных
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
независимость контроля в области охраны окружающей среды;
презумпция экологической
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения государственной
экологической экспертизы проектов
и иной документации, обосновывающих
хозяйственную и иную деятельность,
которая может оказать
учет природных и социально - экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
допустимость воздействия
обеспечение снижения негативного
воздействия хозяйственной и
иной деятельности на окружающую среду
в соответствии с нормативами
в области охраны окружающей среды,
которого можно достигнуть на основе
использования наилучших
обязательность участия в
сохранение биологического разнообразия;
обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
соблюдение права каждого на
получение достоверной
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Приведенный перечень принципов не
является ни исчерпывающим, ни полным.
Процесс формирования принципов
экологического права продолжается
параллельно с
4. Источники экологического права
Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
Источники экологического права могут быть классифицированы по следующим основаниям:
по юридической силе - на законы и подзаконные акты.
Законы - нормативно-правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти.
Подзаконные акты - все иные нормативные правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.
по предмету регулирования - на общие и специальные.