Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 10:43, творческая работа
Важное место среди них занимает «Русская правда» — первый юридический кодекс законов Российского государства, появившийся в конце XI — начале XII в. Наряду с юридическими документами большое значение имели так называемые «Домострои», сочинения по организации феодального хозяйства, аналогичные по своим задачам ксенофонтовскому «Экономикосу».
Особенности экономической мысли средневековой Руси
Особенности экономической мысли средневековой Руси следует искать в специфике российской цивилизации, сведения о которой содержатся в летописях, договорах, грамотах князей, церковной литературе. Важное место среди них занимает «Русская правда» — первый юридический кодекс законов Российского государства, появившийся в конце XI — начале XII в. Наряду с юридическими документами большое значение имели так называемые «Домострои», сочинения по организации феодального хозяйства, аналогичные по своим задачам ксенофонтовскому «Экономикосу».
Начало их возникновения следует отнести к XI в., когда киевский князь Владимир составил своим сыновьям наказ «Поучения», содержащий наставления по управлению своим хозяйством. На Руси было создано много вариантов «Домостроев». В XVI в. советник Ивана IV Сильвестр соединил их в наказ, вошедший в историю как «Домострой Сильвестра». В России не было рабства, поэтому русский «Домострой» — это руководство по организации феодального хозяйства, содержащее, однако, рыночные советы:
• когда и что покупать по низким ценам;
• какие товары приобретать с избытком, чтобы в случае повышения цен их перепродавать;
• покупать не в кредит, а за наличные деньги, чтобы не платить процент, и т. п.
«Домострой Сильвестра» просуществовал вплоть до XVIII в. С утверждением в России капитализма он потерял свою актуальность и покинул историческую сцену.
В конце XV — начале XVI в. завершается процесс ликвидации раздробленности страны и образуется Русское централизованное государство, что способствует экономическому прогрессу, развитию товарноденежных отношений. Наряду с наследственной собственностью бояр
значительно возрастает роль поместного дворянства, экономические
интересы которого выражал в XVI в.
Ермолай — священник Московской дворцовой церкви. Позднее он постригся в монахи под именем Еразма. Ермолай. Еразм был современником Сильвестра. Но в то время как Сильвестр в своем «Домострое» заботился об интересах феодальной знати, Ермолай Еразм пытался обратить внимание царя Ивана IV на тяжелое экономическое положение крестьян и предлагал ряд мер для
улучшения их участи, а именно: освободить от денежных уплат землевладельцу и от выполнения ямской повинности, которую предлагал возложить на население городов. . Его произведение «Правительница», написанное в 40-х и начале 50-х гг. XVI в., представляет собой первый в России специальный экономико-политический трактат. В нем рассматривается вопрос о создании экономической основы Русского централизованного государства. Такую основу Еразм видел в поместном землевладении служилых людей. Предложенная им реформа в области землевладения — раздача земли крестьянам и служилым людям — была направлена на укрепление государства, поэтому имела прогрессивное значение.
Период позднего
средневековья (XVI–XVII вв.) отмечен разрушением
в Европе феодальных отношений, географическими
открытиями и разграблением колоний,
возникновением мануфактур и интенсивным
процессом первоначального
Томас Мор (1478–1532). Сын богатого судьи и сам юрист по образованию, Мор занимал высокие государственные должности, но, несмотря
на это, защищал обездоленный народ. В 1516 г. он написал знаменитую
книгу «Утопия», положившую начало утопическому социализму и давшую ему название. Мор был первым критиком капитализма.
Другим ярким представителем утопического социализма является
итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568–1639), выходец
из беднейшего крестьянства, участник борьбы с испанской монархией, автор знаменитого сочинения «Город Солнца» (1623). Кампанелла выдвинул проект идеального утопического государства, основу которого должна составить общность имущества и натуральный тип хозяйства.
Общество будущего он описывал как совокупность сельскохозяйственных общин, к работам в которых привлекаются все граждане. Взгляды Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы не представляли собой научной теории. Это были лишь мечты о прекрасном будущем.
Информация о работе Особенности экономической мысли средневековой Руси