Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 21:34, курсовая работа
Инфляция -- одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира. Она является сложным социально-экономическим явлением. Инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. Инфляция как экономическая категория
1.1 Сущность и причины возникновения инфляции
1.2 Виды инфляции
1.3 Методы борьбы с инфляцией. Антиинфляционная политика
ГЛАВА 2. Особенности инфляции в РФ в современный период
2.1. Анализ инфляционного процесса в РФ
2.2. Прогноз инфляции в РФ на 2009 год.
2.3 Социальные и экономические последствия инфляции
Заключение
Список используемой литературы
1.2 Виды инфляции
Существуют различные виды инфляции:
1. По причинам возникновения инфляцию подразделяют на инфляцию издержек и инфляцию спроса:
2. С точки зрения темпов инфляции выделяются три основных ее типа: ползучая, галопирующая, гиперинфляция.
3. В зависимости от роста цен по разным товарным группам можно выделить два вида инфляции: сбалансированную инфляцию и несбалансированную инфляцию.
4. Следует также отличать ожидаемую инфляцию от неожидаемой.
5. В зависимости от того, какие формы принимает неравновесие спроса и предложения, различают открытый и подавленный(скрытый) типы инфляции.
Подавленная инфляция, которую иногда называют скрытой, характерна для экономики с регулируемыми ценами (и, возможно, заработной платой), и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества продукции, вынужденном накапливании денег, развитии теневой экономики, бартерных сделок. Подавленная инфляция возникает вследствие поддержания государством товарных цен ниже цен равновесия спроса и предложения, при котором деньги перестают быть всеобщим покупательным средством и мерой распределения товаров и услуг. Этот вид инфляции очень опасен, т. к. ведет к разрушению рыночного механизма. Скрытая инфляция существует, как правило, в нерыночной экономике, в которой цены и заработные платы контролируются и определяются государством. Она проявляется через товарный дефицит, через ухудшение качества выпускаемых товаров. Например, в начале 90-х годов в нашей стране цены были неизменными , фиксированными, а покупательная способность денег всё равно снижалась из-за того, что уменьшалась товарная масса, качество товаров и услуг падало, и соответствие "деньги - товар" было нарушено. Товарный дефицит приводил к тому, что деньги переставали выполнять свои функции: так, для того чтобы купить некоторые товары, недостаточно было иметь деньги, требовались ещё и специальные талоны.
Открытая инфляция характерна для экономики со свободным ценообразованием, и представляет собой хронический рост цен на товары и услуги. Наблюдая рост цен, потребители стараются предугадать, насколько подорожают товары, и наращивают текущий спрос в ущерб сбережениям, а это, в свою очередь, сокращает объем кредитных ресурсов, что препятствует росту капиталовложений, производства и предложения. Открытая инфляция проявляется главным образом через рост цен на товары и услуги. Бумажные деньги обесцениваются, возникает избыточная денежная масса, не обеспеченная соответствующим количеством товаров и услуг [2;335].
1.3 Методы борьбы с инфляцией. Антиинфляционная политика
Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
Косвенные методы включают в себя:
1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
2. Регулирование ссудного и счетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:
1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
2. Государственное регулирование цен;
3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
Первоочередные антиинфляционные методы.
Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию, К первоочередным мерам относятся следующие:
1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности.
а) установление порядка выдачи кредитов сельскозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;
б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.
2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо, прежде всего, восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования, утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.
3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через система крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.
4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России, рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.
5. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.
6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:
а). создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг, ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;
б). создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономики. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.
В условиях развитой рыночной экономики с ее, разветвлённой и гибкой кредитно-денежной сферой такие подтягивания происходят автоматически. В случае отсутствия такого подтягивания возникает острая нехватка платёжных средств, и инфляция издержек реализуется не столько в росте цен, сколько в кризисном сокращении производства.
Антиинфляционная политика, основной упор в которой делается на монетаристские методы, привела не к подавлению или сдерживанию факторов инфляции издержек, а лишь к нехватке платёжных средств в стране, что привело к сокращению производства и сделало весьма непрочным само замедление инфляции [7;77].
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РФ В СОВРЕММЕНЫЙ ПЕРИОД
2.1. Анализ инфляционного процесса в РФ
За 2005г. инфляция на потребительском рынке составила 10,9% против 11,7% в прошлом году.
В январе 2006г. потребительские цены на продовольственные товары без плодоовощной продукции повысились на 1,0% (в январе 2005г. - на 1,1%). Наиболее значительно подорожал сахар-песок - на 10,7%, на что оказал влияние высокий рост цен на мировом рынке сахара. В январе 2005г. сахар-песок подешевел на 0,7%.
Темпы прироста цен на масло сливочное, а также на молоко и молочную продукцию составили 1,2%. Мясо и птица подорожали на 0,7% (в январе 2005г. - на 2,1%), рыба и морепродукты - на 0,8% (1,8%).
Информация о работе Особенности инфляции в РФ в современный период