Особенности формирования бухгалтерского баланса в соответствии с российскими стандартами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:29, курсовая работа

Описание

Бухгалтерский баланс - система показателей, сгруппированных в сводную таблицу, характеризующих в денежном выражении состав, размещение, источник и назначение средств предприятия на отчетную дату. В соответствии с международными правилами финансовой отчётности , баланс содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале.
Баланс состоит из трех частей: активов, обязательств и капитала. В основном, статьи баланса по традиции следуют друг за другом в порядке ликвидности, хотя есть исключения. Основное свойство отчёта состоит в том, что суммарные активы всегда равны сумме обязательств и собственного капитала. Балансовый отчёт есть просто два разных взгляда на один и тот же бизнес. Активы показывают, какие средства использует бизнес, а обязательства и собственный капитал показывают, кто предоставил эти средства и в каком размере.

Содержание

Понятие и виды балансов. Содержание актива и пассива.
Нормативно-законодательная база по БФО. Правила оценки статей баланса.
Структура баланса в соответствии с международными стандартами.

Работа состоит из  1 файл

глава 1.docx

— 36.41 Кб (Скачать документ)

       Тема  курсовой работы: « Особенности формирования бухгалтерского баланса в соответствии с российскими стандартами ».

       ГЛАВА 1 СТРУКТУРА БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА

       СОДЕРЖАНИЕ

    1. Понятие и виды балансов. Содержание актива и пассива.
    2. Нормативно-законодательная база по БФО. Правила оценки статей баланса.
    3. Структура баланса в соответствии с международными стандартами.

 

       

       1.1 Понятие и виды балансов. Содержание актива и пассива

       Бухгалтерский баланс - система показателей, сгруппированных  в сводную таблицу, характеризующих  в денежном выражении состав, размещение, источник и назначение средств предприятия на отчетную дату. В соответствии с международными правилами финансовой отчётности , баланс содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале. 1

       Баланс  состоит из трех частей: активовобязательств и капитала. В основном, статьи баланса по традиции следуют друг за другом в порядке ликвидности, хотя есть исключения. Основное свойство отчёта состоит в том, что суммарные активы всегда равны сумме обязательств и собственного капитала. Балансовый отчёт есть просто два разных взгляда на один и тот же бизнес. Активы показывают, какие средства использует бизнес, а обязательства и собственный капитал показывают, кто предоставил эти средства и в каком размере. Все ресурсы, которыми обладает предприятие, могут быть предоставлены либо собственниками (капитал), либо кредиторами (обязательства). Поэтому сумма требований кредиторов вместе с требованиями владельцев должна быть равна сумме активов. Это также обусловлено тем, что при отражении операций на счетах в балансе соблюдается принцип двойной записи.2

       Представление текущей информации об имуществе  хозяйствующего субъекта в виде бухгалтерского баланса является одним из основополагающих методов бухгалтерского учёта. Бухгалтерский баланс не отражает движения средств и фактов осуществления конкретных хозяйственных операций, но показывает финансовое состояние хозяйствующего субъекта в определённый момент времени. Сущность баланса (как метода) состоит в том, что данные о стоимости имущества хозяйствующего субъекта на интересующую дату группируются определённым образом, позволяющим провести финансовый анализ и получить прогнозы на будущее.

       Существует  множество видов бухгалтерских  балансов в зависимости от цели их составления. Для более четкого  представления о видах балансов рассмотрим их классификацию.

       По  способу формирования:

       - сальдовый баланс (характеризует в денежной оценке имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определённую дату. Баланс составляется бухгалтерией компании путём подсчёта остатков (сальдо) по счетам);

       - оборотный баланс (имеет большое значение как промежуточный рабочий документ, который используется при составлении вступительного, заключительного и ликвидационного балансов).

       В зависимости от времени составления  бухгалтерские балансы могут  быть:

       - вступительные (составляются на  момент возникновения предприятия);

       - текущие (составляются периодически);

       - ликвидационные (формируются при  ликвидации предприятия);

       - разделительные (составляются при  разделении крупных предприятий  на несколько мелких);

       - объединительные (формируются при  слиянии нескольких предприятий  в одно).

       По  источникам составления балансы подразделяются:

       - инвентарные (составляются на  основании описи средств –  инвентаря). Необходимы при изменении  хозяйственной формы предприятия  - превращении его из государственного  в акционерное;

       - книжный баланс - составляется только  на основании данных текущего  бухгалтерского учета (книжных  данных), без инвентаризации;

       - генеральный баланс - формируется  на основании учетных записей  и данных инвентаризации.

       По  объему информации балансы подразделяются:

       - единичные (отражается деятельность  только одного предприятия). Составляются  на основании данных текущего  учета;

       - сводные (получаются путем механического  сложения сумм, числящихся на  статьях нескольких единичных  балансов и подсчета общих  итогов актива, пассива).

       По  характеру деятельности балансы  могут быть:

       - основной (текущей) деятельности (деятельности  соответствующей профилю предприятия,  его уставу - для промышленных  предприятий - производство продукции;  для строительных организаций  - выполнение СМР; для торговых - покупка и продажа товаров  и т.д.);

       - неосновной деятельности (всех прочих  видов деятельности - подсобные хозяйства,  ЖКХ и т.д.).

