Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 08:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость внешней торговли для России.
Для достижения поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи:
определены методологические аспекты внешней торговли:
рассмотрены отношения России с Всемирной Торговой организации;
изучены проблемы конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках;
проанализированы динамика и структура внешней торговли и, в частности, внешнеторгового баланса РФ.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ. ДИНАМИКА И СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
3. ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ БАЛАНС РФ
4. ПРОБЛЕМА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ПРОДУКЦИИ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ
5. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
8. Россия получит выходы на новые рынки, которые сегодня фактически закрыты. Даже с учетом того, что эти рынки не будут полностью открыты на следующий день после вступления и некоторые из них нам могут быть пока "не по зубам", это послужит сильным стимулом развития производства. Это в первую очередь:
Среднее и тяжелое машиностроение;
Оборонная промышленность;
Интеллектуальные технологии - высокие технологии, инновации.
9. Рост производства, в основном в конкурентных областях: энергетика, сырьевые отрасли, перерабатывающие отрасли, рыбная промышленность. сфера услуг, туризм.
Рост производства в наиболее сильных и конкурентных отраслях будет означать рост уровня жизни в стране: рост рабочих мест, занятости, зарплат; повышение культуры производственных отношений; рост демографии, снижение преступности.
10. Приход новых технологий в Российскую экономику через увеличение объема импорта новой техники и технологий.
11. Повышение деловой активности:
Рост инвестиционной привлекательности России и привлечет дополнительные инвестиции.
Приход западных финансовых корпораций откроет источники получения дешевых и подлинных кредитов.
12. Будет разработан механизм допуска иностранного капитал в финансовую сферу. Вступление в ВТО - это возможность получить облегчить доступ к кредитам, привлечь инвесторов.
13. Повышение прозрачности бизнеса за счет адаптации нашего законодательства к международным нормам повысит деловую активность в так называемом реальном секторе экономики.
14. Расширение возможностей для развитие производственной кооперации: создание совместных предприятий, проведение совместных исследований, обмен объектами интеллектуальной собственности и т.п.
15. Снижение коррупции в силу появления прозрачных и понятных правил игры.
Сопоставляя возможные выгоды и ущерб, нетрудно заметить, что возможный ущерб более осязаем, в то время, как выгоды и преимущества не всегда очевидны и их сложнее оценить количественно. В некотором смысле Россия вынуждена поменять синицу в руках на журавля в небе.
С другой стороны, вступление в ВТО неизбежно по ряду вышеупомянутых причин в том числе политически, а также чтобы не усиливать экономическую изоляцию России в будущем и не закрепить окончательно статус сырьевого придатка Запада - поэтому именно сейчас российским предприятиям важно успеть как можно лучше подготовиться к грядущим переменам в экономике страны.
Кстати говоря, направленность на развитие энергетики представляется в этой связи более выгодной альтернативой. В настоящее время Россия пока обладает материальными и интеллектуальными ресурсами для того, чтобы закрепить за собой статус крупнейшей энергетической державы после окончания нефтяной эпохи цивилизации в середине этого века.
Рост инвестиционной привлекательности России и его формальное признание в виде повышения инвестиционного рейтинга повлечет за собой приход в Россию новых игроков из числа крупнейших транснациональных корпораций и их активные действия по захвату открывающихся российских рынков.
Основная причина превосходства развитых иностранных компаний (кроме цены, при выходе на новые рынки) - использование современных маркетинговых, производственных и управленческих технологий. Для сравнения: если на развитых рынках вся продукция качественная по умолчанию и Бренд - показатель признания потребителей, то у нас Бренд - это в первую очередь показатель качества. [9. Стр.80-84]
В заключение можно подвести некоторые итоги.
По опубликованным статистическим данным можно сделать вывод о том, что в 2008-2009 году ускорился рост экономики. Как показало исследования динамики развития внешней торговли России за последние три года характерными являются следующие тенденции: постоянный рост оборота внешней торговли России; увеличение доли экспорта продукции топливно-энергетического комплекса; рост положительного сальдо внешней торговли.
