Особенности современной налоговой системы в России:проблемы развития и совершенствования.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:59, реферат

Описание

Целью работы является изучение взаимосвязей государства и предпринимательства при налоговом воздействии на предпринимательскую активность, определению подходов к реформированию налоговой системы РФ с точки зрения усиления роли налогов в регулировании экономики.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

-провести теоретический анализ на основе обобщения экономических исследований в области налогов принципов налогообложения, инструментов налоговой политики государства;

-провести исследование регулирующей функции основных налогов, входящих в налоговую систему РФ;

- обобщить опыт исчисления тяжести налогообложения,

- сформулировать предложения по совершенствованию регулирующей функции налогов в экономике,

Содержание

Введение 3
1. Принципы построения эффективной налоговой политики 5
2. Характеристика налоговой системы и налогового бремени 10
3. Основные направления совершенствования налоговой системы России…………………………………………………………………………….14
Заключение 19
Список используемой литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Особенности современной налоговой системы в России.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

                     Министерство образования и науки РФ

  Волгоградский государственный технический университет 
 
 

  Кафедра «Мировой экономики» 
 
 
 
 

  Реферат по макроэкономике 

  Тема: «Особенности современной налоговой системы в России:

       проблемы развития и совершенствования.» 
 
 
 
 

                                   

                               
                   
                   
                   
                   

                                   Выполнила:

                                    ст. гр.

                                                  Проверил:

                                    
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

                                            Волгоград, 2011г.

      

       Содержание. 

     Введение

 

     Одним из важных факторов экономического роста  страны является эффективная налоговая  система. В структуре всех доходов  бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Рассмотрение налогообложения как средства регулирования предпринимательской активности требует более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы для нахождения баланса интересов государства и предпринимательства.

     Баланс  интересов государства и предпринимательства  актуален сегодня еще и потому, что в настоящее время наиболее остро встает проблема уклонения  от налогов, распространение различных  схем ухода от налогов. Необходимо отметить, что механизм взимания налогов также играет существенную роль при расчете налоговой нагрузки, а, следовательно, необходимо разрабатывать мероприятия, способствующие укреплению налоговой дисциплины и ответственности, определения эффективных методов контроля и взыскания.

     Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему  страны, получая соответствующую  сумму налоговых платежей и обеспечивая  те экономические эффекты, которые  обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов видны сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки приведет к увеличению цены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде, например, доказано, что снижение налоговой нагрузки на предприятие приведет к увеличению налоговых поступлений лишь через определенный промежуток времени. Вместе с тем, помимо экономического эффекта от воздействия налоговой системы на хозяйствующие субъекты, государство получает также  и иные результаты, прямой измеримый эффект от которых отсутствует, но имеет место решение социально-политических задач.

     В экономической литературе собран обширный материал, посвященный теории налогов: принципов распределения налогового бремени, принципов переложения налогов, принципов построения налоговой системы, исчисления тяжести налогообложения.

     Налоги  рассматривались многими современными российскими исследователями в  качестве способа воздействия на экономические процессы, большей частью в качестве инструментов формирования доходов государства. Это было связано с тем, что в начале периода перехода России к рыночной экономике главной задачей было применить такой экономический и налоговый механизм, который бы не провоцировал бюджетные дефициты. Сегодня ситуация изменилась. Некоторая стабилизация как в экономической сфере, так и в политическом плане позволяет говорить в первую очередь о государственном регулировании предпринимательской активности и повышении темпов экономического роста в долгосрочной перспективе.

     Целью работы является изучение взаимосвязей государства и предпринимательства  при налоговом воздействии на предпринимательскую активность,  определению подходов к реформированию налоговой системы РФ с точки зрения усиления роли налогов в регулировании экономики.

     Для достижения этой цели поставлены следующие  задачи:

     -провести  теоретический анализ на основе  обобщения экономических исследований  в области налогов принципов  налогообложения, инструментов налоговой политики государства;

     -провести  исследование регулирующей функции  основных налогов, входящих в  налоговую систему РФ;

     - обобщить опыт исчисления тяжести  налогообложения, 

     - сформулировать предложения по  совершенствованию регулирующей  функции налогов в экономике, 

  1. Принципы  построения эффективной  налоговой 

      политики

 

     Налоговая политика представляет собой комплекс мер в  области налогового регулирования,  направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости  от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

     Налоговая политика как специфическая область  человеческой   деятельности относится  к  категории  надстройки.  Между  нею и экономическим базисом  общества существует тесная  взаимосвязь. С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении  политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика,  как составная часть финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью:  у нее специфические законы и  логика развития.  В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику,  состояние финансов.  Это влияние может быть  различно:  в  одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

     Научный подход к выработке налоговой  политики предполагает ее   соответствие   закономерностям  общественного  развития, постоянный учет выводов  финансовой  теории.  Нарушение  этого важнейшего требования  приводит  к  большим потерям в народном хозяйстве.

     В экономической теории  к началу XX века сформировалось определение налоговой системы, ее функции, главная из которых – финансовая, определился характер налоговой системы как нейтральный, что отвечало принципам неоклассической школы о невмешательстве государства в хозяйственные процессы. 

