Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 19:56, реферат
В силу своей социальной значимости пенсионное обеспечение играет огромную роль в экономической, общественно-политической жизни страны и в финансово-бюджетной сфере государства. Укрепление рыночных отношений, неотъемлемой частью которых является развитие различных финансовых коммерческих и некоммерческих организаций, в значительной степени обусловили изменение социально-экономического положения в России.
Введение………………………………………………………………………………...3
1.Понятие и сущность негосударственных пенсионных фондов...............................4
1.1. Статус НПФ как некоммерческой организации……….. .............................4
1.2. Цели и направления деятельности НПФ……………………………………6
2. Государственное регулирование деятельности НПФ ………………………….....9
3.Источники и формы формирования инвестиционных ресурсов НПФ ………....11
Заключение…………………………………………………………………………….16
Литература…………………………………………………………………………..…17
В
проводимых реформах негосударственным
пенсионным фондам отводится решающая
роль в улучшении материального положения
нетрудоспособных членов общества. Именно
этот социальный институт, может помочь
снять с государства часть нагрузки, которая
при существующей демографической ситуации
была бы непосильна для любого государственного
бюджета. НПФ выступают в роли аккумуляторов
сбережений населения для осуществления
долгосрочных инвестиций и тем самым служат
эффективным стабилизатором экономики
страны.
3. Государственное регулирование деятельности НПФ
Из-за высокой социальной значимости НПФ оказывается активная государственная поддержка. Президентом и Правительством РФ неоднократно подчеркивалась особая роль НПФ в построении в России устойчивой и развитой экономики. В то же время деятельность НПФ строго контролируется государством. Контроль за деятельностью НПФ законодательно возложен на Уполномоченный Федеральный Орган. Ранее функции этого органа выполняла Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития. С марта 2004 года Указом Президента РФ основные функции по государственному регулированию деятельности НПФ были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам. Кроме того, при Министерстве здравоохранения и социального развития создан специальный департамент, который отвечает за развитие законодательства по НПФ.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации защищает интересы участников негосударственного пенсионного фонда, застрахованных лиц и их правопреемников.7
Государственные меры регулирования деятельности НПФ:
• лицензирование деятельности НПФ;
• установление нормативов размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений;
• установление нормативного размера страхового резерва, порядка его формирования и использования;
• оперативный контроль за размещением пенсионных резервов фондов, выполнением принятых фондом обязательств перед вкладчиками и участниками.
Система внутреннего контроля НПФ включает в себя:
- Совет Фонда, который является высшим органом управления НПФ. Устанавливает принципы и порядок деятельности НПФ, утверждает внутренние нормативные документы, бюджет и т.д.
- Попечительский совет, осуществляющий контроль за соблюдением интересов и прав участников, вкладчиков и застрахованных.
- Ревизионная комиссия. Осуществляет ревизию финансовой деятельности НПФ, проверяет учет поступления пенсионных взносов, правильность выплат пенсий.
Система межведомственного контроля состоит из:
- специализированного депозитария, осуществляющего ежедневный контроль за соблюдением фондом состава и структуры инвестиционного портфеля;
- аудитора, осуществляющего аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности НПФ;
- актуария, который ежегодно проводит актуарное оценивание результатов деятельности фонда на предмет соответствия пенсионных резервов фонда обязательствам по выплате пенсии. 8
Государственное
регулирование и контроль за деятельностью
негосударственных пенсионных фондов
осуществляет Уполномоченный Федеральный
Орган (УФО) - Федеральная служба по финансовым
рынкам. Более 50 нормативных правовых актов
регламентируют все существенные аспекты
деятельности пенсионных фондов. НПФ на регулярной
основе предоставляют в ФСФР России специальную,
финансовую и бухгалтерскую отчетность.
УФО вправе проводить проверки фондов,
запрашивать дополнительную информацию,
направлять предписания об устранении
нарушений, приостанавливать действие
лицензии.
