Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 11:29, контрольная работа
Нельзя понять особенности и проблемы любой страны, не оценивая ее
внутреннее территориальное разнообразие. Это особенно важно для России, чрезвычайно контрастной по природе, историческим особенностям, расселению населения, экономике.
Районирование – важнейший метод географии – единственной науки, для
Введение
1.Теоретическая часть
1.1 Основы экономического районировая
1.2.Основные принципы районирования
1.3.Стратегические задачи регионального развития
2.Практическая часть
2.1. Группировка регионов по обьему инвестиций в основной капитал на
душу насел
Вывод
Список литературы
производственной базой, в основном на севере.
При структурной перестройке для регионов особенно реальна угроза
резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширение прав местных органов и социальная защита населения. Отдельным предприятиям в этих регионах будут даваться кредиты для поддержания производства и перепрофилирования на выпуск продукции социальной направленности.
Все сказанное относится к интегральному экономическому районированию.
Кроме того, существуют отраслевое районирование, например, районы размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей промышленности, и сельскохозяйственное районирование. Так, предполагается, что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России:
1. Фермерские регионы со значительной долей частной собственности –
основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части Восточной Сибири и Дальнего Востока;
2. Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими –Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, Юг-Западной Сибири;
3. Горные районы – республики Северного Кавказа, Алтайская республика;
4. Регионы отгонно-пастбищного животноводства – Калмыкия, Тыва, Бурятия, Читинская область;
5. Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования – это основная часть зоны Севера.
Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а также переселение в эти регионы экономически активного населения –демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового зарубежья, а также переселенцев из городов.
Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми, экстремальными условиями – зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической базой – Забайкалье, Тыва, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов.
В настоящее время формируются свободные экономические зоны, которые получат все преимущества для промышленного, сельскохозяйственного развития,с высоким уровнем инфрастуктуры. Это Санкт-Петербург, на Дальнем Востоке –Находка, Магадан, Сахалин; в Сибири – Кузбасс; в Московской области –Зеленоград, в Калининградской области – Янтарь и в других регионах России.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика.
Вследствие огромных различий природно-географических, эк-их, соц-демографических и других условий определены подходы к особому развитию эк-ки каждого отдельного региона России, главными ориентирами будут:
1) учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, соц., внешнеэк. политики;
2) перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов;
3) децентрализация процессов управления реформой, активизация эконом. деятельности на местах;
4) необходимость разработки специальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.
В экономических реформах внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции эк-ки России. К ним относятся создание механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хоз-ния и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского терр-го разделения труда и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хоз. связей, экономического и политического сепаратизма.
Главная соц. региональная цель политики в социальной сфере - обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего соц. напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в эконом. сфере - это рациональное использование природно-эконом. возможностей регионов, территориального разделения труда и эк. связей регионов.
Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим:
1. Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций.
2. Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока.
3. Стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов.
4. Продолжение формирования территориально-
5. Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств. 6. Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие соц. инфрастуктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислокации военных частей из стран Восточной Европы .
7. Развитие транспорта, связи, информатики.
8. Преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей России.
Политика устранения зависимости России от импорта продовольствия потребует ускоренной интенсификации сельхоза Нечерноземья и южных районов России. Большая часть задач региональной политики России будет перемещаться на уровень регионов. Будет создан соц-эконом механизм, сочетающий гос. регулирование с региональным самоуправлением.
Одной из важных задач в проведении экономических реформ России являются поддержка процесса суверенизации национально-государственных и автономных образований Российской Федерации в рамках Федеративного договора; необходимость достижения и укрепления межнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и равенства условий для представителей различных национальностей, принятия мер по ликвидации межэтнических диспропорций, выравниванию уровней развития.
Практическое задание
Используя данные прил. 3, проанализируйте отраслевую структуру промышленности регионов, входящих в конкретный экономический район (по выбору студента).
Методика выполнения контрольной работы
1. Выберите два экономических района (один – находящийся в европейской части страны, другой – в азиатской).
2. Проведите анализ отраслевой структуры промышленности каждого региона, входящего в состав выбранного экономического района, в сравнении с отраслевой структурой промышленности самого экономического района и РФ.
3. Постройте профиль отраслевой структуры промышленности каждого экономического района (отдельно).
4. Оформите все расчеты в таблицах.
5. Сделайте выводы.
