Особенности налогообложения доходов от операций с валютой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:06, контрольная работа

Описание

Непосредственные сборщики налогов не пользовались популярностью в народе, хотя они лишь выполняли волю правительств. Поскольку сбор налогов – дело хлопотное, требует содержания специального аппарата, в некоторых странах, чтобы сэкономить государственные средства, право взимать налоги выставлялось на торгах. Получал его тот, кто давал самую высокую цену. Он становился «откупщиком». Естественно, что такой сборщик налогов, чтобы покрыть затраты и получить прибыль от избранной деятельности, ответственно относился к выполнению своих обязанностей.

Содержание

Введение 3
1 Особенности налогообложение доходов от операций с валютой 4
Заключение 10
Библиографический список 11

Работа состоит из  1 файл

Налогооблажение финасового сектора экономики.docx

— 33.85 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУ  ВПО «АмГУ»)

 

 

 

Факультет  Экономический

Кафедра  Финансы

Специальность  080105 - Финансы и кредит

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Тема: Особенности налогообложения доходов от операций с валютой

 

по дисциплине «Налогообложение финансового сектора экономики»

 

 

 

№ зачетной книжки 093614

 

 

 

Исполнитель: студент гр. С01          Яковлев М.Ю.

 

 

Руководитель:                                       Урманова Р.С.

 

 

 

 

 

 

 

Благовещенск 2013

 

содержание

Введение 3

1 Особенности налогообложение доходов от операций с валютой 4

Заключение 10

Библиографический список 11

 

ВВЕДЕНИЕ

Обложение людей налогами старо как мир. Оно существовало уже в библейские времена и  было неплохо организовано. Одним  из самых известных тогда налогов  была «десятина»: десятую часть урожая крестьянин отдавал в уплату за пользование  землей. Этот налог просуществовал почти до конца девятнадцатого столетия.

Непосредственные сборщики налогов не пользовались популярностью  в народе, хотя они лишь выполняли  волю правительств. Поскольку сбор налогов – дело хлопотное, требует  содержания специального аппарата, в  некоторых странах, чтобы сэкономить государственные средства, право  взимать налоги выставлялось на торгах. Получал его тот, кто давал  самую высокую цену. Он становился «откупщиком». Естественно, что такой  сборщик налогов, чтобы покрыть  затраты и получить прибыль от избранной деятельности, ответственно относился к выполнению своих  обязанностей.

Ни одно государство не может существовать без налогов.  За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.

 

 

 

 

 

1 Особенности налогообложение доходов от операций с валютой

Нормативно-правовая база налога   на   покупку   иностранной   валюты представлена:1

  • Федеральным законом от 21.07.97 № 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»»;
  • Федеральным законом от 21.07.97 № 120-ФЗ «О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте»;
  • Федеральным законом от 16.07.98 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте»»;
  • инструкцией ГНС России от 07.08.97 № 45 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на покупку иностранных денежных знаков и   платежных документов, выраженных в иностранной валюте».

Плательщиками налога являются физические лица, организации,  филиалы  и представительства как резиденты, так и  нерезиденты,  совершающие  операции, подпадающие  под  обложение   налогом   на   покупку   иностранной   валюты.

Иностранные физические  и  юридические лица,  совершая  сделки  по  покупке валюты   на   территории   Российской    Федерации,    обязаны    уплачивать соответствующий налог.

Коммерческие банки, покупая  валюту, становятся налогоплательщиками,  а, продавая ее, выступают в качестве сборщика налога на покупку валюты.

Не являются  плательщиками  налога  организации,  деятельность  которых полностью финансируется из бюджетов всех уровней, и Банк России.

    Налогооблагаемая  база:

     Изменения, внесенные в  налоговое  законодательство  в июле  1998  г.,

существенно  расширили  базу  обложения налогом на   покупку   иностранных денежных знаков.

     Налогооблагаемой  базой  является  сумма в рублях,  уплачиваемая  при совершении следующих операций:2

  • Покупка наличной иностранной валюты за наличные рубли;
  • Покупка платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли;
  • Выплата с валютных счетов наличной иностранной валюты физическим лицам при условии поступления этих средств на валютные счета с рублевых счетов;
  • Покупка у физических лиц за наличные рубли иностранных денежных знаков, не подлежащих обращению из-за дефектов;
  • Выдача иностранной валюты владельцам пластиковых карт с   рублевых карточных счетов.