4. Источники и формы формирования инвестиционных
ресурсов НПФ
К источникам формирования инвестиционных ресурсов Негосударственных пенсионных фондов можно отнести:
- средства, поступающие от деятельности по обязательному пенсионному страхованию. Накопительная часть пенсии формируется за счет ежемесячных взносов работодателя в размере 6% (с 2008 года) от размера заработной платы каждого работающего гражданина. Эти средства аккумулируются на индивидуальных пенсионных счетах и инвестируются с целью защиты от инфляции и приумножения. Около 10% участников пенсионной реформы уже перевели накопительную часть своей пенсии в негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании.
- средства, поступающие от деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению. Негосударственная пенсия формируется за счет регулярных добровольных отчислений гражданина и/или его работодателя в негосударственный пенсионный фонд. По условиям программ НПО гражданин имеет возможность определять размер взносов и негосударственной пенсии, порядок их внесения и получения, размер и период получения выплат. Гражданин в любой момент может расторгнуть договор с фондом и получить не только все внесенные средства, но и начисленный инвестиционный доход.
- средства, поступающие от деятельности в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию. Работодатели, ответственно подходящие к будущему своих работников, а также заинтересованные в получении дополнительных конкурентных преимуществ на рынке труда, внедряют в своих компаниях корпоративные пенсионные программы. Суть их заключается в том, что работодатель за счет собственных средств, либо совместно с работником формирует дополнительную корпоративную пенсию, призванную в будущем увеличить доход пенсионера. В результате работник получает возможность жить в старости достойно, а работодатель приобретает инструменты мотивации и удержания персонала, в том числе высококвалифицированных или дефицитных кадров.
Инвестиционная политика НПФ определяется федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» (№ 75 - ФЗ от 7 мая 1998 года), постановлениями Правительства РФ (самое последнее - № 63 от 1 февраля 2007 года) и приказами ФСФР (с 2004 года). Диктуемые этими документами основные ограничения инвестиционной политики выглядят следующим образом.
Пенсионные резервы НПФ (ПР) можно размещать (иначе - инвестировать) в федеральные государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, банковские депозиты, недвижимость, торгующиеся на биржах акции и облигации предприятий, паи ПИФов.
Нельзя размещать пенсионные резервы в казначейские обязательства РФ и ее субъектов, производные ценные бумаги, фьючерсы, ценные бумаги управляющей компании, депозитария, аудитора и актуария НПФ, в любые займы (кредиты), интеллектуальную собственность и многое другое.9
За выполнением всех этих требований государство в лице ФСФР следит только ежемесячно. Разумеется, этого недостаточно. Поэтому с 2000 года постановлением Правительства РФ был введен институт обязательных для НПФ специализированных депозитариев. Специализированный депозитарий контролирует инвестиционную политику НПФ в ежедневном режиме и, в случае нарушения со стороны НПФ хотя бы одного из установленных законодательством ограничений, предупреждает НПФ о необходимости немедленного его устранения и одновременно информирует ФСФР о таком нарушении. А у ФСФР в случаях достаточно грубых нарушений или промедления НПФ в их устранении есть право приостанавливать действие лицензии у НПФ в части приема пенсионных взносов (но не в части выплаты пенсий).
Долгосрочный инвестиционный потенциал НПФ не реализуется в полной мере - фактически управляющие компании преобразуют долгосрочные ресурсы НПФ в краткосрочные активы (почти 70% активов НПФ размещаются на срок менее 1 года).
Не нацелена на формирование инвестиционного ресурса и существующая система налогообложения. В отличие от большинства западных стран, в России взносы в пенсионные фонды и доход, полученный от инвестирования средств, подлежат налогообложению, а выплаты пенсий, напротив, освобождены от налога.
Большинство работающих сегодня в России фондов позволяют вносить вкладчикам средства в удобном режиме, выбирая периодичность и сумму взносов.