     Немецким  экономистом А.Вагнером удалось  с учетом всех действующих интересов  сформулировать принципы обложения таким образом, что они могли быть положены в основу налоговой политики.

     Эта модель налоговой системы использовалась вплоть до кейнсианства и неокейнсианства, в которых налоговой системе  была отведена роль автоматического  стабилизатора экономического цикла. Встроенные стабилизаторы (подоходный налог, выплата пособий по безработице) автоматически реагируют на циклическое колебание экономики, тем самым смягчая кризисы. Дж. М. Кейнс поддерживал политику перераспределения доходов в пользу классов с максимальными расходами и прогрессивный характер налогообложения. С ростом доходов увеличивающиеся налоги, по мнению сторонников Дж. М. Кейнса, препятствуют уменьшению эффективного спроса.

     Принципы  организации налоговой системы  сформулированы с точки зрения влияния налогов на общее экономическое равновесие и благосостояние. В общем виде они были высказаны еще Ж.Сисмонди: «Налог никогда не должен падать на ту часть дохода, которая необходима для сохранения этого дохода»[8,148].

     Это фактически главный принцип макроэкономической политики, направленной на достижение равновесия между государственным и частным секторами экономики. Частный сектор подпитывает государственный в пределах, не мешающих действию рыночного механизма. Если в фискальных целях увеличивать ставки налога, то в конечном счете может быть уничтожен тот источник, из которого берутся доходы. Определяющая роль частного сектора в экономическом прогрессе требовала его защиты, в частности, от чрезмерных налогов, сдерживающих его развитие. Защита предпринимательства от тягот налогообложения нашла свое выражение и в том, что уже в конце XIX века был поставлен вопрос о дифференциации налоговых ставок и о преодолении понимания чисто фискального характера налогов[8,194]. Идея стимулирующей функции налогов претерпевает реализацию на практике.

       Расчет эффективности нужно вести  не только на данный момент, но и в известной степени  на перспективу. Все вышесказанное  свидетельствует о необходимости  определения социального эффекта  налогообложения.

     Социальный  эффект налогообложения - это качество и уровень жизни, дальнейший рост благосостояния всех членов общества, рост культуры, увеличение свободного времени и т.д., а также достижение политических и других целей. Социальный эффект налогообложения прослеживается также достаточно ясно:

  • в сумме чистых доходов, полученных после уплаты всех налоговых платежей для предприятий, организаций, населения,
  • в улучшении благосостояния для всех членов общества,
  • в повышении налоговой культуры в государстве. 

     Воздействие налоговой системы на налогоплательщиков и на экономические процессы проявляется  в нескольких плоскостях:

  • с экономической точки зрения, поскольку налог представляет собой форму изъятия части доходов налогоплательщиков в бюджет для последующего перераспределения в интересах всего общества;
  • с правовой точки зрения, поскольку налоговая система устанавливается законами, а все конфликты между налогоплательщиками и государством в конечном итоге призваны разрешать суды;
  • с социологической и психологической точки зрения, поскольку воздействие налогов на экономическую жизнь страны — это воздействие на субъекты рыночных отношений (как производителей, так и потребителей) с целью побудить их на определенные действия (или воздержаться от каких-либо действий), а их поступки должны быть подчинены определенной мотивации и помимо эмоций должны быть основаны на точном расчете, на что обращал внимание М.Вебер: «Столь же несомненной фундаментальной особенностью капиталистического частного хозяйства является то, что оно рационализировано на основе строгого расчета, планомерно и трезво направлено на реализацию поставленной перед ним цели.[3,9] с политической точки зрения, поскольку налоги самым непосредственным образом затрагивают интересы налогоплательщиков (юридических лиц и граждан),  являются ареной ожесточенной политической борьбы.

     Воздействие налоговой системы на экономику  страны проявляется в сложном  взаимодействии с другими инструментами государственного регулирования (регулирование банковской деятельности и, в первую очередь, ставки рефинансирования, регулирование земельных отношений, регулирования вопросов собственности, банкротства и т.п.). На это обращал внимание В.Ойкен: «Порой утверждают, что регулирование экономики можно сравнить со сменой красного и зеленого сигналов светофора на уличном перекрестке. Абсолютное заблуждение. Остановить транспортное средство и разрешить ему продолжать движение — дело совсем не трудное. Но в экономике речь идет о тесном переплетении необозримого количества планов и действий»[7, 227].

     Если  рассматривать роль налогов с  точки зрения эффективности, то ее нужно  учесть в разрезе отраслей хозяйственного комплекса, хозяйственных субъектов  различных организационно-правовых форм, а также населения.

     Эффективность налогообложения на макроуровне (на уровне государства) проявляется в состоянии доходов федерального бюджета для финансирования основных государственных расходов, определяемых экономическим курсом страны. Размер дефицита бюджета и способы его покрытия также могут указывать на роль налоговой системы в государстве. К числу обобщающих показателей внешней эффективности можно отнести:

Информация о работе Особенности современной налоговой системы в России:проблемы развития и совершенствования.