Предприятие по внешнеторговому  контракту переводит через уполномоченный банк денежную сумму в   иностранной   валюте   за   поставленные   товары (выполненные работы или оказанные услуги).  На валютном счете требуемой суммы не оказалось. По заявке предприятия на покупку иностранной валюты банком с рублевого счета перечисляется необходимая сумма в рублях. Такая операция подпадает под обложение налогом на покупку валюты, несмотря на то, что имеет место движение валюты в безналичной форме.

В соответствии с Федеральным  законом  от  16.07.98  № 98-ФЗ  в случае покупки у физических лиц за наличные рубли неплатежных иностранных  денежных знаков взимается налог на покупку валюты.

    В соответствии  с инструкцией ГНС России  №  45  налогооблагаемой  базой является сумма в  рублях,  уплачиваемая  при  покупке  наличной  иностранной валюты, включая суммы, списываемые с рублевых  карточных  счетов  владельцев пластиковых карт в возмещение сумм иностранных денежных  знаков,  полученных этими владельцами. В налогооблагаемую базу включаются также  суммы  возврата банковских вкладов (депозитов), открытых в  рублях,  и  начисленных  по  ним процентов, если их погашение производится в наличной иностранной валюте.

     Определяя налогооблагаемую базу, следует указать и на те операции, которые выведены из-под налогообложения.

     Не подлежат обложению налогом:

  • Операции по выдаче наличной иностранной валюты по банковским вкладам (депозитам), открытым в иностранной валюте, включая выдачу наличной иностранной валюты с валютных счетов;
  • Операции по покупке наличной иностранной валюты кредитными организациями у Банка России, а также у других кредитных организаций, имеющих  лицензию Банка России на совершение операций по купле-продаже иностранной валюты в наличной и безналичной форме.  Федеральный  закон  № 98-ФЗ,  значительно расширив   базу   налогообложения,    оставил    неурегулированными    на законодательном уровне некоторые ситуации.

Пример: Физическое лицо-клиент банка вносит на рублевый счет  некоторую сумму, которая конвертируется банком в иностранную  валюту,  после  чего  последняя зачисляется  на  валютный  счет  клиента.  Впоследствии  клиент  по   своему усмотрению может распоряжаться своим валютным счетом, в том числе снимать  с него наличную иностранную валюту.

В такой схеме отсутствует  факт покупки  клиентом  наличной  иностранной валюты. Он лишь снимает наличную  иностранную  валюту  со  своего  валютного счета, а, следовательно, не возникает объекта налогообложения.

Ставка  налога  на  покупку валюты  установлена в соответствии   с Федеральным законом от 16.07.98 № 98-ФЗ в размере 1  %  от  налогооблагаемой базы.3

Налогообложение операций, связанных с получением средств  в иностранной валюте:

     Рассмотрим порядок налогообложения  операций,  связанных с получением кредитов и займов в иностранной валюте, с точки зрения заемщика.4

     В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона РФ от 6 декабря  1991  г.  № 1992-1  «О  налоге  на  добавленную  стоимость»  в  налогооблагаемый  оборот включаются  любые  получаемые  организациями денежные  средства,  если   их получение связано с расчетами по оплате товаров  (работ,  услуг).  Получение кредита или займа не связано с оплатой за товары (работы,  услуги),  поэтому полученные средства не должны включаться в  оборот,  облагаемый  налогом  на добавленную стоимость.

    Средства по  договору займа, как отметил  Высший  Арбитражный  Суд РФ  в своем письме от 10 декабря 1996 г. № 9, налогом на добавленную стоимость  не облагаются.  Учитывая  экономическую  схожесть  рассматриваемых   договоров, данное  положение  Высшего  Арбитражного  Суда  можно  распространить  и  на кредитные договоры.

