Основы экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 20:24, реферат

Описание

1. Понятие и определение экологического права.
2. Экологическое право как отрасль права.
3. Принципы экологического права.
4. Источники экологического права

Работа состоит из  1 файл

основы экологического права.docx

— 54.24 Кб (Скачать документ)

 

Интеграция рассматривается как  выделение природоохранных функций  из хозяйственно-отраслевого управления и их объединение на основе создания специализированного ведомства  по охране окружающей среды.

 

В рамках концепции интеграции экономического управления разрабатываются две  принципиально различные управленческие модели.

 

Одна из них основана на жестком  объединении всех функций управления природопользованием в рамках министерства природных ресурсов.

 

Другая - гибкая модель интеграции управления - построена на идее усиления координации  действий в области охраны окружающей природной среды и налаживании  взаимодействия между подразделениями, выполняющими функции охраны природных ресурсов в процессе своих хозяйственных мероприятий.

 

В концепции интеграции экологического управления в его двух вариантах  моделей, за государственным управлением  в области охраны окружающей среды  закрепляется самостоятельная сфера  управленческой деятельности, не совпадающая  с управлением отраслями экономики  или отдельными видами природопользования; строится на выделении контрольно-надзорных  полномочий в области охраны окружающей природной среды и регулирования  природопользования из действующих  хозяйственных подразделений, их отграничении от полномочий по эксплуатации природных  ресурсов. Одновременно в ней указывается на необходимость создания в качестве центра экологического управления единого специализированного ведомства, компетенция и полномочия которого определяются, исходя из передачи ему функций и инструментов контроля за эксплуатацией природных ресурсов в интересах их сохранения. Соответственно природоохранное ведомство для обеспечения добросовестного соблюдения экологических интересов не должно быть природопользователем, то есть не должно участвовать в хозяйственном использовании природных ресурсов и получения прибыли.

 

4. Исправительный и предупредительный  подходы. В соответствии с исправительным  подходом считается, что для  решения проблемы загрязнения  необходимо обеспечить очистку  отходов производства и контролировать  ее путем установления лимитов  для выбросов и сбросов, не  реформируя при этом экономику  и другие сферы общественной  жизни. Данный подход ориентирован  на потребление природных ресурсов  без четких обязательств сохранять, возобновлять и восстанавливать эти ресурсы, то есть на "потребление ради производства".

 

Рассматриваемый подход дал начало разработке экологических стандартов и лимитов нагрузки на природную  среду, но в качестве доминирующего просуществовал недолго.

 

Предупредительный подход предусматривает  перемещение экологического контроля с конца технологического процесса и его распределение по всей цепочке: с момента добычи сырья и до получении готовой продукции. Главная цель такого контроля - предупреждение ущерба. В отличие от "исправительного подхода", его реализация требует структурной перестройки управления экономикой, технологической модернизации производства, внедрения различного рода ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий. Следствием развития предупредительного подхода стало распространение в управленческой практике такого метода управления, как оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза.

 

5. Интеграция экономики и экологии. В данном случае окружающая  среда рассматривается не только  как материальная база экономического  и общественного развития, но  и как условие выживания человека. Речь идет о том, что в  первую очередь необходимо реформировать  экономику, интегрировать экономические  интересы в экономическое развитие, поставить экологические интересы  над экономическими, заставить первые определять развитие экономики.

 

Задачи охраны окружающей среды  должны быть поставлены перед всеми  правительственными ведомствами, международными организациями и крупным учреждениями частного сектора. Механизм реализации этих задач должен опираться на установление ответственности таких учреждений за последствия своей деятельности. Сам процесс принятия решений  должен быть скоординированным и  предусматривать широкое участие  населения. Достичь интеграции экологических  и экономических факторов без  слияния двух сфер управления возможно путем наделения органов специализированного  природоохранного управления реальными  возможностями участия и рычагами влияния на принимаемые хозяйственные  решения. Одновременно экономика не освобождается от обязанностей по охране окружающей природной среды и  выполняет функции экологического управления применительно к своему виду деятельности, что требует создания в своей структуре соответствующих подразделений по охране окружающей среды.

 

В России идеи интеграции экономического и экологического факторов нашли  политическую и правовую поддержку. Указ Президента "О государственной  стратегии Российской Федерации  по охране окружающей среды и обеспечению  устойчивого развития" от 4 февраля 1994г. предусматривает обеспечение  комплексного решения проблем сбалансированного  развития экономики и улучшения  состояния окружающей среды. Однако на сегодняшний день в России решающую роль в реформировании и построении действующей системы экологического управления пока еще играют идеи фрагментарного подхода, ослабления позиций комплексного экологического управления на фоне усиления позиций ресурсовых ведомств, фактического ослабления государственного регулирования и контроля.