Не
все эти тенденции можно
В
России остаются открытыми вопросы
о повышении
Либерализация внешнеторгового режима вследствие вступления России в ВТО в условиях низкой конкурентоспособности российской продукции может привести к вытеснению отечественных производителей с собственного рынка зарубежными поставщиками. Сужение рынка сбыта приведет к снижению степени загрузки мощностей, что уменьшит рентабельность и еще в большей степени увеличит разрыв между ценами на российскую и импортную продукцию.
Чтобы не допустить этого, необходимо повысить начальный уровень таможенного тарифа и увеличить длительность переходного периода для наиболее чувствительной в отношении конкурентоспособности продукции (йод, карбид кальция, отдельные виды пластмасс и смол, шины, лакокрасочные материалы). Что же касается продукции, закупаемой из-за отсутствия собственных мощностей, необходимо установить минимальные начальные уровни связок таможенного тарифа, а также добиваться максимальной степени защиты российских производителей.
Высокий уровень качества российских товаров может быть условием выхода страны на мировой рынок, присоединения к Европейскому Союзу и Всемирной торговой организации (Генеральному Соглашению по тарифам и торговле). И только при выполнении российскими производителями требований мирового рынка к качеству продукции позволит им стать равноправными партнерами в международном товарообороте.
Большинство развитых стран добились высокого уровня качества жизни благодаря обостренному вниманию к этой проблеме их правительств, руководителей и сотрудников организаций. Необходимо помнить, что именно качество работ, продукции и услуг является одним из наиболее эффективных средств преодоления кризисных явлений, которое призвано сыграть роль определяющего фактора в успехе проводимых рыночных реформ. Высокий уровень качества продукции может обеспечить конкурентоспособность российских товаров на рынках, а, следовательно, привести к экономической стабилизации.
Приложение№1
Внешняя торговля Российской федерации
(по методологии платежного баланса)
1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Миллиардов долларов США | |||||||||
Внешнеторговый оборот | 145,0 | 149,9 | 155,6 | 168,3 | 212,0 | 280,6 | 369,2 | 468,6 | 578,2 |
Экспорт | 82,4 | 105,0 | 101,9 | 107,3 | 135,9 | 183,2 | 243,8 | 303,9 | 355,2 |
Импорт | 62,6 | 44,9 | 53,8 | 61,0 | 76,1 | 97,4 | 125,4 | 164,7 | 223,1 |
Сальдо торгового баланса | 19,8 | 60,1 | 48,1 | 46,3 | 59,9 | 85,8 | 118,4 | 139,2 | 132,1 |
в том числе: | |||||||||
со странами дальнего зарубежья | |||||||||
экспорт | 65,4 | 90,8 | 86,6 | 90,9 | 114,6 | 153,0 | 210,2 | 260,6 | 301,5 |
импорт | 44,3 | 31,4 | 40,7 | 48,8 | 61,0 | 77,5 | 103,5 | 140,1 | 191,2 |
сальдо торгового баланса | 21,2 | 59,3 | 45,9 | 42,1 | 53,6 | 75,5 | 106,7 | 120,4 | 110,3 |
со странами СНГ | |||||||||
экспорт | 17,0 | 14,3 | 15,3 | 16,4 | 21,4 | 30,2 | 33,5 | 43,4 | 53,7 |
