Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:11, реферат
История Ближнего Востока восходит ко времени «зарождения человеческой цивилизации на Ближнем Востоке». На протяжении всей своей долгой истории Ближний Восток оставался одним из важнейших политических, экономических, религиозных и культурных центров. В этом регионе появились зороастризм, иудаизм, христианство иислам. На территории Ближнего Востока существовали одни из древнейших государств на Земле — Древний Египет, Урарту,Шумер,Израильское и Иудейское царства, Великая Армения, Персидская империя, Парфия, Вавилон, Ассирия, Арабский Халифат,Грузинское царство, и др.
- в-третьих,
нефтяная промышленность по
Страны Ближнего Востока занимают особое место в мировой торговле нефтью. Так, например, в зоне Персидского залива сосредоточены богатейшие нефтяные месторождения мира и находятся ее крупные производители и экспортеры. Разведанные и подтвержденные запасы нефти в регионе в 80 - 90-е годы ХХ века были оценены на уровне 56-60% общих мировых запасов, а производство -18-20% к итогу. Среди крупнейших производителей и экспортеров нефти - членов ОПЕК в рассматриваемые годы выступали Саудовская Аравия (26%), Иран (10-12%), Ирак (7-9%)/ Кувейт и ОАЭ (по 6-7%), Катар (2%) и т.д.Наряду с этим, важными специфическими чертами указанного региона выступают: крупные поступления нефтедолларов, которые существенно повысили платежеспособность рассматриваемых стран и увеличивают их запросы на импорт технологии и потребительских товаров в соответствии с государственными планами ускоренного экономического и социального развития: исламский характер и неразвитость многих элементов местных общественных структур; способность государств региона регулировать экспорт нефти на мировые рынки с целью увеличения своих валютных поступлений.
Таким образом, в 90-е годы ХХ века основными полюсами политических противоречий в ближневосточном регионе стали государства: Иран; Ирак; монархические режимы Аравийского полуострова.
Роль нефтяного фактора в усилении позиций арабских государств на мировой политической арене
Наличие богатейших запасов нефти в арабском регионе стало главной предпосылкой, обусловившей стремительное вовлечение исламских экономик в мировое хозяйство во второй половине ХХ столетия. Углубление и развитие этого процесса проходило на протяжении всего этого периода, в течение которого была начата и достигла значительных размеров промышленная разработка нефтяных месторождений в странах ближневосточного региона западными нефтяными монополиями.
Роль арабских стран в освоении месторождений, добыче и реализации нефти изменялась на различных этапах развития. Усиление влияния арабских государств сначала на распределение доходов от продажи нефти на мировом рынке, а потом на динамику ее добычи связано, прежде всего, с деятельностью ОПЕК. Семидесятые годы прошлого века характеризуются резким повышением мировых цен на нефть и переходом практически всех месторождений углеводородов в руки арабских государств, национализировавших все природные богатства на своей территории. Установление высоких цен на нефть, взамен монопольно низких, удерживаемых западными компаниями на протяжении послевоенного периода, вызвали приток валютных поступлений в ближневосточные экономики и позволили им осуществить ускоренную модернизацию. Хотя в коммерческих целях нефть стала добываться в этом регионе уже в начале ХХ века, в определяющий и постоянно действующий фактор экономического роста нефтедобывающих государств она превращается именно в этот период.
Под влиянием нефтяного фактора произошли значительные изменения не только в экономике самих арабских производителей, но и в странах импортерах нефти, стратегии и тактики крупнейших нефтяных монополий, а также в отношениях между этими контрагентами мирового нефтепроизводства.
Зона Персидского залива оказалась в эпицентре двух энергетических кризисов, которые потрясли мир в 70-х годах ХХ века. Доходы нефтяных монархов таковы, что они стали мультимиллиардерами, а их личное состояние превысило богатство финансовых магнатов Запада. Нефтяные государства превратились в крупнейших в мире экспортеров капитала, а их правители слились с международной финансовой олигархией.