 

Метод правового регулирования - способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства. В отличие от предмета, метод правового  регулирования не является столь  значимым для выделения той или  иной совокупности правовых норм в  качестве отрасли права.

 

Доказательством тому является тот  факт, что в системе российского  права выделено примерно 15 отраслей права, в то время как в науке  права признается два метода:

 

административно-правовой;

 

гражданско-правовой.

 

Суть административно-правового  метода регулирования заключается  в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению  и исполнению правовых предписаний. В экологическом праве административно-правовой метод опосредуется в специфических формах - нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он выражается в установлении допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду, которые должны соблюдаться предприятиями-природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, применении мер юридической ответственности и др.

 

Гражданско-правовой метод регулирования  основывается на равенстве сторон правоотношения.

 

В современном экологическом праве  применяются оба метода правового  регулирования. Причем в условиях перехода к рыночной экономике, с совершенствованием гражданского, предпринимательского законодательства гражданско-правовой метод применяется  в данной отрасли все более  широко.

 

Заключение договора на природопользование представляет собой пример гражданско-правового  метода регулирования. Однако, если в процессе природопользования нарушаются условия, предусмотренные договором, и причиняется существенный экологический вред, может быть применен административно-правовой метод регулирования отношений по природопользованию.

 

3. Принципы экологического права

 

Принципы экологического права  составляют основу рассматриваемой  отрасли, а их соблюдение может служить  мерилом правового и социального  характера государства, эффективности  всей деятельности по обеспечению рационального  природопользования и охраны окружающей среды, защите экологических прав и  законных интересов человека и гражданина, обеспечению экологической безопасности. Экологическое право основано как на общих принципах российского права, так и на принципах данной отрасли (отраслевых). Основные отраслевые принципы экологического права определены в ст.3 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" 2002 г

 

Этим Законом установлено, что  хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических  и физических лиц, оказывающая воздействие  на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

 

соблюдение права человека на благоприятную  окружающую среду;

 

обеспечение благоприятных условий  жизнедеятельности человека;

 

научно обоснованное сочетание  экологических, экономических и  социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения  устойчивого развития и благоприятной  окружающей среды;

 

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения  благоприятной окружающей среды  и экологической безопасности;

 

ответственность органов государственной  власти Российской Федерации, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной  окружающей среды и экологической  безопасности на соответствующих территориях;

 

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

 

независимость контроля в области  охраны окружающей среды;

 

презумпция экологической опасности  планируемой хозяйственной и  иной деятельности;

 

обязательность оценки воздействия  на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной  и иной деятельности;

 

обязательность проведения государственной  экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать  угрозу жизни, здоровью и имуществу  граждан;

 

учет природных и социально - экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении  хозяйственной и иной деятельности;

 

приоритет сохранения естественных экологических  систем, природных ландшафтов и природных  комплексов;

 

допустимость воздействия хозяйственной  и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

 

обеспечение снижения негативного  воздействия хозяйственной и  иной деятельности на окружающую среду  в соответствии с нормативами  в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических  и социальных факторов;

 

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов  государственной власти Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

 

сохранение биологического разнообразия;

 

обеспечение интегрированного и индивидуального  подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды  к субъектам хозяйственной и  иной деятельности, осуществляющим такую  деятельность или планирующим осуществление  такой деятельности;

 

запрещение хозяйственной и  иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

 

соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а  также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную  окружающую среду, в соответствии с  законодательством;

 

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

 

организация и развитие системы  экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

 

участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении  задач охраны окружающей среды;

 

международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

 

Приведенный перечень принципов не является ни исчерпывающим, ни полным. Процесс формирования принципов  экологического права продолжается параллельно с совершенствованием и дальнейшим развитием российского  экологического законодательства. Доказательством  этого может служить увеличение числа отраслевых принципов российского  законодательства с 6 (по Закону "Об охране окружающей природной среды" 1991 г.) до 23 (по Федеральному Закону "Об охране окружающей среды" 2002 г.).

 

4. Источники экологического права

 

Под источниками экологического права  понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения  в сфере взаимодействия общества и природы.

 

Источники экологического права могут  быть классифицированы по следующим  основаниям:

 

по юридической силе - на законы и подзаконные акты.

 

Законы - нормативно-правовые акты, принимаемые  представительными органами государственной  власти.

 

Подзаконные акты - все иные нормативные  правовые акты, принимаемые Президентом  РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.

 

по предмету регулирования - на общие и специальные.

Информация о работе Основы экологического права