импорт | 18,3 | 13,4 | 13,0 | 12,2 | 15,1 | 19,9 | 21,9 | 24,6 | 31,9 |
сальдо торгового баланса | -1,4 | 0,8 | 2,2 | 4,2 | 6,3 | 10,3 | 11,7 | 18,8 | 21,9 |
В процентах к предыдущему году | |||||||||
Внешнеторговый оборот | 123,1 | 130,2 | 103,8 | 108,1 | 126,0 | 132,4 | 131,6 | 126,9 | 123,4 |
Экспорт | 122,3 | 139,0 | 97,0 | 105,3 | 126,7 | 134,8 | 133,1 | 124,7 | 116,9 |
Импорт | 124,1 | 113,5 | 119,8 | 113,4 | 124,8 | 128,0 | 128,8 | 131,3 | 135,4 |
из него: | |||||||||
со странами дальнего зарубежья | |||||||||
экспорт | 126,7 | 142,8 | 95,4 | 105,0 | 126,0 | 133,5 | 137,4 | 123,9 | 115,7 |
импорт | 121,4 | 107,8 | 129,6 | 119,9 | 124,9 | 127,0 | 133,6 | 135,3 | 136,5 |
со странами СНГ | |||||||||
экспорт | 108,0 | 118,8 | 107,2 | 107,2 | 130,4 | 141,4 | 111,1 | 129,3 | 123,9 |
импорт | 131,1 | 129,4 | 97,1 | 93,2 | 124,1 | 131,9 | 110,1 | 112,2 | 129,6 |
Приложение №2
Товарная структура экспорта Российской Федерации
(в фактически действовавших ценах)
1995 | 2000 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Миллиардов долларов США | ||||||||
Экспорт - всего | 78,2 | 103 | 107 | 134 | 182 | 241 | 301 | 352 |
в том числе: | ||||||||
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) | 1,4 | 1,6 | 2,8 | 3,4 | 3,3 | 4,5 | 5,5 | 9,1 |
минеральные продукты | 33,3 | 55,5 | 58,9 | 76,6 | 105 | 156 | 199 | 228 |
продукция химической промышленности, каучук | 7,8 | 7,4 | 7,4 | 9,2 | 12,0 | 14,4 | 16,8 | 20,8 |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,3 | 0,4 | 0,3 |
продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности | 4,4 | 4,5 | 4,9 | 5,6 | 7,0 | 8,3 | 9,5 | 12,3 |
текстиль, текстильные изделия и обувь | 1,2 | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 1,1 | 1,0 | 1,0 | 0,9 |
металлы, драгоценные камни и изделия из них | 20,9 | 22,4 | 19,9 | 23,7 | 36,7 | 40,6 | 48,9 | 56,9 |
машины, оборудование и транспортные средства | 8,0 | 9,1 | 10,1 | 12,0 | 14,1 | 13,5 | 17,4 | 19,7 |
прочие | 1,0 | 1,6 | 1,6 | 1,9 | 2,1 | 2,5 | 3,1 | 4,4 |
В процентах к итогу | ||||||||
Экспорт - всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе: | ||||||||
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) | 1,8 | 1,6 | 2,6 | 2,5 | 1,8 | 1,9 | 1,8 | 2,6 |
минеральные продукты | 42,5 | 53,8 | 55,2 | 57,3 | 57,8 | 64,8 | 65,9 | 64,7 |
продукция химической промышленности, каучук | 10,0 | 7,2 | 6,9 | 6,9 | 6,6 | 6,0 | 5,6 | 5,9 |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности | 5,6 | 4,3 | 4,6 | 4,2 | 3,9 | 3,4 | 3,2 | 3,5 |
текстиль, текстильные изделия и обувь | 1,5 | 0,8 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,4 | 0,3 | 0,3 |
металлы, драгоценные камни и изделия из них | 26,7 | 21,7 | 18,7 | 17,8 | 20,2 | 16,8 | 16,3 | 16,1 |
машины, оборудование и транспортные средства | 10,2 | 8,8 | 9,5 | 9,0 | 7,8 | 5,6 | 5,8 | 5,6 |
прочие | 1,3 | 1,5 | 1,4 | 1,4 | 1,1 | 1,0 | 1,0 | 1,2 |
Информация о работе Особенности внешнеторговой деятельности России