Особые экономические зоны России и проблемы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 01:19, реферат

Описание

На сегодняшний день особые экономические зоны стали неотъемлемой частью международных экономических отношений. Они существуют в государствах, различных по уровню и характеру экономического развития. ОЭЗ (ОЭЗ) функционируют как в промышленно развитых странах и новых индустриальных странах (НИС), так и в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Развитие специальных зон на планете происходит весьма неравномерно. С наибольшим динамизмом становление ОЭЗ происходит в бурно развивающихся странах.

Содержание

Введение. 3
1. Сущность и основные цели ОЭЗ…………………………………...4
2. История развития ОЭЗ в России…………………………………...6
3. Основные формы и виды ОЭЗ…………………………………….11
4. Анализ современного состояния ОЭЗ……………………………15

Заключение 25
Список использованных источников и литературы……………...26

Работа состоит из  1 файл

Реферат по мировой экономики.doc

— 165.00 Кб (Скачать документ)

ГОУВПО  «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА»

Факультет экономический

Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

Особые  экономические зоны России и проблемы их развития

по дисциплине «Мировая экономика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 214 гр.

специальности «НиН»

Наумов  А.В.

Проверила: Балмаева А.М.                                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Саранск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

     На  сегодняшний день особые экономические зоны стали неотъемлемой частью международных экономических отношений. Они существуют в государствах, различных по уровню и характеру экономического развития. ОЭЗ (ОЭЗ) функционируют как в промышленно развитых странах и новых индустриальных странах (НИС), так и в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Развитие специальных зон на планете происходит весьма неравномерно. С  наибольшим динамизмом становление ОЭЗ происходит в бурно развивающихся странах.

       Для мировых хозяйственных связей особые экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Сущность  и основные цели ОЭЗ
 

     Что же такое ОЭЗ или ОЭЗ? Экономический словарь даёт следующее определение этому понятию:

      Особая экономическая зона - (Free economic zone; Free economic area) ограниченная территория с льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Особая экономическая зона обладает особым юридическим статусом по отношению к остальной территории. Особые экономические зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

      Под особой экономической зоной следует понимать часть территории одного государства, на которой ввезенные товары рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам и не подвергающиеся обычному таможенному контролю. Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственного пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяется в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в ОЭЗ из-за границы, не декларируются как ввоз на территорию принимающей страны. В то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его. Поэтому такие зоны следует называть не свободными, а специальными экономическими зонами.

       Создание и становление ОЭЗ направлено на либерализацию и активную внешнеэкономическую деятельность. Экономика таких зон имеет высокую степень открытости мировому рынку, а таможенный и налоговый режимы благоприятны для национальных и зарубежных инвестиций.

      Создание особых экономических зон связано с тремя основными задачами:

      - стимулированием промышленного  экспорта и получением на этой  основе валютных средств;

      -   ростом занятости;

      - превращением зон в полигоны  по опробованию новых методов  хозяйствования, полюса роста национального  хозяйства.

      Выделяют следующие цели, которые может преследовать страна, создающая на своей территории особую экономическую зону:

      Во-первых, главной целью создания ОЭЗ является более глубокое включение стран в процесс развития международного разделения труда. Речь идёт об увеличении выпуска конкурентоспособной продукции  на экспорт и обеспечение таким путём роста их валютных поступлений.

      Во-вторых, ОЭЗ нужны также для насыщения внутреннего рынка, заинтересованной страны, высококачественной продукцией, в первую очередь импортозаменяющими товарами.

      В-третьих, организация особых экономических зон предусматривает более глубокое включение в МРТ не только по производственной линии, но и в области туризма, культуры и санаторно-курортной сферы, что также ведёт к увеличению валютных поступлений.

      В-четвёртых, ОЭЗ призваны обеспечить ускоренное внедрение в производство отечественных и иностранных научно-технических разработок с дальнейшим использованием их результатов во всей национальной экономике страны.

      В-пятых, одной из целей создания особых экономических зон для развивающихся стран является  обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженеров, хозяйственных и управленческих кадров.

      В-шестых. Важная цель организации ОЭЗ – стимулирование экономического развития какой-либо территории или конкретной отрасли производства.

      Наконец, в-седьмых, в отдельных странах ОЭЗ рассматриваются как региональный метод модернизации экономики в условиях её перехода от административных принципов функционирования к рыночным.

2. История развития ОЭЗ в России

 
 

     ОЭЗ использовались ещё правительством Российской империи для освоения Северного Причерноморья в XIX веке, а одним из самых известных «особых портов» была Одесса.

     Первые  ОЭЗ как таковые на территории Российской Федерации начали образовываться в конце 80-х годов, то есть еще в эпоху Советского Союза. Основной целью их создания была активизация внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций путем создания совместных предприятий.

