Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 07:30, реферат

Описание

(Послание Президента «Казахстан - 2030»)
Целью данной работы является дать характеристику сущности малого предпринимательства, показать его преимущества и определенные недостатки. Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем.
Задачи работы:
1. Рассмотреть экономические и организационные основы малого и среднего бизнеса
2. Выявить экономические цели деятельности малого предприятия
3. Рассмотреть особенности, проблемы и принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Содержание

Глава I. Экономические и организационные основы малого и среднего бизнеса
1.1 Предпринимательство – стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса.
1.2 Экономическая сущность предпринимательства.
1.3 Предпринимательство как экономический процесс.
Глава II. Экономические цели деятельности малого предприятия
2.1 Прибыльность предпринимательской деятельности
2.2. Конкурентоспособность предприятия
2.3 Предпринимательский риск.
Глава III. Деятельность малого и среднего предпринимательства в Казахстане.
3.1 Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
3.2 Проблемы малого и среднего предпринимательства
3.3. Принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.docx

— 33.56 Кб (Скачать документ)

                 Министерство образования и науки Республики Казахстан

                Таразский  Государственный университет им. М. Х. Дулати

 

 

На тему: Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.

 

 

 

Курс: І

Группа: 2 ИЯ- 2-10

Студент: Данилова Е.

Преподаватель: Нарматов

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

                                                    Тараз- 2011 г

План

Глава I. Экономические и  организационные основы малого и  среднего бизнеса

1.1 Предпринимательство –  стратегический фактор экономического  развития малого и среднего  бизнеса.

1.2 Экономическая сущность  предпринимательства.

1.3 Предпринимательство как  экономический процесс.

Глава II. Экономические цели деятельности малого предприятия

2.1 Прибыльность предпринимательской  деятельности

2.2. Конкурентоспособность  предприятия

2.3 Предпринимательский риск.

Глава III. Деятельность малого и среднего предпринимательства  в Казахстане.

3.1 Особенности развития  малого и среднего бизнеса  в Республике Казахстан

3.2 Проблемы малого и  среднего предпринимательства

3.3. Принципы государственной  поддержки малого и среднего  предпринимательства Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную  ответственность деятельность физических лиц, направленных на получение прибыли.

Актуальность работы заключается в том, что осуществляемые, в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно – технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, т. е. Решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.

Главное условие устойчивого движения вперед - это сплоченность нашего общества в достижении поставленных целей, консолидация всех слоев и групп населения вокруг стратегии, направленной на решение общих задач. Это станет реальным, если в ней мы будем способны правильно учитывать потребности общества и различных групп населения, верно определять приоритеты и обеспечивать их реализацию. Это надо делать в сотрудничестве государства с отдельными группами населения и частным сектором. (Послание Президента «Казахстан - 2030»)

Целью данной работы является дать характеристику сущности малого предпринимательства, показать его  преимущества и определенные недостатки. Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое  получение прибыли (дохода) законным путем.

Задачи работы:

1.  Рассмотреть экономические  и организационные основы малого  и среднего бизнеса

2.  Выявить экономические  цели деятельности малого предприятия

3.  Рассмотреть особенности,  проблемы и принципы государственной  поддержки малого и среднего  предпринимательства

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Глава I Экономические и организационные  основы предпринимательства

1.1 Предпринимательство - стратегический фактор экономического развития.

Одним из важнейших стратегических факторов устойчивого экономического развития и достижения нормального  уровня жизнеобеспечения населения  является формирование цивилизованного  современного предпринимательства  в экономическом пространстве Казахстана, во всех сферах и отраслях производства, на каждом предприятии и в их объединениях.

Чтобы войти равным партнером  в мировое хозяйство и мировой  рынок, нужно сформировать предпринимательский  тип воспроизводства в стране. Но и сам процесс создания воспроизводства  предпринимательского типа невозможен в отрыве от мирового хозяйства. Казахстан  обладает богатыми основными факторами  – природными ресурсами, но этого  недостаточно для конкурентоспособности  на мировых рынках. Чтобы иметь  национальные издержки производства ниже мировых, необходимо экономное природопотребление. Это требует наличия особой производительной силы предпринимателей – и ее реализации в деятельности.

Предпринимательство стало  реальным стратегическим ресурсом, который  явится одним из основных факторов выхода из глубокого экономического кризиса на путь устойчивого экономического развития и входа в качестве равного  субъекта мировых рыночных отношений  в мировое хозяйство, нужно правильно  понять экономическую сущность и  содержание предпринимательства.

Для экономического развития необходимо наличие массы предпринимателей, обладающих соответствующими способностями, знаниями, профессионализмом, соответствующим  опытом.

 

1.2. Экономическая  сущность предпринимательства.

Теория предпринимательства  развивалась по ряду направлений. Представители  первого направления связывали  предпринимательство с риском. Родоначальником  этого направления можно считать французского экономиста Р. Кантильона, который пришел к выводу, что предпринимателем является индивид, обладающий предвиденьем и способностям к риску и реализацией их с целью получения дополнительного дохода. Он может заниматься деятельностью в любом моменте воспроизводства: процессе производства, обмена, потребления.

Второе направление в  развитии теории предпринимательства  можно связать с взглядами  Ж.Б. Сэя и А. Маршалла. Они доказывали, что основная функция предпринимателя заключается в том, чтобы осуществлять рациональную комбинацию факторов производства и получать предпринимательский доход.

