Отчет по практике в «Краснолучская»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 21:00, отчет по практике

Описание

Управление предприятием предполагает учет множества разнонаправленных факторов: экономических, технологических, социальных, политических, правовых, каждый из которых имеет тенденцию к изменению. Стратегия же синтезирует различные ведения, представляет целостную картину текущего состояния предприятия и позволяет создать адаптационный механизм для перспектив развития в будущем. Стратегия призвана расширять горизонты предвидения, создать возможность своевременной ответной реакции предприятия на те изменения, которые происходят во внешней и внутренней среде. Само формирование стратегии требует интегрированного учета различных финансово – экономических и социально – политических аспектов.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ СТРАТЕГИЯ.doc

— 558.00 Кб (Скачать документ)

Введение

 

В процессе укрупнения и усложнения задач хозяйственной деятельности предприятий и организаций возникла необходимость отслеживать целостность и последовательность принимаемых  управленческих решений, т.е. необходимость разрабатывать и реализовывать стратегию.

Управление предприятием предполагает учет множества разнонаправленных факторов: экономических, технологических, социальных, политических, правовых, каждый из которых имеет тенденцию к изменению. Стратегия же синтезирует различные ведения, представляет целостную картину текущего состояния предприятия и позволяет создать адаптационный механизм для перспектив развития в будущем. Стратегия призвана расширять горизонты предвидения, создать возможность своевременной ответной  реакции предприятия  на те изменения, которые происходят во внешней и внутренней среде. Само формирование стратегии требует интегрированного учета различных финансово – экономических  и социально – политических аспектов.

С переходом к новому этапу рыночных реформ на всех уровнях управления повышается роль специалистов, способных принимать оптимальные решения, связанные с будущими возможностями функционирования предприятий, постоянно согласовывать текущую деятельность со стратегическими целями, обеспечивать адаптацию предприятия к изменениям  внешней среды путем формирования и реализации эффективных стратегий деятельности

 

 

 

 

1.ОБЩАЯ ХАРАХТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.

Обособленное подразделение шахта «Краснолучская» Государственного предприятия «Донбассантрацит» находится в Луганской области г. «Красный Луч, на территории, недра которой являются высококачественными марками каменного угля энергетических марок, теплотворностью 7 – 8,8тыс. кал. Запасы угля составляют 170 млн. тонн. Средняя численность работающих составляет 1146человек за 2010 год. Основным видом деятельности ОП шахта «Краснолучская» является добыча угля подземным способом. Шахта «Краснолучская» является обособленным подразделением Государственного предприятия «Донбассантрацит», создано согласно приказу Министра топлива и энергетики Украины №119 от 07.03.2003г. Шахта «Краснолучская» сдана в эксплуатацию в 1938г. и восстановлена в 1950г. по проекту, выполненному проектным институтом «Сталингипрошахт». Производственная мощность шахты – 400 тыс. тонн антрацита в год.                                                                                                                                             Подлинное техническое перевооружение шахты началось с 1968г. На шахту стала поступать высокоэффективная отечественная техника. В этом году впервые на шахте был внедрен мех. комплекс КМ-87Д, показавший отличные результаты по добыче угля. Шахтой был взят курс на полную механизацию выемки угля из очистных забоев с применением мех. крепей. Высокая механизация очистных и подготовительных работ позволила коллективу шахты резко улучшить свои технико-экономические показатели. Среднесуточная добыча угля по шахте в целом в период от 70-х, 80-х, 90-хгг. составляла от 2000 до 4500т/сутки. На шахте постоянно работала лава с нагрузкой не менее 1000т/сутки.                                                                                                                   На шахте в настоящее время работает 1 очистной забой 31 «бис» восточная лава, оборудованная струговой установкой УСТ-4. Лаза работает в зоне «ПГД», что значительно осложняет ее работу. Так же ведутся работы по подготовке к вводу в работу 14 восточной лавы пл. К4 – перестилается рельсовый путь по коренному восточному откаточному штреку 1 горизонта пл. К4, в дальнейшем будут восстановлены оконтуривающие выработки.

              Технико-экономические показатели работы шахты за 2010 год: добыто 69600 тонн угля,;                                                                                                                                            пройдено 1106 м всех выработок, в т.ч. 1037 п.м. – вскрывающих и подготавливающих.                                                                                                                              Балансовые запасы угля по шахте – 37 млн. тонн, в бремсберговом поле пл. К4 составляют 4 млн. тонн по шахте №3 – 1,5 млн. тонн.                                          Общий результат деятельности на отчетный период – в размере 69776 тыс. грн.                                                                                                                                                                        Шахта «Краснолучская» не является юридическим лицом, представляет интересы и реализует свои цели и задачи в пределах Положения об обособленном подразделе  и Устава ДП «Донбасантрацит». Шахта является целостным имущественным комплексом, осуществляет хозяйственную деятельность, которая не противоречит действующему законодательству.