Эти процессы нашли свое отражение и на социо-культурном уровне, где прослеживается стремление арабских государств к формированию независимой исламской модели экономического развития. К такому заключению автор приходит, анализируя различные научные подходы, изложенные в работах ученых, которые раскрывают роль, место нефтеэкспортирующих государств .в общемировом историческом процессе развития, характер взаимодействия с остальным и, в частности, с западноевропейским миром.
Принимая за основу техническое превосходство западноевропейских стран и США, некоторые западные экономисты, такие как Ф.Фукуяма, рассматривают историческое развитие данной группы стран как закономерный естественно-исторический процесс, который должны пройти все государства, придя с теми или иными отклонениями к общему знаменателю - единой планетарной цивилизации. Материальной основой этого процесса является, по их мнению, интернационализация производства, образование единого мирового хозяйства, унификация потребительской и духовной культуры, всеобщая демократизация, выражающая идеи западного либерализма.
В этой связи сошлемся на исследование Л.Разумовой, которая, анализируя западно-центристские и исламские взгляды на процессы взаимодействия западных и восточных экономик, делает следующие интересные выводы. Во-первых, тезис об унификации мира на базе западной экономической системы, как закономерного итога единого и непрерывного процесса развития человеческой истории, приводит к грубейшим искажениям фактов и поразительному сужению исторического кругозора. Во-вторых, сторонники идеи универсальности принципов западной демократии недооценивают исторические, религиозные, морально-нравственные аспекты, играющие огромную роль в исламском обществе и являющиеся сдерживающим фактором в процессах интернационализации всех сфер жизни, в том числе в проведении реформ по либерализации арабской экономики, привлечению иностранных и частных национальных инвестиций, а также процессов приватизации. В-третьих, неправомерным кажется их стремление приуменьшить влияние нефтяного фактора ближневосточного региона как на экономику крупнейших нефтеимпортеров, так и на мировой рынок в целом. В то же время, Л.Разумова считает преувеличенными взгляды исламских экономистов на возможность создания независимых, отличных от рыночных хозяйственных механизмов.
С точки зрения внешнеполитической ориентации, ближневосточные государства, при всех их этнических и географических особенностях и суверенности, как субъектов международного сообщества, можно в целом, с рядом оговорок, подразделить на лояльные и нелояльные к Западу (и прежде всего в отношении США). Естественно, среди них были разные степени склонности, активности и сотрудничества с внерегиональными силами. Однако при всем этом через их внешнюю политику и конкретные действия довольно явно прослеживалась социальная суть местных режимов.
Основными видимыми проявлениями внутрирегионального напряжения 80-х годов выступали ирано-иракская война, идеологическое и политическое противостояние между режимами ИРИ и С. Аравии, опасения Кувейта быть вовлеченным в указанную войну с соответствующими неблагоприятными для его судьбы последствиями, и наконец, ввод в Персидский залив военных кораблей стран-членов НАТО под предлогом обеспечения безопасности вывоза нефти из Залива. В 90-е годы острие наибольшей конфликтности в регионе переместилось в сферу захвата Ираком Кувейта и международных санкций против Багдада. Таким образом, к политическому противостоянию между Ираном, с одной стороны, и С. Аравией и Кувейтом - с другой, добавился новый фронт противостояния - между Ираком и аравийскими странами Залива, просуществовавший до военного вторжения США в Ирак в 2003 году.
События последних 13 лет, с нашей точки зрения, позволяют сделать вывод, что процессы интернационализации будут ускоряться, приводя к росту взаимной зависимости арабских и западных экономик. В основе дальнейшего углубления этих процессов лежит возрастание роли именно нефтяного фактора. Будет усиливаться давление арабских лидеров на мировые политические и экономические процессы путем создания исламской модели социально-экономического развития, для которой характерны на современном этапе слабость и неразвитость, выражающиеся в идеализации исламских хозяйственных методов, противоречивости религиозных постулатов, фрагментарности и отсутствии цельности общеэкономической концепции, а порой в открытом противостоянии западным ценностям.