Налог на прибыль:

     Согласно статье 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль   предприятий   и   организаций»,   валовая   прибыль    предприятия представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации  продукции (работ, услуг),  основных  фондов  (включая  земельные  участки),  иного   имущества предприятия и доходов от внереализационных операций,  уменьшенных  на  сумму расходов по этим операциям.

     Кредит (заем),  полученный  предприятием,  по  истечении определенного срока  вновь  возвращается  кредитору   (заимодавцу).   Поэтому   полученные заемщиком средства нельзя рассматривать ни как  прибыль  от  реализации,  ни как внереализационный доход. Следовательно, в налогооблагаемую  прибыль  они включаться также не должны.

Налог на доходы иностранных  юридических лиц:

     В соответствии с пунктом 5.1 Инструкции  Госналогслужбы  России  от  16 июня  1995  г.  №  34  «О  налогообложении прибыли  и  доходов  иностранных юридических лиц» доход иностранных юридических  лиц  в  виде  процентов  или штрафных санкций за  нарушение  условий  кредитного  договора  или  договора займа облагается налогом на доходы. При этом процентный доход облагается  по ставке 15 процентов, а штрафные санкции – по ставке 20 процентов.

     Согласно пункту 3 статьи 10 Закона РФ «О налоге на прибыль  предприятий и организаций», налог с доходов иностранных юридических лиц от источников  в Российской Федерации удерживается  предприятием  –  источником  выплаты  при каждом  перечислении  платежа.  Статьей  45  Налогового  кодекса   РФ   было предусмотрено, что обязанность по уплате налогов может исполняться только  в рублях. Однако с 18 августа 1999 года, после вступления в силу  изменений  в Налоговой кодекс РФ, разрешается уплачивать налоги в иностранной валюте –  в валюте выплаты. В данном случае уплата налога может осуществляться в  валюте выплаты.

    Однако  при  этом  надо  учитывать,  в какой стране  зарегистрирована

компания-нерезидент, представляющая по договору  кредит  или заем.  Дело  в том, что с некоторыми странами Российская Федерация (бывший СССР)  заключила соглашения об избежании двойного налогообложения.  В  соответствии  с этими соглашениями доходы, полученные иностранным юридическим лицом  в  Российской Федерации,  облагаются  налогом  по  более  низким  ставкам  или  вообще  не облагаются. Например, Соглашение с Австрией предусматривает,  что  доходы  в виде  процентов,  полученные  иностранным  юридическим  лицом  с  постоянным местопребыванием в Австрии, налогом на доходы в нашей стране не облагаются.

     Для освобождения доходов нерезидента от налогообложения ему  необходимо представить заполненную форму  1013DT  на  предварительное  освобождение  от налога.

Однако если доходы   иностранного   юридического   лица   связаны   с деятельностью его  постоянного  представительства   в   России   (например, иностранный банк имеет официальное представительство в РФ  и занимается кредитованием физических  и юридических лиц),  то  полученные  им  доходы рассматриваются как часть прибыли нерезидента и облагаются  по  основной ставке налога на прибыль. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие российские организации, совершающие экспортные и импортные  операции, вынуждены покупать и продавать иностранные валюты. Если российская организация-импортер приобретает  у зарубежного партнера товары, работы или услуги, то она вынуждена покупать иностранную валюту, чтобы расплатиться с инопартнером. Экспортеры же, получая  иностранную валюту от зарубежного контрагента, продают ее.

В соответствии со статьей 141 ГК РФ порядок совершения сделок с  валютными ценностями, включая иностранную валюту, определяется Законом о валютном регулировании и валютном контроле.

Согласно Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и  валютном контроле», принятого 10 декабря 2003г. расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации являются валютными операциями.

Покупка и продажа иностранной  валюты в Российской Федерации также как и все расчеты с нерезидентами должны осуществляться резидентами по счетам в уполномоченных банках - кредитных организациях, получивших лицензии Банка России на проведение валютных операций. Покупка и продажа  иностранной валюты, минуя уполномоченные банки, не допускается. Данная норма  Закона устанавливает ограниченный круг уполномоченных банков, имеющих право на покупку и продажу иностранных валют.

Информация о работе Особенности налогообложения доходов от операций с валютой