Видами деятельности шахты. «Краснолучская» являются:                                          добыча угольной продукции;                                                                                    перспективное развитие ДП «Донбасантрацит», новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение;                                                                      разработка, согласование и утверждение проектов на осуществление новой техники, передовой технологии, современных методов организации производства, а также применения прогрессивных материалов, изделий и конструкций;                                                                                                                                            выполнение маркшейдерских работ, проведение надзора за деформацией поверхности и объектами, под которыми проводятся горные работы;                                                                                                                                                                        организация управления производством, развитие рыночных отношений;                                                                                                                                            организация подготовки кадров, повышения квалификации кадров, рабочих;                                                                                                                                                          обеспечение средствами и услугами радио-телефонного связку, их монтаж и налаживание, монтаж охранительной сигнализации, эксплуатация передвижных средств радиосвязи;

              эксплуатация месторождений полезных ископаемых;                                          осуществление мероприятий по комплексному использованию природных ресурсов и ресурсозбереження;                                                                      проведение контроля за условиями труда, за вредным влиянием физических факторов;                                                                                                                              соблюдение правил охраны труда при ведении горных и других видов работ;                                                                                                                                                          организация правовой работы, заключение хозяйственных соглашений, осуществление централизованных функций и взаимодействие с судебными, правоохранительными и другими органами по вопросам, которые касаются  интересов ДП «Донбасантрацит»;                                                                                                  научно-техническая деятельность и др.                                                                                    При осуществлении всех видов деятельности шахта обеспечивает соблюдение законодательства Украины о недрах и охране окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная структура  шахты «Краснолучская».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблиця 1.1— Основные потребители продукции предприятия

Наименование продукции

Потребители

Крупнокусковой уголь

ТЭС

Потребители г.Красный Луч (котельные);

Луганськая, Харьковская область (котельные) (физические лица-отопление домов)

Среднекусковой уголь

Потребители г.Красный Луч (котельные);

Луганськая, Харьковская область (котельные) (физические лица-отопление домов)

Потребители г.Красный Луч (физические лица-отопление домов)

Мелкокусковой уголь

Потребители г.Красный Луч (котельные);

Луганськая область (физические лица-отопление домов)

Потребители г.Красный Луч (физические лица)

Мелкий уголь

 

Таблица 1.2. – Поставщики материальных ресурсов предприятия

Наименование материальных ресурсов

Поставщики

Оборудование

ЧП «Тех-Дон»

Материалы

ЧП «Дунай» (лесные материалы)

Материали (детонаторы и другие взрывчатые материалы)

ЧП «Митець»

 

 

 

 

 

Таблица 1.3 - Основные конкуренты  предприятия

Наименование продукции

Основные конкуренты

Уголь

Шахта «Краснокутская», г. Красный Луч

Уголь

Шахта «Хрустальская», г. Красный Луч

Уголь

Шахта «Известие», г. Красный Луч

 

Таблиця 1.4 – Технико - економические показатели производственно-хозяйственной и финансовой деятельности          

Шахты «Краснолучская»

Назва

2007

2008

2009

1

2

3

4

Виробництво продукції, натур.од.

86,5

51,50

69,60

Виробництво продукції, тис. грн..

25703

23315

35842

Товарна продукція в діючих цінах, тис.грн

304360

288420

406877

Товарна продукція порівняльних цінах,тис.грн

300500

276776

376900

Реалізація продукції,натур.од.

86,9

56,00

70,5

Реалізація продукції,тис .грн.

24460

24063

34046

Середньо облікова чисельність працюючих ,чол

1049

981

883

У тому числі: ВВР,чол

1049

981

878

         допоміжний персонал,чол.

39

41

36

         обслуговуючий персонал,чол.

41

34

32

         адміністративний персонал,чол

157

141

145

Фонд оплати праці,тис .грн

2157,8

3349,2

2635,8

Фонд оплати праці, на 1 робітника тис .грн

2,1

3,4

2,9

Середньомісячна  зарплата,грн.

8232,2

15389,7

12576,8

Собівартість товарної продукції,тис.грн

61434

75541

84713

Собівартість реалізованої продукції,тис.грн. Ф 2 стр.40

55895

69864

55439

Витрати на 1 грн. товарної продукції,тис.грн

2,39

3,24

2,36

Балансовий прибуток (збиток),тис.грн

27447

31430

45802

Прибуток з одиниці сировини,грн.

-

-

-

Рентабельність продукції,%

0,07

0,20

0,05

Основні виробничі фонди,тис.грн.

60879

61159

72477

Фондовіддача,грн.

0,18

0,38

0,31

Виробництво окремих видів продукції

-

-

-

 

 

 

 

Обсяг реалізованої продукції,тис.грн

24460

24063

34046

- Україна Ф 2.стр.35

24460

24063

34046

- СНД

 

 

 

- країни дальнього зарубіжжя

 

 

 

Витрати на виробництво і реалізацію продукції,тис.грн

 

 

 

Прибуток (збиток) від реалізації

3613

10321

3873

Використання всього: у тому числі:

 

 

 

- платежі в бюджет

1459

5158

2784

- відрахування до резервного фонду

 

 

 

- виробничий розвиток

 

 

 

- соціальний розвиток

 

 

 

- фонд заохочення

 

 

 

- інші цілі

1294

2743

3808

Норматив власних оборотних коштів

 

 

 

Фактична наявність власних оборотних коштів(робітник капітал)

57459

57459

57459

Виробничі запаси, витрати в тому числі:

4599

2904

22644

- готова продукція

2579

495

1265

- незавершене виробництво

221

214

18655

Дебіторська заборгованість у тому числі:

 

 

 

-         по товарах відвантаженим

-         не сплачена в строк

4264

311

278

Кредиторська заборгованість у тому числі:

53269

53586

73408

- за сировину й комплектуючі вироби

42246

33952

41272

-         по кредитах банку

-         до бюджету

 

1459

 

5158

 

2724

- по заробітній платі

1970

2814

2246

- за енергоносії й газ

1294

2743

3808

Зношування основних засобів:

у тому числі:

24750

24115

28963

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ДИАГНОСТИКА РЫНКА ШАХТЫ «КРАСНОЛУЧСКАЯ» ГП «ДОНБАССАНТРАЦИТ».