Наиболее наглядным способом построения профиля отраслевой структуры является графический метод, который основан на построении звездной диаграммы, изображающей набор отраслей экономики (или промышленности) региона. Звездная диаграмма представляет собой рисунок, на котором из точки (центра) выходят лучи, количество которых соответствует числу отраслей изучаемого региона, т.е. каждый луч диаграммы соответствует одной из отраслей. Лучи градуируются в соответствии с единицами измерения изучаемого показателя (например, в процентах), и на каждом луче отмечается значение соответствующего показателя отрасли. Затем все метки последовательно соединяются и получается более или менее неправильная фигура, характеризующая профиль отраслевой структуры территории (рис. 5).
Рис. 5. Профиль отраслевой структуры промышленности региона.
Ораслевая структура производства промышленной продукции в 1999г.(в процентах)
Регионы | промышленность | В том числе |
| |||||||||||
электроэнергетика | топливная | Черная металлургия | Цветная металлургия | Химическая нефтехимическая | Машиностроение и металлообработка | Лесная,деревообрабатывающая | Промышленность строительных материалов | Стекольная и фарфоровая | легкая | пищевая | Мукомольно-крупяная | прочие | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Северный район | 100 | 8,7 | 16,1 | 24 | 8,5 | 4,2 | 4,9 | 20,9 | 1,2 | 0,1 | 0,7 | 9 | 0,7 | 1 |
Республика Карелии | 100 | 7,4 | - | 13,6 | 5,2 | 0,2 | 6,5 | 54,9 | 2,1 | - | 0,3 | 7,8 | 1,6 | 0,4 |
Архангельская область | 100 | 8,1 | 14 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 12,5 | 52,7 | 1,4 | - | 0,3 | 7,8 | 0,5 | 2,2 |
Республика Коми | 100 | 8,5 | 63,5 | 0 | 0,1 | 0 | 1,2 | 19,4 | 1,6 | 0 | 1,2 | 3,1 | 0,4 | 1 |
Ненецкий АО | 100 | 0,7 | 97,3 | - | - | - | 0,1 | 0 | - | - | 0,1 | 1,8 | - | 0 |
Вологодская область | 100 | 6,7 | 0 | 65,6 | 0,3 | 5,6 | 3,4 | 7,7 | 0,9 | 0,2 | 1,1 | 7,2 | 0,5 | 0,8 |
Мурманская область | 100 | 13,2 | - | 10 | 38,5 | 11,9 | 4,2 | 0,3 | 0,7 | 0 | 0,2 | 19,4 | 0,8 | 0,8 |
Центрально-Черноземный район | 100 | 13 | 0 | 34 | 0,1 | 8,7 | 14,3 | 1,3 | 4,2 | 0,1 | 1,2 | 19,9 | 2,3 | 0,9 |
Белгородская область | 100 | 8,5 | - | 46,1 | 0 | 4,5 | 9,6 | 0,4 | 6,8 | 0 | 0,5 | 20,9 | 2 | 0,7 |
Воронежская область | 100 | 17,9 | 0 | 3,1 | 0,3 | 17,3 | 19,9 | 1,7 | 6,6 | 0,2 | 1,2 | 27,3 | 3,4 | 1,1 |
Курская область | 100 | 22,5 | 0 | 16 | 0 | 14,5 | 14,7 | 4,4 | 2,4 | 0 | 2,7 | 17,6 | 3 | 2,2 |
Липецкая область | 100 | 7,9 | 0 | 60,5 | 0 | 0,9 | 12,7 | 0,1 | 1,9 | 0 | 0,5 | 13,5 | 1,4 | 0,6 |
Тамбовская область | 100 | 16,1 | 0 | 0,1 | - | 21,4 | 21,9 | 1,3 | 2,6 | 0 | 3,9 | 29,1 | 3 | 0.6 |
Расчитаем прогрессивную отрасль
Северный район | 17,8 | 0,04 |
Республика Карелии | 14,1 | 0,03 |
Архангельская область | 20,8 | 0,04 |
Республика Коми | 9,7 | 0,02 |
Ненецкий АО | 0,8 | 0,001 |
Вологодская область | 15,7 | 0,03 |
Мурманская область | 29,3 | 0,06 |
Центрально-Черноземный район | 36 | 0,08 |
Белгородская область | 22,6 | 0,05 |
Воронежская область | 55,1 | 0,12 |
Курская область | 51,7 | 0,11 |
Липецкая область | 21,5 | 0,04 |
Тамбовская область | 59,4 | 0,13 |
Самарская область | 77,2 | 0,17 |
| 431,7 | Копережения |