Особенности развития отечественного машиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 08:04, реферат

Описание

Машиностроение по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и оборотоспособности России. Машиностроение по числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинам и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.

Содержание

Введение 3
1.Значение машиностроения и его отраслевой состав 4
2. Проблемы развития российского машиностроения 8
3.Потенциал машиностроения России 11
4.Конкурентоспособность экспорта на внешнем рынке 15
Заключение 18
Список источников и литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 47.93 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение 3

1.Значение машиностроения и его отраслевой состав 4

2. Проблемы развития российского машиностроения 8

3.Потенциал машиностроения России 11

4.Конкурентоспособность экспорта на внешнем рынке 15

Заключение 18

Список источников и литературы 19

 
 

     Введение

     Машиностроение  по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и оборотоспособности России. Машиностроение по числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинам и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.

     От  отрасли машиностроения зависит производительность общественного труда, научно-технический прогресс, материальное благосостояние народа. Потому что главная задача отрасли - обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием; повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире; быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий.

     Но  в последние десятилетие машиностроение испытывает трудности . Нынешняя структура экономики нашей страны не отвечает современным требованиям. В ней преобладают отрасли добывающей промышленности и первичной обработки при недостаточном развитии конечных производств, особенно высокотехнологичных и наукоемких. Это и мешает обеспечению конкурентоспособности продукции машиностроения на внешнем рынке.

1.Значение машиностроения и его отраслевой состав 

          Машиностроение  является одной из самых старых отраслей, оно имеет огромное значение в хозяйстве России. Машиностроение обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики, производит многие предметы потребления (часы, холодильники и другую бытовую технику). В наши дни машиностроение занимает среди всех отраслей мировой промышленности первое место как по числу занятых, так и по стоимости продукции. По уровню развития машиностроения судят об уровне развития любой страны.

     Отраслевой  состав машиностроения очень сложен. Оно состоит более чем из 70 отраслей. Главными его отраслями являются электроника, электротехника, вычислительная техника, робототехника, приборостроение, точное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение, транспортное, станкостроение, автомобилестроение, локомотивостроение, вагоностроение, самолетостроение, судостроение.    

       Производство многих видов современной  машиностроительной продукции требует  больших трудовых затрат, высокой  квалификации рабочих. Особенно  трудоемки приборостроение, производство  ЭВМ и другие новейшие отрасли.  Эти отрасли также требуют  постоянного внедрения последних  достижений науки, т. е. являются  наукоемкими. Размещаются такие  производства в крупных городах  или рядом с ними, там, где  имеется много квалифицированных  рабочих и инженеров, располагаются  центры научных исследований, имеется  развитая инфраструктура. Зато ориентация  машиностроения на источники  металла в эпоху НТР значительно  снизилась. Машиностроение все  больше становится отраслью повсеместного  размещения.    

     Сегодня в России существует около 48 тыс. заводов  машиностроительной отрасли. На российских предприятиях производят в основном отдельные детали и узлы машин  и механизмов, которые поступают  на головные заводы, где из них собирают уже готовые изделия. На многих машиностроительных заводах изготавливают запасные части или узлы для ремонта уже работающих машин, поломка которых совсем не редкость. Это освобождает от необходимости изготавливать на головном заводе абсолютно все детали и узлы, которые нужны для производства готовой продукции.

     Машиностроение  выпускает самую разную продукцию: и шагающий экскаватор весом в  тысячи тонн, и почти невесомые, по сравнению с ним, ручные часы. Объём  производства готовых изделий тоже разный: легковых автомобилей, например, выпускают сотни тысяч, а баллистических ракет – всего несколько штук в год.

     Росссийское машиностроение подразделяется на энергетическое, авиационное, транспортное, сельскохозяйственное ракетно-космическое, железнодорожное, двигателестроение машиностроение, оборонно-промышленный комплекс, судостроение.

       Энергетическое машиностроение производит различное оборудование для электростанций, а также двигатели для морских и речных судов и др. Такие гигантские и сложные изделия как паровые котлы, весом тысячи тонн и высотой с 10-ти этажный дом выпускают Белгородский, Таганрогский и Бийский котельные заводы. Турбины и генераторы, требующие труда высококвалифицированных рабочих и инженеров, и уникального оборудования производят в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Заводы по изготовлению реакторов для АЭС находятся в Санкт- Петербурге и Волгодонске.

     Авиационное машиностроение выпускает технику  самого высокого класса. Авиационная  техника оснащена различными приборами, имеет электронные устройства, которые  помогают управлять летчику машиной, ориентироваться в пространстве, использовать систему вооружения. В  мире широко известны российские фирмы  «Сухой», «Миг», «Бериев», «Туполев», «Камов», «Миль», «Ильюшин». Центры самолетостроения в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ, Таганроге.

     Транспортное  машиностроение имеет для нашей  страны стратегическое значение. Производство автомобилей в отечественном  транспортном машиностроении занимает первое место. В столице разместились два завода – «Москвич» и «ЗИЛ». В Поволжье – заводы-гиганты в  г. Тольятти, Ульяновске, Набережных-Челнах, Горькове. Промышленные автобусы выпускают в Павлове (на Оке), вездеходы - в Заволжье и Арзамасе, самосвалы - в Саранске. Крупнейшие центры морского судостроения – Санкт-Петербург, Выборг, Северодвинск, Комсомольск-наАмуре, Астрахань. Морские и речные суда производят в Рыбинске, Зеленодольске, Волгограде, Навашине, Городце.