Выделение стратегических зон хозяйствования определяется в такой последовательности:

1.      Определение количества потенциальных потребителей продукции.

Наименование продукции

Потребители

Крупнокусковой уголь

ТЭС

Потребители г.Красный Луч (котельные);

Луганськая (котельные) (физические лица-отопление домов)

Среднекусковой уголь

Потребители г.Красный луч (котельные);

Луганськая (котельные) (физические лица-отопление домов)

Потребители г.Красный Луч (физические лица-отопление домов)

Мелкокусковой уголь

Потребители г.Красный Луч (котельные);

Луганськая область (физические лица-отопление домов)

Потребители г.Красный Луч (физические лица)

Мелкий уголь

 

Крупнокусковой уголь – 4 организации

Мелкокусковой уголь – 3 организации

Среднекусковой уголь – 4 организации

 

На территории Луганской области функционируют 4 крупных угольных предприятий, относящихся к ГП «Донбассантрацит», которые производят продукцию на сумму 1243,545 тыс. грн

 

 

 

 

2.      Расчет емкости рынка по каждой СЗХ с учетом частоты покупки в 2010г.:

 

СЗХ

Расчет емкости рынка

ГП«Донбассантрацит»

Процентное соотношение  продукции на рынке, %

Крупнокусковой уголь

2,159*36*4=310,886 т

25

Мелкокусковой угол

4,606*36*3=497,418

40

Среднекусковой уголь

3,023*36*4 = 435,241 т

35

Всего

1243,545т

100

 

3.      Определение доли рынка по предприятию и конкурентам ДП

«ДонбассАнтрацит» в 2010г.:

Определим долю рынка предприятий-конкурентов и своего предприятия. В сумме доля рынка всех предприятий «Донбассантрацит» должна составлять 100%.

 

Наименование предприятий

Добыча угля, т

Расчет доли рынка, %

Предприятие                  ш. «Краснолучская»

69,600

69,600/1243,545*100=5,6

Самый сильный конкурент№1 

ш.«Краснокутская»

738,368

738,368/1243,545*100=59,37

Конкурент №2

ш. «Хрустальская»

140,336

140,336/1243,545*100=11,29

Конкурент №3

ш. «Известие»

295,241

295,241/1243,545*100=23,74

Емкость рынка

1243,545

100

 

 

 

 

 

4.      Расчет объема реализации по каждому продукту предприятия в 2010г., тыс.т:

 

СЗХ

Расчет объема реализации, тыс.т

Крупнокусковой уголь

310,886*5,6%=17,401

Мелкокусковой угол

497,418*5,6%=27,839

Среднекусковой уголь

435,241*5,6%=24,360

Всего

69,600

 

 

5.      Расчет объема реализации по каждому продукту предприятия, тыс.грн.

Ставим цену ед. продукции так, чтобы умножив ее на объем реализации в натур.единицах в сумме по трем категориям (крупный, мелкий, средний) состовляло равное Ф.2 стр. 35 (34,046 тыс. грн.). Это и будет объем реализации продукции на рынке, тыс. грн.

 

СЗХ

Расчет объема реализации, тыс.грн.

2010г.

Расчет объема реализа-ции, тыс.грн.

2009г.

Расчет объема реализа-ции, тыс.грн.

2008г.

Расчет объема реали за-ции, тыс.грн.

2007г.

Крупнокусковой уголь

17,401*600=10440,60

8000,0

7994,0

7732,1

Мелкокусковой угол

27,839*410,41=11425,4

6500,3

6781,8

6200,8

Среднекусковой уголь

24,360*500=12180,0

9562,7

9684,2

6377,1

Всего

34,046

24,063

24,460

20,310

 

 

 

 

 

6.      Расчет объема реализации по каждому продукту конкурента в 2010г:

СЗХ

Расчет объема реализации, тыс.т

Крупнокусковой уголь

310,886*59%=183,423

Мелкокусковой угол

497,418*59,06%=293,757

Среднекусковой уголь

435,241*60,01%=261,188

Всего

738,368

 

7.      Расчет объема реализации по каждому продукту конкурента , тыс.грн.

СЗХ

Расчет объема реализации, тыс.грн.

2010г.

Расчет объема реализа-ции, тыс.грн.

2009г.

Расчет объема реализа-ции, тыс.грн.

2008г.

Расчет объема реали за-ции, тыс.грн.

2007г.

Крупнокусковой уголь

183,423*600=110053,8

108219,57

107302,45

106385,34

Мелкокусковой угол

293,757*410=120440,37

117502,8

118971,58

120734,12

Среднекусковой уголь

261,188*500=130594,0

127982,12

129288,06

131899,94

Всего

361088,17

353704,49

355562,09

359019,4

 

Ставим себестоимость на 1 ед. продукции так, чтоб умножив это показатель на объем реализации в натуральных единицах, в сумме получили по трем наименованиям угля, равное форме 2 стр. 40 (55,439 тыс. грн.)

СЗХ

Расчет себестоимости, тыс.грн

Крупнокусковой уголь

17,401*945=16443,95

Мелкокусковой угол

27,839*700=19487,3

Среднекусковой уголь

24,360*800,5=19502,64

Всего

55,439

 

Рентабельность составляет:

Рентабельность=(Цена-Себестоимость)/Цена*100%

600-945/600*100%= - 57,50

 

8.      Определение уровня конкуренции в отрасли:

Уровень концентрации на рынке:

УКР=0,0562+0,59372+0,11292+0,23742=0,4

 

              Исходные данные для курсовой работы по дисциплине «Стратегия предприятия»

Наименование показателя

СЗХ № 1

СЗХ № 2

СЗХ № 3

Рынок   Луганская область

Наименование продукции

Крупнокуск. уголь

Мелкокуск. уголь

Среднекуск. уголь

Рынок сбыта продукции или город

Луганская обл.