Логическим развитием  первых двух направлений стала концепция  предпринимательства Й. Шумпетера. И это третье направление в создании теории предпринимательства является наиболее обоснованным и перспективным. Й. Шумпетер считал предпринимателя основной производительной силой экономического развития. Экономическая система саморазвивается тогда, когда в ней непрерывно воспроизводятся новые комбинации факторов воспроизводства. Новые комбинации заключаются: в изготовлении неизвестного потребителем блага, внедрении новых способов воспроизводства, освоении новых рынков или новых сегментов рынка, получении новых источников сырья, внедрении новых методов организации труда и т.д. Хозяйственных субъектов, которые активно осуществляют эти новые комбинации в процесс воспроизводства, Й. Шумпетер определил как предпринимателей.

Анализ показывает: в развитых странах малое предпринимательство  ценно, прежде всего, своей инновационностью и рисковым характером деятельности. Малые фирмы в этих странах играют роль в развитии наукоемких высокотехнологических производств, в быстром освоении новшеств.

Экономическая сущность предпринимательства  конкретизируется в его содержании. Предпринимательство представляет собой процесс в рамках воспроизводства. Основным его фактором является способность  предпринимателя по – новому комбинировать  ресурсы или факторы воспроизводства  – рабочую силу (труд), капитал, землю. Способности предпринимателя осуществлять новые комбинации факторов зависят, прежде всего, от его личностных качеств. К ним относятся, прежде всего, способности: продуцировать новые производственные или коммерческие идеи, давать им оценки с точки зрения возможности получения  предпринимательского дохода; оперативно использовать новшества в процессах  воспроизводства, превращать их в инновации  и доводить последние до коммерческого  результата; расчетливо рисковать, с  большей вероятностью прогнозирую  дополнительный доход от риска.

Предприниматель может персонифицироваться  как в собственника капитала, так  и в менеджера, специалиста, наемного работника. Предприниматель может  также персонифицироваться как  в любом индивидууме, занятом  процессом предпринимательства, так  и в целых коллективах. Пока индивидуум или коллектив ведут инновационное  воспроизводство, используя свои инновационные  способности с целью получения  предпринимательского дохода, они являются предпринимателями.

 

 

1.3. Предпринимательство  как экономический процесс.

Предприниматели реализуют  свои предпринимательские способности  в предпринимательстве как в  экономическом процессе. Сущность заключается  в том, что это процесс создания предпринимательского дохода, т.е. дополнительной прибыли от инновационной рисковой деятельности. Предпринимательский доход может быть получен двумя методами. Первый метод заключается в снижении индивидуальных издержек производства. Известно, что рыночная цена формируется на основе общественных издержек производства, общественно необходимо рабочего времени. Используя новшества, рискуя, предприниматели снижают свои индивидуальные издержки, доводя их до более низкого уровня по сравнению с общественными издержками производства и с теми бизнесменами, кто ведет воспроизводство стационарными методами. Вследствие этого они получают кроме обычной прибыли еще и дополнительную прибыль, предпринимательский доход.

Второй способ предпринимательского дохода связан с тем, что предприниматель, имея более низкие индивидуальные издержки производства по сравнению с другими  продавцами, может снизить цену реализации на свои товары. Продавая значительно большую массу товаров, он может, даже при более низкой цене, получить дополнительный доход.

Предпринимательский доход  может быть получен, когда в результате нововведения производиться наиболее качественный товар. В таком случае предпринимательский доход может  быть получен за счет более высокой  цены и за счет большей массы продаваемого товара.

Предпринимательство неразрывно связано с менеджментом. Менеджмент может обеспечить реализацию основной цели – получение устойчиво оптимального размера предпринимательского дохода, - если его основные функции менеджмента (планирование, организация, оперативное  управление, использование персонала, экономический контроль) будут ориентированы на стратегию развития, на постоянные изменения внутри предпринимательских структур, на адаптацию к окружающей среде. Предпринимательство требует инноваций и риска. Основная задача менеджмента – управление сложной ситуацией.

В соответствии со стратегией менеджмента разрабатывается соответствующая  организационная структура фирмы, а также производится подготовка и определяется мотивационный механизм стимулирования ее персонала. И, наконец, необходимо иметь стратегический контроль, охватывающий весь экономический процесс. Таким образом, экономический процесс предпринимательства органично переплетается с менеджментом инноваций и риска.

 

Глава II Экономические цели деятельности малого предприятия

2.1 Прибыльность  предпринимательской деятельности

Принципами экономического и социального управления предпринимательства  являются прибыльность, эффективность, управление конкурентоспособностью предприятия  и производимой продукции. Главным  механизмом системы экономического и социального управления предпринимательской  деятельности является целевая подсистема, состоящая из экономических функций  получение и повышение прибыли, уровня конкурентоспособности выпускаемой  продукции. Они взаимосвязаны между  собой и обуславливают друг друга.

Получение прибыли – непосредственная цель предпринимательской деятельности.

Прибыль – чистый доход, созданный в сфере материального  производства.

Она может быть получена не только от основной предпринимательской, деятельности предприятий. Составными элементами ее могут быть:

- прибыль от реализации  продукции (выполнения работ,  оказания услуг),

- прибыль от прочей  деятельности, например от реализации  имущества предприятия,

- прибыль от внереализационных операций, например от сдачи имущества в аренду, получения дивидендов.

Суммарная величина прибыли  по всем приведенным позициям называется валовой прибылью. В соответствии с предметом рассмотрения настоящего учебного пособия остановимся на изучении первого элемента прибыли. В экономике различают:

Балансовую прибыль, величина которой в отчетном периоде отражается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» обязательного финансового  отчета предприятия.

Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия.

Величина прибыли субъективно  зависит от объема произведенной  и реализованной продукции и  суммы затрат на нее, а также цен, по которым производились продажи, являющиеся следствием соответственно доли рынка предприятия, сложившегося уровня его конкурентоспособности  и конкурентоспособности произведенной  продукции. Последние в свою очередь  – результат влияния конъюнктуры  внешней среды, т.е. объективного фактора.

Информация о работе Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан