Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:12, доклад
В 1992 г. США, Канада и Мексика подписали договор о создании торгово-политического блока НАФТА — Североамериканской зоны свободной торговли, который вступил в силу в 1994 г. В настоящее время НАФТА - крупнейшая группировка в мире по территории, населению, емкости товарного и финансового рынков, масштабам научно-технического потенциала. На долю НАФТА в конце 90-х годов приходилось около 20% всей мировой торговли.
Доклад
На тему:
Особенности
развития североамериканской
модели интеграции.
Выполнил: Долгачев К.С. , 1 эк.
Преподаватель:
Маслова Е.Ю.
В
1992 г. США, Канада и Мексика подписали
договор о создании торгово-политического
блока НАФТА —
Модель
североамериканской экономической
интеграции в целом развивалась
по тем же принципам, что и ЕС.
В то же время она характеризуется
рядом особенностей. Во-первых, длительное
время интеграционные процессы формировались
преимущественно на корпоративном
и отраслевом уровнях, не были связаны
межгосударственным и надгосударственным
регулированием по типу ЕС. Во-вторых,
НАФТА развивалась с учетом интересов
американских транснациональных корпораций,
чьи капиталы в экономике Канады и Мексики
занимали доминирующее положение. Так
в середине 90-х годов в США направлялось
до 80% канадского экспорта и свыше 70% мексиканского.
В результате степень и масштабы канадско-американской
и мексиканско-американской интеграции
намного превзошли уровень интеграции
экономики Мексики и Канады. Последние
являлись скорее конкурентами на
американском рынке товаров и рабочей
силы, стремившимися привлечь капиталы
и технологии американских корпораций,
чем партнерами по интеграции. Следует
отметить, что доминирующее положение
США в экономике Канады и Мексики — характерная
особенность послевоенного развития этих
стран. В 70-80-е годы эти страны предприняли
усилия по ослаблению зависимости своей
экономики от воспроизводственных процессов
США. Они диверсифицировали свои внешние
связи за счет расширения торгового сотрудничества
со странами азиатско-тихоокеанского
региона (АТР). Канада усилила связи с Великобританией,
Мексика - с Францией. В итоге доля США
в совокупных иностранных частных прямых
инвестициях в Канаде сократилась с 1980
по 1993 гг. с 79 до 64%. В Мексике показатели
влияния США также снизились. Ослабление
влияния США на экономику Канады и Мексики
было обусловлено и изменением внешней
политики американских корпораций.
Начиная
с 70-х годов они стали все в
большей мере ориентироваться на
перспективные с их точки зрения страны
АТР и страны Западной Европы. В итоге
в прямых инвестициях американских корпораций
за границей доля Канады за период 1972 —
1992 гг. сократилась с 29 до 16%, доля Канады
в иностранных прямых инвестициях в США
снизилась за этот же период с 23 до 7%. С
начала 90-х годов в связи с усилением международной
конкуренции, активизацией интеграционных
процессов в Западной Европе, углублением
интеграционных процессов в странах АТР
в развитии НАФТА наступил новый этап—
объединение всех стран Латинской Америки.
К 2010 г. планируется создать полноценный
североамериканский рынок. Предусматриваются
поэтапная ликвидация тарифных и нетарифных
ограничений во взаимной торговле, введение
комплекса мер по урегулированию возможных
тарифных конфликтов. Подобная мобилизация
социально-экономического потенциала
стран североамериканского региона, обусловленная
конкуренцией с европейскими и азиатскими
интеграционными объединениями, предполагает
установление контроля со стороны наднациональных
органов.
В
Латинской Америке формируются
и другие региональные интеграционные
объединения: МЕРКОСУР — торгово-экономический
союз Бразилии, Аргентины, Уругвая и
Парагвая, который в 1995 г. подписал соглашение
с ЕС о создании трансатлантической
зоны свободной торговли; ЦАОР- центральноамериканский
общий рынок и др.
Другая
особенность североамериканской экономической
группировки заключается в том,
что ее участники находятся в
разных стартовых условиях. Если Канаде
за последнее десятилетие удалось
приблизиться по главным экономическим
макропоказателям (объему ВНП на душу
населения, производительности труда)
к США, то Мексика, долгие годы находившаяся
на положении экономически отсталого
государства с большой внешней задолженностью,
пока еще сохраняет значительный разрыв
с данными странами по основным базовым
показателям.
Ключевыми
моментами Североамериканского
соглашения о свободной торговле,
подробно регламентирующего многие
аспекты экономических
• ликвидация всех
таможенных пошлин к 2010 г.;
• поэтапное
упразднение значительного
• смягчение
режима для североамериканских капиталовложений
в Мексике;
• либерализация
деятельности американских и канадских
банков на финансовом рынке Мексики;
• создание американо-канадо-мексиканской
арбитражной комиссии.
В перспективе
предусмотрено не только углубление
внутрирегионального сотрудничества
в рамках НАФТА, но и расширение состава
за счет других латиноамериканских стран.
В апреле 1998 г. в столице Чили г. Сантьяго на встрече глав государств и правительств 34 стран Северной, Центральной и Южной Америки (за исключением Кубы) была подписана Декларация Сантьяго о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли с населением 850 млн человек и общим объемом производимого ВВП более чем 9 трлн долл. Таким образом, речь идет о формировании межрегионального торгово-экономического сообщества.
Информация о работе Особенности развития североамериканской модели интеграции