Луганская обл.

Луганская обл.

Количество организаций

8

8

8

 

 

 

 

Процентное соотношение продукции на рынке, %

25

40

35

Экспорт, %

-

-

-

Норма потребления продукции потребителем, т/день

2,159

4,606

3,023

Частота покупки продукции потребителем (в  год), дней

36

36

36

Среднеотраслевая цена ед. продукции, грн.

600,00

410,00

500,00

Количество потенциальных потребителей продукции

4

3

4

Объем реализации продукции на рынке, нат.ед. (т)

310,886

497,418

435,241

Объем реализации продукции на рынке, тыс.грн.  2010

186531,6

203941,38

217620,5

2009

 

 

 

2008

 

 

 

2007

 

 

 

Емкость рынка, %

100

100

100

Доля рынка предприятия, %

5,6

5,6

5,6

Доля рынка самого сильного конкурента, % ш. «Краснокутская

59

59,06

60,01

Доля рынка конкурентов %

Конкурент № 2 ш. «Хрустальская»

11,29

9,8

11,9

Конкурент № 3 ш. «Известие»

23,74

20,2

25,6

Всего конкурентов

3

3

3

Уровень концентрации рынка

                            0,4

Государственное регулирование рынка

Не значит.

Не значит.

Не значит.

Предприятие ш. «Краснолучская»

Доля рынка предприятия, %

5,6

5,6

5,6

Количество потенциальных потребителей продукции Вашего предприятия, чел.

0,224

0,168

0,224

Объем реализации продукции Вашего предприятия, нат.ед.

2010

17,401

27,839

24,360

2009

13,333

15,855

19,125

2008

13,323

16,541

19,368

2007

12,887

15,124

12,754

Объем реализации продукции на рынке Вашего предприятия, тыс.грн. 

2010

10440,60

11425,40

12180,0

2009

8000,0

6500,3

9562,7

2008

7994,0

6781,8

9684,2

2007

7732,1

6200,8

6377,10

Цена ед. продукции на предприятии, грн.

600,00

410,41

500,0

Себестоимость ед. продукции на предприятии, грн.

945,0

700,0

800,5

Тип продукции (массовая, серийная, единичная)

мас.

мас.

мас.

Доступность материально-технических ресурсов предприятия по отношению к конкуренту

хуже

хуже

один.

Качество товара предприятия по отношению к конкуренту

отр.станд.

одинак.

отр.станд.

одинак.

отр.станд.

одинак.

Привлекательность ассортимента предприятия по отношению к конкуренту

один.

один.

один.

Появление товаров-заменителей

 

 

 

Уровень освоения технологии

уже достигнут.

уже достигнут.

уже достигнут.

Использование производственных мощностей, %

75

75

70

Особые характеристики товара (типовой, слабо дифференцированный, уникальный)

типовой

типовой

типовой

Рентабельность продаж

-57,5

-57,5

-57,5

Количество уровней каналов распределения

1 (опт)

1 (опт)

1 (опт)

Предприятие-конкурент             

Доля рынка самого сильного предприятия-конкурента, %

59

59,06

60,01

Количество потенциальных потребителей продукции самого сильного предприятия-конкурента, организаций.

4

3

4

Объем реализации продукции на рынке самого сильного предприятия-конкурента, нат.ед.

2010

183,423

293,757

261,188

2009

180,366

286,592

255,964

2008

178,837

290,175

258,575

2007

177,310

294,473

263,780

Объем реализации продукции на рынке самого сильного предприятия-конкурента, тыс.грн.

2010

110053,8

120440,37

130594,0

2009

108219,57

117502,8

127082,12

2008

107302,42

118971,58

1292288,06

2007

106385,34

120734,12

131899,94

Цена ед. продукции конкурента, грн.

600,0

410,0

500,0

Тип продукции (массовая, серийная, единичная)

мас.

мас.

мас.

Использование производственных мощностей, %

80

75

80

Особые характеристики товара (типовой, слабо дифференцированный, уникальный)

типовой

типовой

типовой

Себестоимость ед. продукции конкурента, грн.

400,0

300,0

350,0

Рентабельность продаж

33,3

26,83

30,0

Количество уровней каналов распределения

1

1

1

 

 

 

 

3. «Методы портфельного анализа предприятия»

3. 1.      Построение адаптированной матрицы Boston Consulting Group (BCG) и ее анализ.

              Каждый продукт (СХЗ) на адаптированной матрице Boston Consulting Group изображается в соответствующих координатах в виде круга, размер которого равен доли прибыли данного продукта в общей прибыли предприятия от всех видов деятельности.

              Горизонтальная ось разделена на квадраты: ОДР=0,5; ОДР=1,5; вертикальная ось на квадраты: ТРР=1,1.

              В соответствии с положением в соответствующих квадратах адаптированной матрицы Boston Consulting Group выделяют шесть видов стратегических хозяйственных подразделений предприятия:

- «тигры» (звезды);

- «рыси»;

- «дикие кошки» («трудные дети», «знак вопроса», «темные лошадки»);

- «дойные коровы»;

- «хитрые лисы»;

- «собаки» («хромые утки», «неудачники»).

