Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 08:28, реферат
Внешняя торговля большинства стран мира, в том числе и России, развивается под влиянием общемировых экономических тенденций. Происходящие в современном мировом хозяйстве экономические процессы носят противоречивый характер и могут быть рассмотрены с двух сторон. По отношению к внешней торговле положительно могут рассматриваться - объединение, интеграция, унификация, рост открытости и либерализация мировой экономики.
Экспорт | |
2005 | 2006 |
Импорт | |
2005 | 2006 |
Рис.1. Товарная
структура экспорта и импорта РФ
(в процентах)1
Как видно по данным рис.1 в товарной структуре экспорта преобладают минеральные продукты, основную часть которых составляют топливно-энергетические ресурсы (нефть, газ) – 64,8% в 2005г., 65,7% в 2006г. основная доля импорта формируется за счет закупок машин, оборудования и транспортных средств – 44% в 2005г., 47,7 % в 2006г. Данные тенденции имеют место и в 2007г. - в товарной структуре экспорта преобладают топливно-энергетические ресурсы - 63,3%. Ведущее место в импорте в 2007г. занимают также машины, оборудование и транспортные средства - 49,8%.
В целом в России внешнеторговый оборот за 9 месяцев 2007г. составил 400,4 миллиарда долларов США, в том числе экспорт товаров - 247,0 миллиарда долларов, импорт - 153,5 миллиарда долларов США. Сальдо торгового баланса сложилось положительное - 93,5 миллиарда долларов США. По сравнению c 9 месяцами 2006г. внешнеторговый оборот возрос на 19,0%, экспорт - на 10,4, импорт - на 36,3%. На долю стран дальнего зарубежья приходится 84,8% всего внешнеторгового оборота.
Основными внешнеторговыми партнерами России из стран СНГ остаются Украина, Белоруссия, Казахстан. В 2006г. в общем объеме экспорта России на долю Украины приходилось 5,0%, Белоруссии - 4,3, Казахстана - 3,0%. В импорте преобладали поставки из Украины - 6,7% от всего объема российского импорта, Белоруссии - 5,0, Казахстана - 2,8%.
Важнейшими задачами российской экономики на современном этапе развития являются: повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных производителей, создание благоприятных условий для расширения внутреннего производства, ограничение вывоза из страны капитала, предотвращение спекулятивных атак, дестабилизирующих национальную валюту, расширение использования рубля в международных расчетах.
В соответствии с этими задачами применительно к торговой подсистеме внешнеэкономической деятельности представляется необходимым:
1) ввести защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа посредством антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также нетарифных мер, предусмотренных российским законодательством и допускаемых правилами НТО;
2) скорректировать импортный тариф на готовые изделия с учетом возможностей импортозамещения для повышения степени загрузки отечественных производственных мощностей и создании благоприятных предпосылок освоения производств современного и нового технологических укладов;
3) снизить импортный тариф на комплектующие изделия и технологическое оборудование, не производимые в России и, вместе с тем, критически важные для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей;
4) прекратить предоставление льгот по уплате импортных пошлин (в том числе с ввозимых летательных аппаратов, других видов производимой в России техники, а также для отдельных предприятий и проектов);
5) организовать стимулирование экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью, в том числе посредством резкого расширения практики предоставления госгарантий под экспортные кредиты;
6) ужесточить контроль качества импортируемых товаров, исключить делегирование контрольных функций иностранным организациям;
7) ограничить импорт услуг, ущемляющий интересы отечественных товаропроизводителей и чувствительный к требованиям безопасности потребителей;
8) добиться полноценного функционирования таможенного союза и Зоны свободной торговли, созданных с государствами Содружества.
Надлежит приложить все усилия к тому, чтобы присоединение России к ВТО не заблокировало реализацию сохраняющегося потенциала социально-экономического развития страны. Необходимые для этого меры государственной промышленной, научно-технической, инвестиционной политики важно заблаговременно привести в соответствие с обсуждаемыми на переговорах условиями присоединения, а последние не должны исключать их применения.