Несмотря на то, что военные конфликты в Персидском заливе в 80 -90-х годов ХХ века и начале ХХ1 в. обнаружили экономическую, политическую зависимость арабского Востока от Запада, его неспособность самостоятельно решать свои внутренние проблемы, практически не вызывает сомнений стремление лидеров стран Ближнего Востока усилить и конкретизировать свои позиции на мировой политической арене.
Вместе с тем,
с конца 90-х годов ХХ века арабские
лидеры отчетливо стали осознавать,
что изменения произошедшие на нефтяном
мировом рынке, смена стратегии
нефтяных компаний, переход нефте- и
газодобывающих отраслей в разряд высокотехнологичных,
обострение международной конкуренции,
повышение инвестиционного порога, а в
целом, возрастание нефтяного фактора
в условиях усиления интернационализации
различных отраслей мировой экономики
делают необходимым проведение реформ
по либерализации экономики, участие их
стран в международных инвестиционных
процессах, а в недалеком будущем, и в борьбе
за привлечение большей доли этих инвестиций
в свою экономику.
АНАЛИЗ
СТРАТЕГИИ США
НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
Стратегия США на Ближнем Востоке: истоки
Освоение западными компаниями нефтяных месторождений стран Ближнего Востока относится еще к первой трети ХХ века. На протяжении многих лет лидирующие позиции здесь занимали нефтяные (энергетические) корпорации, известные как «семь сестер», пять из которых были американские: «Экссон» (бывшая «Стандард ойл оф Нью-Джерси»), «Стандард ойл оф Калифорниа» («Сокал»), «Галф ойл», «Тексако», «Мобпл ойл», одна - англо-голландская («Ронял датч-Шелл»), одна-английская («Бритиш петролеум»), которые осуществляли фактически тотальный контроль над нефтяными потоками региона. Для американских корпораций внедрение в международный нефтяной бизнес означало, прежде всего, распространение внутриамериканской конкурентной борьбы за границы США.
Ситуация изменилась лишь в сентябре I960 года, когда была создана Организация стран - экспортеров нефти, или - по первым буквам ее английского названия - ОПЕК. Сначала в ее состав вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. Впоследствии к ним присоединились Абу-Даби, Катар, Ливия, Алжир, Индонезия, Нигерия, Эквадор, Габон.
Члены ОПЕК потребовали установить твердые справочные цены на нефть, уровень которых нельзя было бы изменить без предварительных консультаций с правительствами стран-экспортеров. Второе требование участников ОПЕК из зоны Персидского залива состояло в том, чтобы включить арендную плату в эксплуатационные расходы компаний и подоходный налог в 50 процентов вычитать из оставшейся суммы. Это означало бы повышение доли стран - хозяев нефти на несколько процентов, или на несколько сот миллионов долларов в год. Наконец, члены ОПЕК отказались нести часть бремени торговых расходов компаний.
Требования ОПЕК, учитывая последующее развитие событий, были скромны и не выходили из чисто коммерческих рамок. Тогда мало кто верил, что новорожденная организация выживет. Слишком часто в прошлом страны Ближнего и Среднего Востока пытались согласовать свои действия, и слишком часто их объединения рушились в результате нажима внешних сил, внутреннего соперничества и раскола. «Семь сестер», хотя и были обеспокоены появлением ОПЕК, долгое время отказывались признать новую реальность.