1.      Определяем темпы роста рынка.

Год

Крупнокусковой уголь:

Мелкокусковой уголь:

Среднекусковой уголь:

 

2010

10440,6/8000 = 1,31

11425,4/6500,3 = 1,76

12180/9562,7 = 1,27

2009

8000/7994= 1,01

6500,3/6781,8 = 0,96

9562,7/9684,2 = 0,99

2008

7994/7732,1 = 1,04

6781,8/6200,8 = 1,09

9684,2/6377,1 = 1,52

 

2.      Определяем относительную долю рынка:

Год

Крупнокусковой уголь:

Мелкокусковой уголь:

Среднекусковой уголь:

 

2010

10440,6/110053,8= 0,09

11425,4/296345,84= 0,04

12180/130594 = 0,09

2009

8000/108219,57= 0,07

6500,3/117502,8= 0,06

9562,7/127982,2 = 0,07

2008

7994/130594,0= 0,06

6781,8/127982,2= 0,05 

9684,2/129288,06= 0,07

 

 

Рис. 3.1 - Адаптированнаяматрица Boston Consulting Group (BCG)

 

Характеристики стратегического положения СЗХ и их возможных стратегических альтернатив приведены в таблице 3.1.

 

%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.1 – Стратегические положения и стратегические альтернативы продуктов фирмы в соответствии с матрицей БКГ

 

Относительная доля риска

Низкая

 

Высокая

Темпы роста рынков сбыта

Высокая

«Дикие кошки»

Перспективный рынок сбыта, небольшие прибыли, незначительная рыночная доля, требуют очень значительных инвестиций.

Стратегические альтернативы: стратегия развития, интенсификация усилий, стратегия сбора урожая, стратегия элиминации

«Рыси»

Перспективный рынок сбыта, последователь лидера рынка, средние прибыли, средняя рыночная доля, требуют крупных инвестиций.

Стратегические альтернативы:

Стратегия развития продукта или рынка

«Тигры» (Звёзды)

Рыночные лидеры, перспективный рынок сбыта, приносят большую прибыль, требуют больших инвестиций.

Стратегические альтернативы:

Удержание достигнутых позиций

Низкие

«Собаки»

Неперспективный рынок сбыта, низкие прибыли, низкая конкурентоспособность, слабые рыночные позиции.

Стратегические альтернативы:

Элиминация, стратегия развития

«Хитрые лисы»

Малоперспективный рынок сбыта, устойчивые средние прибыли, средняя конкурентоспособность, слабые рыночные позиции.

Стратегические альтернативы:

Стратегии концентрированного роста

«Дойные коровы»

Среднеперспек-тивный рынок сбыта, высокие прибыли, небольшие потребности в инвестировании, рынок сбыта уменьшается

Стратегические альтернативы:

Поддержание конкурентных преимуществ

 

На основании матрицы БКГ можно сделать вывод : крупнокусковой, мелкокусковой, среднекусковой попал в зоны «Дикие кошки»:

Перспективный рынок сбыта, небольшие прибыли, незначительная рыночная доля, требуют очень значительных инвестиций и «Собаки»:

неперспективный рынок сбыта, низкие прибыли, низкая конкурентоспособность, слабые рыночные позиции.Стратегические альтернативы: элиминация, стратегия развития. Стратегические альтернативы: стратегия развития, интенсификация усилий, стратегия сбора урожая, стратегия элиминации.

Общие рекомендации для анализа адаптированной матрицы БКГ и выбора стратегий можно представить в таблице 3.2.

Таблица 3.2 - Рекомендуемые стратегии при анализе матрицей БКГ

Стратегия

Объем необ­ходимых инвестиций

Сущность

Применяется для

следующих СЗХ

Интенсифи­кация усилий

Наибольший

Вложение средств в маркетинговую деятельность с целью повышения рыночной доли стратегического хозяйственного подразделения

«Тигры», перспективные «Рыси», иногда перспективные «Хитрые лися», перспективные «Дикие кошки».

Поддержание конкурентных преимуществ

Большой

Вложение средств в маркетинговую деятельность с целью сохранения рыночной доли стратегического хозяйственного подразделения

«Тигры», сильные «Рыси», сильные «Хитрые лисы», «Дойные коровы»

Сбор урожая

Незначи­тельный

Уменьшение маркетинговых усилий

Малоперспективные «Дикие кошки», малоперспективные «Хитрые лися», «Собаки»

Элиминация

Нулевой

Исключение стратегического хозяйственного подразделения из состава портфеля бизнеса фирмы

Неперспективные «Дикие кошки», неперспективные «Хитрые лисы», «Собаки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. 2.   Построение матрицы General Electric/McKinsey и ее анализ

              Построение многокритериальной девятиклеточной матрицы General Electric/McKinsey в осях привлекательность рынка/конкурентноспособность стратегического хозяйственного подразделения. Положение каждого стратегического хозяйственного подразделения на матрице изображается в виде круга, диаметр которого соответствует размеру рынка, а заштрихованным сегментом изображается рыночная доля анализируемого предприятия.                                                                                                                                             Показатели, которые отображают сущность привлекательности рынка и конкурентноспособность СЗХ, отражены в табл.3.4, а  в таблице 3.5 и 3.6 приведены факторы, составляющие эти критерии и коеффициенты их значимости.                                                                                                                                            Таблица 3.4- Факторы привлекательности рынка и конкурентноспособности СЗХ.