       По  формам собственности различают  балансы:

       - государственных предприятий;

       - муниципальных;

       - кооперативных;

       - коллективных;

       - частных;

       - смешанных;

       - совместных;

       - общественных организаций.

       По  объекту отражения балансы делятся:

       - самостоятельные (составляют предприятия, являющиеся юридическими лицами);

       - отдельные балансы (составляют  структурные подразделения - подразделения,  филиалы, цехи, ЖКХ не выделенные  на отдельные балансы).

       По  способу очистки балансы подразделяются:

       - баланс-брутто - это баланс, включающий  в себя регулирующие статьи. Регулирующими  называются статьи, суммы по которым  при определении фактической  себестоимости (или остаточной  стоимости) вычитаются из суммы  другой статьи. Например, для расчета  остаточной стоимости основных  средств из суммы статьи «основные  средства» вычитается сумма регулирующей  статьи «амортизация основных  средств».

       - баланс-нетто - это баланс, из которого  исключены регулирующие статьи. Исключение из баланса регулирующих  статей называется его «очисткой». В баланс-нетто в итоги по  активу и пассиву не включается  сальдо по счетам амортизации  основных средств, нематериальных  активов и прочего амортизируемого  имущества.

       По  срокам представления различают  балансы месячные, квартальные, полугодовые, за 9 месяцев и годовые.3

       Актив баланса - это имущество организации, пассив баланса - капитал и обязательства  организации. Актив всегда должен быть равен пассиву, статьи, входящие в актив, в общей сумме должны быть равны суммарной величине статей пассива. Равенство актива и пассива, т.е. итог носит название валюты баланса. Валюта баланса записывается в конце таблицы в цифровом выражении и прописью.

       Актив баланса включает следующие разделы:

       «Внеоборотные активы» - состоит из нематериальных активов, основных средств, незавершенного строительства, доходных вложений в материальные ценности, долгосрочных финансовых вложений. Объединение их в одном разделе обусловлено принадлежностью к наименее мобильным (внеоборотным) активам.

       «Оборотные  активы» - содержит сведения об остатках запасов, призванных обслуживать процессы производства и обращения, затратах в незавершенное производство, а также готовой продукции и товарах. Ведущее место занимают материальные ресурсы, учитываемые на счете 10«Материалы» (сырье и материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали, топливо, тара и тарные материалы, запасные части и др.). Кроме того, в этом разделе отражаются статьи, характеризующие величину налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, состояние дебиторской задолженности организации, ее краткосрочные финансовые вложения, а также наличие денежных средств и других оборотных активов.

       Пассив  баланса состоит из трех разделов:

       «Капитал  и резервы» - отражает состав и структуру  собственного капитала, включающего различные по своему экономическому содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов организации: уставный капитал, резервный и добавочный капитал, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

       «Долгосрочные обязательства» - предназначен для  отражения задолженности на отчетную дату по долгосрочным кредитам банков и займам, полученным от других организаций и учреждений.

       «Краткосрочные  обязательства» - содержит информацию о состоянии расчетов по краткосрочным  кредитам банков и займам, а также о наличии кредиторской задолженности и прочих краткосрочных пассивах. Сюда относятся статьи 98 «Доходы будущих периодов» и 96 «Резервы предстоящих расходов».

       1.2 Нормативно-законодательная база по БФО. Правила оценки статей баланса

       Основными законодательными и нормативными документами, оказывающими влияние на порядок  составления бухгалтерской (финансовой) отчетности являются:

       - Федеральный закон  «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ, с последующими редакциями (устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта в Российской Федерации);

       - Федеральный Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 №129-ФЗ определяет состав, адреса и сроки предоставления бухгалтерской отчетности;

       - Положение по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  в РФ (в редакции Приказа МинФина  от 24.03.2000 №31н) содержит основные  правила составления и оценки  статей, а также порядок предоставления  бухгалтерской отчетности;

       - Положение по бухгалтерскому  учету «Бухгалтерская отчетность  организации» (ПБУ 4/99), Приказ МинФина  РФ от 06.07.99 №43н. Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организации;

       - Приказ Минфина РФ «О формах  бухгалтерской отчетности организаций»  от 22 июля 2003 г. N67н содержит рекомендованные формы бухгалтерской отчетности, указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и указания о порядке составления бухгалтерской отчетности;

       - План счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности  организаций и инструкция по  его применению (приказ МинФина  РФ от 31.10.2000 №94н с изменениями  и дополнениями, внесенными приказом  Министерства финансов РФ от 7 мая 2003 г. №38н.).4

       Положение по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  РФ устанавливает правила оценки статей бухгалтерского баланса.

       Имущество, обязательства и иные факты хозяйственной  деятельности отражаются в денежном выражении.

       Незавершенные капитальные вложения отражаются в  бухгалтерском балансе по фактическим  затратам для застройщика (инвестора).

       Финансовые  вложения принимаются к учету  в сумме фактических затрат для  инвестора. По долговым ценным бумагам  разрешается разницу между суммой фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течение  срока их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним  дохода относить на финансовые результаты у коммерческой организации или  увеличение расходов у некоммерческой организации.

Информация о работе Особенности формирования бухгалтерского баланса в соответствии с российскими стандартами