Промышленно развитые государства объединили свои усилия против ОПЕК и стали планомерно проводить в жизнь комплексы мероприятий по ослаблению влияния ОПЕК на мировой рынок. За короткие сроки они добились экономии потребления нефтепродуктов в своих народных хозяйствах и наладили службу по обеспечению крупномасштабного нефтехранения в национальных границах, а также в нейтральных водах, и даже в определенных пределах стали регулировать спрос на нефть на мировом рынке. Это облегчило их маневренность в области соотношения между спросом и предложением на нефть в международной торговле. Как пишет А.Васильев, в США во время нефтяного кризиса 1973-1974 гг. ограничили снабжение жидким топливом учреждений, жилых домов и школ, объявили о планах нормирования нефтепродуктов и повышения на них налогов. Впервые после второй мировой войны ввели жесткое нормирование мазута. Общим же итогом всех названных действий стали либо более удовлетворительные для Запада международные цены на нефть, либо появление препятствий на пути их роста.
Однако правительства западных стран продолжала беспокоить жизнеспособность ОПЕК на фоне неустойчивого и подверженного отрицательному влиянию различных факторов мирового нефтяного рынка. Поэтому в последней четверти XX столетия наблюдается усиление заинтересованности Запада как в сохранении своего контроля над функционированием всего мирового нефтяного рынка, и прежде всего в ценах на нефть, так и в активизации своей деятельности непосредственно в районах основных нефтяных месторождений земного шара (то есть, в сфере, обеспечивающей основу могущества стран-членов ОПЕК).
В начале 1974 года Вашингтон выдвинул план постепенного преодоления энергетического кризиса. Глава американской администрации предлагал создать организацию стран - импортеров нефти, своего рода «анти-ОПЕК» - Международное энергетическое агентство, которому была предназначена роль орудия борьбы против стран-членов ОПЕК. На парижской конференции 1975 года, состоявшейся в начале февраля, участники агентства поставили цель сократить свой импорт на 10 процентов, или примерно на 100 миллионов тонн в год, ускорить развитие других источников энергии и сбить цены на жидкое горючее. Однако организаторы конференции учитывали, что такая политика таит в себе серьезные противоречия, так как более дешевая нефть сделала бы нерентабельными многие виды энергии и бессмысленными огромные капиталовложения. В качестве выхода предполагалось, заставив членов ОПЕК снизить цены на свое сырье, поддерживать эти цены на высоком уровне внутри стран-импортеров с помощью соответствующих тарифов.
Главная политическая задача стран Запада, и США в частности, в зоне Персидского залива с конца 70-х годов заключалась в сохранении и упрочении приобретенных в прошлом политических, экономических и социальных позиций в системе влияния на внешнюю политику стран ближневосточного региона. В первую очередь Запад старался не допустить: 1) проникновения и развертывания прокоммунистической идеологии и влияния бывшего СССР; 2) усиления инициативы и влияния уже сформировавшихся к тому времени социально-радикальных режимов (Ирана, Ирака, Демократической Республики Афганистан); 3) потери своих господствующих позиций в сфере приобретения нефти Персидского залива; 4) возникновения новых общенациональных социальных потрясений, которые, как правило, приводят охваченные ими общества к конфронтации с интересами США и их союзников в этом регионе. На этом основании внимание Запада к Персидскому заливу, а следовательно и его активность здесь, стали значительно масштабнее. Американское правительство сделало следующее обоснование своей позиции по Заливу: «Ближний Восток и Персидский залив являются в совокупности жизненно важным регионом для США по своим энергоресурсам, стратегическому положению, по своему непредсказуемому враждебному влиянию, а также ввиду продолжительных и тесных связей Соединенных Штатов со многими местными нациями. То, что может случиться в Юго-Западной Азии, серьезно скажется экономически на индустриальном мире... Контроль СССР над нефтяным потоком из Залива на Запад, манипуляция им могут иметь серьезные последствия для системы западного сообщества. Мы должны помочь нашим союзникам в Персидском заливе защитить себя политически и экономически против внешней агрессии. Мы также должны поддержать свободу мореплавания, прохода через проливы».
Информация о работе Особенности добычи нефти в странах Ближнего Востока