Показатели привлекательности рынка

Показатели конкурентноспособности рынка

1.      Масштаб рынка

1.Качество товара

2.      Темпы роста рынка

2.Абсолютная рыночная доля

3.      Потенциал валовой прибыли

3.Относительная рыночная доля

4.      Уровень конкуренции

4.Привлекательность ассортимента

5.      Возможность неценовой конкуренции

5.Уровень освоения технологии

6.      Уровень инфляции

6.Особенные характеристики

7.      Наличие и доступность материально-технических ресурсов

7.Конкурентноспособность цены

8.      Государственное регулирование рынка

8.Себестоимость продукции

9.      Сальдо экспорта-импорта

9.Эффективность каналов сбыта

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.4 – Индикаторы привлекательности рынка, значимость критериев

Критерии привлекательности

Значимость

Диапазон оценок

Низкая

0                25

Средняя

26                50

Высокая

51                     75

Масштаб рынка

(границы устанавливаются самостоятельно)

0,21

менее 3000

потребителей

от 3000 до 6000 потребителей

более 6000 потребителей

Темпы роста рынка

0,2

5 %

от 5 до 10 %

10 %

Уровень относительной концентрации конкуренции

0,22

До 3 конкурентов

3-10

Более 10 конкурентов

Возможность неценовой конкуренции

0,2

массовая

продукция

серийная продукция

единичная продукция

Наличие и доступность  материально-технических ресурсов

0,17

хуже, чем у

прямого конкурента

одинаково с прямым конкурентом

лучше, чем у прямого конкурента


Таблица 3.5 – Индикаторы привлекательности рынка, значимость критериев.

Критерии привлекательности

Значимость

 

Крупнокусковой уголь

 

Мелкокусковой уголь

 

Среднекусковой уголь:

 

факт

балы

взвешенная оценка

факт

балы

взвешенная оценка

факт

балы

взвешенная оценка

Масштаб рынка

0,21

4

13

2,73

3

8

1,68

4

13

2,73

Темпы роста рынка

0,2

1,31

70

14

1,76

75

15

1,27

65

13

Уровень относительной концентрации конкуренции

0,22

3

26

5,72

3

26

5,72

3

26

5,72

Возможность неценовой конкуренции

0,2

мас.

14

2,8

мас.

12

2,4

мас.

14

2,8

Наличие и доступность материально-технических ресурсов

0,17

хуже

12

2,04

хуже

12

2,04

хуже

12

2,04

Всего

 

 

 

27,29

 

 

26,82

 

 

26,29

 

Таблица 3.6 – Индикаторы конкурентноспособности СЗХ и значимость критериев.

Критерии конкурентноспособности

Значимость

 

Крупнокусковой уголь

 

Мелкокусковой уголь

 

Среднекусковой уголь

 

факт

балы

взвешенная оценка

факт

балы

взвешенная оценка

факт

балы

взвешенная оценка

Абсолютная рыночная доля

0,25

5,6

1

0,25

5,6

1

0,25

5,6

1

0,25

Относительная рыночная доля

0,15

0,09

20

3,0

0,04

5

0,75

0,09

20

3,0

Особые характеристики

0,22

тип.

15

3,3

тип.

15

3,3

тип.

15

3,3

Конкурентноспособность цены

0,12

больше

20

2,4

меньше

65

7,8

больше

20

2,4

Себестоимость продукции

0,15

больше

25

3,75

больше

25

3,75

больше

25

3,75

Всего

 

 

 

12,70

 

 

15,85

 

 

12,70

 

Каждая СЗХ вписывается в клетку, обозначающую соответственно фазу ее жизненного цикла и ожидаемый конкурентный статус фирмы. Причем матрица может строиться как для краткосрочной перспективы, так и долгосрочной. На матрице каждая СЗХ обозначается кружком, диаметр которого соответствует размерам рынка, а заштрихованная часть показывает долю фирмы на рынке.

 

Таблица3.7 - Стратегические альтернативы СЗХ

Зона
Характеристика зоны

Стратегическая альтернатива

Зона роста

Перспективный рынок сбыта

Сильные  конкурентные позиции стратегических хозяйственных подразделений

Стратегия развития

Стратегия поддержания конкурентных позиций

Зона выборочного развития

Средние или диаметрально противоположные показатели привлекательности рынка и конкурентоспособности стратегических хозяйственных подразделений

Специализация на перспективных сегментах

Специализация на сильных сторонах фирмы и их развитие

Выборочное вложение инвестиций (с учетом рентабельности  и риска)

Элиминация

Зона «сбора урожая»

Неперспективные рынки сбыта

Слабые конкурентные позиции стратегических хозяйственных подразделений

Поиск ниши

Минимальные инвестиции

Элиминация

 

 

 

 

Таблица 3.8- Рекомендации по выбору стратегий  предприятия с помощью матрицы GeneralElectric / Mc/Kinsey

 

Привлекательность рынка

Низкая

Средняя

Высокая

Конкурентоспособность СЗХ

Высокая

Стратегия выборочного развития: специализация на ограниченных преимуществах, поиск способов преодоления слабых позиций, элиминация

Стратегия развития: усиление слабых позиций, поиск сфер, где возможно найти лидирующие позиции, определение конкурентных преимуществ

Стратегия защиты позиций: концентрация внимания на поддержании конкурентных преимуществ, большие инвестиции, расширение производства

Средняя

Стратегия сбора урожая: поиск возможностей увеличения рыночной доли без большого риска, уменьшение инвестирования

Стратегия выборочного развития: поиск путей получения конкурентных преимуществ, инвестирование в те сегменты, где прибыльность высокая, а риск маленький