     ОЭЗ рассматривались в то время как  способ стимулирования межгосударственных экономических отношений СССР.

     К сожалению, сама идея ОЭЗ с трудом укладывалась в русло тогдашних  экономических представлений. Поэтому  советская концепция «зон совместного  предпринимательства» изначально была половинчатой и в конце концов так и осталась нереализованной. Они не представляли большого интереса ни для потенциальных иностранных инвесторов (из-за ограниченности возможностей освоения российского рынка через механизмы этих зон), ни для российских предприятий (из-за отсутствия стимулов для образования особого предпринимательства в этих зонах и возможностей реализации эффективных проектов).

     Второй  этап развития особых экономических  зон наступил уже в 1990-х годах. После принятия парламентом и  правительством решений о создании зон особого предпринимательства в стране появилось 19 экстерриториальных экономических образований, в дальнейшем к ним прибавилось еще несколько.

       Процесс образования особых экономических зон в начале 90-х годов характеризовался следующими чертами:

       - отсутствием четкого понимания  реальных целей и задач ОЭЗ;

       - огромностью отводимых территорий  для ОЭЗ: на долю формально созданных "особых зон" приходилось более одной трети территории России;

       - массовой раздачей льгот и  привилегий зонам и лоббированием  их интересов в Правительстве  РФ;

       - стремлением местных властей к суверенитету через создание ОЭЗ.

       Вступивший в силу в сентябре 1991г. Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР", в котором целая глава была посвящена свободным экономическим зонам, заметно упорядочил процесс их образования. По этому закону особые экономические зоны создаются с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. Устанавливаются льготы: для предприятий с вкладом иностранных инвесторов до 75 млн. руб. регистрация производится непосредственно в ОЭЗ; налогообложение по льготным ставкам: до 50% установленных на территории Российской Федерации для иностранных инвесторов; понижение ставки платы за пользование землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду (сроком до 70 лет) с правом субаренды (вне ОЭЗ этот срок - до 50 лет); понижение таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров и др.; валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полностью оставляется в их распоряжении.

       Коренные  экономические реформы, начатые в 1992г., и либерализация всей хозяйственной жизни в стране заметно изменили отношение российского правительства к проблеме организации ОЭЗ в России. В Правительстве РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории страны, что было вполне объяснимо. Взамен предлагалась концепция формирования микрозон - разновидностей особых таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зон был положен принцип сочетания выгодного географического расположения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.

       Стала заметной тенденция закрытия ранее  созданных особых экономических. В печати, высказываниях официальных лиц появились мнения о малой перспективности ОЭЗ в России, о необходимости развития всей экономики в льготном рыночном режиме, а не каких-то ее отдельных частей. Подобные точки зрения подкреплялись следующими аргументами:

    • опасениями, что будет образовано слишком большое число различных ОЭЗ;
      • особые экономические зоны - это "черные дыры" российской экономики по утечке ресурсов страны, концентрации криминогенных элементов и других негативных явлений;
      • уменьшением управляемости ОЭЗ со стороны центральных властей, их чрезмерной самостоятельностью и формированием новых региональных элит.

       Несмотря  на сдерживание процессов развития особых экономических зон сверху, тенденция к их развитию снизу часто оказывалась решающей. Активность местных администраций и управленческих структур таких особых экономических зон, как "Находка", "Янтарь" (Калининградская область), способствовали тому, что правительство предоставляло им льготы, кредиты и т. п. В ноябре 1995г. Государственной Думой был принят Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Этот закон определил правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, учитывая ее специфическое географическое положение, значение для интересов Российской Федерации. Закон, которым было определено, что территория зоны распространяется на всю Калининградскую область за исключением объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение, а также объектов нефтегазовых отраслей на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации

       Усилилась тенденция по созданию "налоговых  убежищ". В результате в России возникли специальные зоны оффшорного типа. Первая из таких зон - зона экономического благоприятствования "Ингушетия" просуществовала до июля 1997 года.

       К концу 90-х годов особые экономические зоны в России (зарегистрировано более 20 разного рода ОЭЗ) по-прежнему находились как бы на полулегальном положении.

       Несмотря  на некоторые неблагоприятные условия, всё же существовали перспективные  ОЭЗ. К числу таких примеров можно отнести ОЭЗ "Находка". На территории особой экономической зоны "Находка" было зарегистрировано 3,3 тыс. предприятий. Из них более 2 тыс. принадлежит частным лицам. В середине 90-х годов в зоне работало 386 предприятий с иностранными инвестициями, при этом 224 предприятия со 100% иностранных инвестиций. Объем экспортной продукции свободной экономической зоны в 1995г. составил 42,3 млн. долл., в 3 раза превысив импорт.

Информация о работе Особые экономические зоны России и проблемы их развития