     Сельскохозяйственное  машиностроение ориентированно на производстве техники для больших коллективных хозяйств (колхозов). В России много  тракторных заводов, которые производят почти все известные типы тракторов. Самые мощные колесные тракторы «Кировец» изготовленные на Кировском заводе в Санкт-Петербурге, а самые маленькие – во Владимире.

     Ведущее место в электронном машиностроении принадлежит Москве и московской области, Зеленограду, Санкт-Петербургу, Пскове, Новгороде, Саратов, Уфа, Пермь, Ижевск, Новосибирск, Красноярск, Владивосток.

     Российские машиностроители  в 2010 году увеличили объем производства на 24% по сравнению с прошлым годом. Доля продукции машиностроения впервые превысила 20% от общего объема промышленного производства России. Основной рост достигнут в результате экономической стабилизации: повысилась инвестиционная активность в таких отраслях, как тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное и дорожно-строительное машиностроение.

     Переживающее  нелегкие времена российское машиностроение может обновиться, а ряд отраслей - стать локомотивами роста. Так думают руководители Минпромнауки, предложившие правительству программу модернизации отрасли. Одна из идей - ввести чиновников в конкурсные комиссии естественных монополий по закупке оборудования, чтобы те научили газовиков, энергетиков и железнодорожников выбирать отечественное.  
        По сведениям Минпромнауки, в машиностроительный комплекс входят 21 отрасль и 7500 предприятий. Состояние большинства из них незавидное: оборудование изношено и морально устарело, в ряде подотраслей производственные мощности загружены меньше чем наполовину. В 2009 г. свыше 40% предприятий были убыточны, кредиторская задолженность почти вдвое больше дебиторской. Отрасли попали в порочный круг. На старом оборудовании не выпустишь конкурентную продукцию, а малый объем продаж и нехватка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Проблемы развития российского машиностроения

     Переход к рыночной экономике наиболее тяжело и болезненно сказался на машиностроительном комплексе: объемы производства сократились  в несколько раз, доли машиностроения в выпуске промышленной продукции  уменьшилась до 20, а экспортируемой машиностроительной продукции —  до 8,5 %. Тогда как в других странах (табл. 1) картина совершенно иная.

     Таблица 1

     Страна      Доля  машиностроения, %
     Россия      20,0
     Польша      27,8
     Китай      35,2
     Италия      36,4
     Франция      39,3
     Англия      39,6
     Канада      40,5
     США      46,0
     Япония      51,5
     Германия      53,6
 

         Ситуация в России усугубилась еще и неопределенностью в государственной инновационной и технической политике, перетоком финансовых средств в сырьевой сектор экономики, который так и не стал, как это первоначально декларировалось, катализатором развития смежных отраслей. Кроме того, государство в процессе формирования рыночных отношений явно недостаточно участвовало в регулировании экономической деятельности хозяйствующих субъектов, принимая определенные законодательные и нормативные акты. В результате машиностроение, которое обеспечивает средствами производства другие отрасли, т.е. определяет темпы роста производительности труда, затраты энергии, материалоемкость и новое качество конечного продукта в этих отраслях, фактически перестало развиваться. И только в последние годы государственная промышленная политика начала переходить на принципиально новые позиции — позиции разработки стратегических и структурных преобразований как отдельных отраслей машиностроения, так и всего комплекса, что позволяет повысить его инвестиционную привлекательность для крупного российского бизнеса.

             Главная цель такого перехода — достижение технического уровня промышленности, аналогичного уровню в современных развитых государствах, национальные экономики которых относятся к пятому технологическому укладу. Это означает, что необходимо опережающее инновационное развитие машиностроения с темпами роста не ниже 10 % в год. Но чтобы выйти на такие темпы и перейти на инновационный путь развития, необходимо решить ряд проблем. И прежде всего — проблему неудовлетворительного состояния активной части основных фондов, т.е. парка технологического оборудования, поскольку большая часть его физически и морально устарела. (По данным Госкомстата, 65 % оборудования эксплуатируется 15—20 лет, а оборудование, которое можно назвать современным, т.е. срок эксплуатации которого меньше пяти лет, составляет менее 5 %.).

           Вторая проблема — рентабельность производства. После 1998 г. она, как известно, росла и в 2001 г. достигла 17 %, однако в 2004 г. вновь начала снижаться и сейчас составляет 13 %.Третья проблема — производительность труда: в машиностроении и металлообработке занята третья часть промышленного производственного персонала страны. Однако выпуск продукции в расчете на одного работающего — один из самых низких в промышленности. Она не превышает 361 тыс. руб. в год, тогда как в среднем по промышленности — почти 716 тыс. руб. Соответственно и уровень заработной платы в машиностроении в 2009 г. был равен 18057 руб. в месяц, что ниже, чем в целом по промышленности (30905 руб.). А это трудности с кадрами.

Информация о работе Особенности развития отечественного машиностроения