Стратегия развития: инвестирование наиболее прибыльных сегментов, повышение прибыли путем элиминации на масштабах производства

Низкая

Стратегия элиминации: прекращение инвестирования, исключение из производства в случае попадания в зону убытков

Стратегия сбора урожая: краткосрочные перспективы, минимальные вложения

Стратегия развития: защита рыночной доли, концентрация на привлекательных сегментах, краткосрочные перспективы

 

 

 

 

Построение матрицы Shell/DPM и ее анализ

Как и все прочие классические модели стратегического планирования, модель DPM представляет двумерную таблицу, где оси Х и Y отражают соответственно сильные стороны организации (конкурентная позиция) и отраслевую (продукт-рынок) привлекательность (рис. 3.3). Точнее, ось Х отражает конкурентоспособность бизнес - сектора организации (или его способность извлекать преимущества из тех возможностей, которые имеются в соответствующей бизнес - области). Ось Y таким образом является общим измерением состояния и перспектив отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3.3-. Представление модели Shell/DPM

Точки  попали в 8 квадрат – зона сбора урожая

 

Разбивка модели Shell/DPM на 9 клеток (в виде матрицы 3х3) сделана не случайно. Каждая из 9 клеток соответствует специфической стратегии.

Позиция «Лидер бизнеса».Отрасль привлекательна и предприятие имеет в ней сильные позиции, являясь лидером; потенциальный рынок велик, темпы роста рынка высокие; слабых сторон организации, а также явных угроз со стороны конкурентов не отмечается.

Возможные стратегии: продолжать инвестирование в бизнес, пока отрасль продолжает расти, для того, чтобы защитить свои ведущие позиции; потребуются большие капиталовложения (больше, чем может быть обеспечено за счет собственных активов); продолжать инвестировать, поступаясь сиюминутной выгодой во имя будущих прибылей.

Позиция «Стратегия роста». Отрасль умеренно привлекательна, но предприятие занимает в ней сильные позиции. Такое предприятие является одним из лидеров, находящимся в зрелом возрасте жизненного цикла данного бизнеса. Рынок является умеренно растущим или стабильным, с хорошей нормой прибыли и без присутствия на нем какого-либо другого сильного конкурента.

Возможные стратегии: стараться сохранить занимаемые позиции; позиция может обеспечивать необходимые финансовые средства для самофинансирования и давать также дополнительные деньги, которые можно инвестировать в другие перспективные области бизнеса.

Позиция «Стратегия генератора денежной наличности». Предприятие занимает достаточно сильные позиции в непривлекательной отрасли. Оно, если не лидер, то один из лидеров здесь. Рынок является стабильным, но сокращающимся, а норма прибыли в отрасли - снижающейся. Существует определенная угроза и со стороны конкурентов, хотя продуктивность организации высока, а издержки низки.

Возможные стратегии: Бизнес, попадающий в эту клетку, является основным источником дохода организации. Поскольку никакого развития данного бизнеса в будущем не потребуется, то стратегия состоит в том, чтобы делать незначительные инвестиции, извлекая максимальный доход.

Позиция «Стратегия усиления конкурентных преимуществ». Предприятие занимает среднее положение в привлекательной отрасли. Поскольку доля рынка, качество продукции, а также репутация организации достаточно высоки (почти такие же, как и у отраслевого лидера), то предприятие может превратиться в лидера, если разместит свои ресурсы надлежащим образом. Перед тем, как нести какие-либо издержки в данном случае необходимо тщательно проанализировать зависимость экономического эффекта от капиталовложений в данной отрасли.

Возможные стратегии: инвестировать, если бизнес-область стоит того, делая при этом необходимый детальный анализ инвестиций; чтобы переместиться в позицию лидера, потребуются большие инвестиции; бизнес-область рассматривается как весьма подходящая для инвестирования, если она может обеспечить усиление конкурентных преимуществ. Необходимые инвестиции будут больше, чем ожидаемый доход, и поэтому могут потребоваться дополнительные капиталовложения для дальнейшей борьбы за свою долю рынка.

Позиция «Продолжать бизнес с осторожностью».Предприятие занимает средние позиции в отрасли со средней привлекательностью. Никаких особых сильных сторон или возможностей дополнительного развития у организации не существует; рынок растет медленно; медленно снижается среднеотраслевая норма прибыли.

Возможные стратегии: инвестируйте осторожно и небольшими порциями, будучи уверенным, что отдача будет скорой, и постоянно проводите тщательный анализ своего экономического положения.

Позиция «Стратегии частичного свертывания». Предприятие занимает средние позиции в непривлекательной отрасли. Никаких особо сильных сторон и фактически никаких возможностей к развитию у предприятия нет; рынок непривлекателен (низкая норма прибыли, потенциальные излишки производственных мощностей, высокая плотность капитала в отрасли).

Возможные стратегии: поскольку маловероятно, что, попадая в эту позицию, предприятие будет продолжать зарабатывать существенный доход, постольку предлагаемой стратегией будет не развивать данный вид бизнеса, а постараться превратить физические активы и положение на рынке в денежную массу, а затем использовать собственные ресурсы для освоения более перспективного бизнеса.

Позиция «Удвоить объем производства или свернуть бизнес».

Предприятие занимает слабые позиции в привлекательной отрасли.