Как правило, у НПФ есть две классические схемы накопления пенсии - с установленными взносами и с установленными выплатами. В первом случае вкладчик сам решает, какие суммы и с какой доходностью он будет вносить. Оговаривается, как правило, минимальная сумма взноса, например не менее 300 руб. ежемесячно. После этого начинается накопление: можно вкладывать и большие суммы, можно - в случае форс-мажора пропускать платежи. Этим схема накопления в НПФ отличается от страхования жизни. Пенсия зависит от того, сколько денег накопится у клиента к моменту выплаты, и только тогда вкладчик сможет определить срок и размер выплат. Клиент может выбрать пожизненную или срочную, скажем в течение 15 лет, пенсию в зависимости от этого выбора рассчитывается размер ежемесячной выплаты.
Второй вариант предусматривает, что клиент сразу говорит, какую пенсию в течение какого периода времени хотел бы получать. Исходя из этой информации, НПФ рассчитывает итоговую сумму, а также определяет график платежей - их размер и периодичность. Во избежание риска в расчеты закладывается минимальная доходность вложений от их размещения на фондовом рынке. Если фонд заработает больше, он может оставить эту разницу себе, если меньше - обязан доплатить из собственных средств. Эта схема напоминает один из вариантов накопительного страхования жизни.
Пенсионные схемы, применяемые НПФ, также делятся на индексируемые и неиндексируемые. Индексируемые отличаются тем, что после начала выплат весь доход от размещения пенсионных взносов идет на сохранение покупательной способности пенсии без дополнительных взносов со стороны вкладчика. Неиндексируемые пенсии характерны тем, что доход от взносов не увеличивает абсолютный размер пенсии. В редких случаях избыточный доход (разницу фактически полученного дохода и расчетного) НПФ может направить на увеличение пенсии.
Кроме того, перед началом выплаты индексируемой пенсии производится перерасчет либо размера пенсии, либо срока ее выплат, так как фактический доход за период накопления, как правило, всегда превышает расчетный в момент заключения договора. Поэтому индексируемые пенсии стоят дороже неиндексируемых. Какой из этих вариантов пенсий предпочтительнее, каждый из клиентов решает сам.
При определении размеров взносов или пенсий важное значение имеет ставка доходности, которая закладывается менеджерами фонда в расчеты. НПФ приходится прогнозировать ставку на несколько десятилетий вперед. При консервативном подходе ставка принимается небольшой, например 3%.
В пенсионных схемах с установленными выплатами низкая прогнозная ставка дохода несколько увеличивает взносы. Однако перед выплатами происходит перерасчет, и весь незапланированный доход, скопившийся па пенсионном счете, позволяет назначить более высокую пенсию или удлинить срок выплат.
Высокая прогнозная ставка, напротив, снижает взносы, но повышает риск неисполнения НПФ своих обязательств, Конечно, пенсии фонд обязан выплатить в любом случае, но, если возникнет дефицит средств, НПФ должен покрывать его из других источников, которых может не хватить.
Для пенсионных схем с установленными взносами последствия те же, только при единственном расчете накануне выплат.
У разных НПФ разные периоды начисления дохода - как правило, от квартала до года. Чем больше периодов начисления дохода, тем больше разница в доходе за счет реинвестирования.
Главная
задача НПФ - сохранение средств будущих
пенсионеров, поэтому фонды не гонятся
за максимальной доходностью на фондовом
рынке. Они и не могут этого делать, ведь
им, как и страховым компаниям, разрешено
вкладывать деньги в консервативные, зато
надежные инструменты. Это государственные
облигации и банковские депозиты. Поэтому
фонды зачастую передают свои средства
в управление нескольким управляющим
компаниям - чтобы снизить риск ошибки
одного управляющего. Управляющие компании
могут вкладывать средства пенсионеров
в субфедеральные и корпоративные облигации,
акции и недвижимость.
Заключение
НПФ (негосударственный пенсионный фонд) - организация некоммерческого типа, имеющая по федеральному законодательству право только на деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
Под пенсионным обеспечением в этом смысле понимается негосударственное (иначе - дополнительное) пенсионное обеспечение (сокращенно - НПО или ДПО).
Информация о работе Особенности формирования Негосударственных фондов пенсионного обеспечения