Возможные стратегии: инвестировать или покинуть данный бизнес. Поскольку попытка улучшить конкурентные позиции такого организации посредством атаки по широкому фронту потребовала бы очень больших и рискованных инвестиций, постольку она может быть предпринята только после детального анализа. Если устанавливается, что предприятие способно бороться за лидирующие позиции в отрасли, тогда стратегическая линия - "удвоение". В противном случае, стратегическим решением должно быть решение оставить данный бизнес.

Позиция «Продолжать бизнес с осторожностью или частично свертывать производство». Предприятие занимает слабые позиции в умеренно привлекательной отрасли.

Возможные стратегии: никаких инвестиций; все управление должно быть сориентировано на баланс потока денежной наличности; стараться удерживаться в данной позиции до тех пор, пока она приносит прибыль; постепенно сворачивать бизнес.

Позиция «Стратегия свертывания бизнеса». Предприятие занимает слабые позиции в непривлекательной отрасли.

Возможные стратегии: поскольку предприятие, попадающее в эту клетку, в целом теряет деньги, необходимо сделать все усилия, чтобы избавиться от такого бизнеса, и чем скорее, тем лучше.

В модели Shell/DPM могут быть использованы следующие переменные для характеристики конкурентоспособности организации и привлекательности отрасли (табл. 3.8).

 

 

 

Таблица 3.8 -. Переменные конкурентоспособности организации и привлекательности отрасли, используемые в модели Shell/DPM

Переменные, характеризующие конкурентоспособность организации(ось X)

Переменные, характеризующие привлекательность отрасли(ось У)

?  Относительная доля рынка

?  Охват дистрибьюторской сети

?  Эффективность дистрибьюторской сети

?  Технологические навыки

?  Ширина и глубина товарной линии

?  Оборудование и месторасположение

?  Эффективность производства

?  Кривая опыта

?  Производственные запасы

?  Качество продукции

?  Научно-исследовательский потенциал

?  Экономия масштаба производства

?  Послепродажное обслуживание

?  Темпы роста отрасли

?  Относительная отраслевая норма прибыли

?  Цена покупателя

?  Приверженность покупателя торговой марке

?  Значимость конкурентного упреждения

?  Относительная стабильность отраслевой нормы прибыли

?  Технологические барьеры для входа в отрасль

?  Значение договорной дисциплины в отрасли

?  Влияние поставщиков в отрасли

?  Влияние государства в отрасли

?  Уровень использования отраслевых мощностей

?Заменяемость продукта

?  Имидж отрасли в обществе

 

 

 

 

 

3. 3.   Построение матрицы ADL/LC и ее анализ

             Данная матрица ADL/LC – это многофакторная модель для стратегического анализа диверсифицированных компаний, а также инструмент стратегического управления, который обосновывает принятие решений по стратегиям отдельных бизнесов организаций.

            Матрица модели  ADL/LC – это матрица 4×5, в которой все отдельные бизнесы компании расположены в одной из 20 клеток – согласно пяти значениям конкурентной позиции и четырем стадиям жизненного цикла. По оси Y – в модели ADL откладывается стадия жизненного цикла бизнеса, а по оси X конкурентная позиция бизнеса.

             Для каждой клетки матрицы характерны свои возможные стратегические маршруты: вывод, доказывать жизнеспособность или развитие выживание, избирательное развитие, а также свой набор так называемых «типовых стратегических уточнений». Для всех ячеек матрицы, которые пересекает та или иная линия развития возможен выбор как минимум из 2 альтернатив будущего стратегического маршрута.

Перечень типовых стратегических уточнений развития представлен в табл. 3.11. А краткие многоаспектные характеристики всех 20 клеток матрицы ADL-LC указаны в табл. 3.12

Таблица 3.11 – Типовые стратегические уточнения по модели ADL-LC

Индекс

Наименование уточнения

Индекс

Наименование уточнения

А

Обратная интеграция

M

Рационализация рынка

B

Развитие бизнеса за рубежом

N

Методы и функции эффективности

C

Развития производственных мощностей за рубежом

O

Новые продукты/новые рынки

D

Рационализация системы сбыта

P

Новые продукты/те же рынки

E

Наращивание производственных мощностей

Q

Рационализация продукта

F

Экспорт той же продукции

R

Рационализация ассортимента продукции

G

Прямая интеграция

S

Чистое выражение

H

Неуверенность, осторожные действия

T

Те же продукты/ новые рынки

I

Начальная стадия развития рынка

U

Те же продукты / те же рынки

J

Лицензирование за рубежом

V

Эффективная технология

K

Полная рационализация

W

Традиционная эффективность снижения стоимости

L

Проникновение на рынок

X

Отказ от производства

 

 

 

 

Слабое

Прочное

Заметное

Сильное

Ведущее

Стадия жизненного цикла  продукта или бизнеса

Рождение

 

 

 

 

 

Развитие

 

 

 

 

 

Зрелость

 

 

 

 

 

 

Старение

Выход

 

 

 

 

 

 

0           15                   30                 45                     60                75

Относительное положение на рынке       

 

Рис.3.4 - Модель ADL-LC

Для крупнокускового и среднекускового угля характерна позиция :Слабое -  развитие.  Неприбыльная позиция. Чистая наличность берется в заем или движение наличности сбалансирован. Доказать жизнеспособность через: сдвиг – (D, L, M, N, Q, R, V, W) или возобновите (D, M, O, P, Q, R, U). Если жизнеспособность доказать нельзя , то выход через: отказ (Х). Инвестируйте избирательно или откажитесь от инвестиций                                                        Для мелкокускового угля характерна позиция:Прочное – развитие. Неприбыльная позиция. Чистая наличность берется в заем или поток наличности сбалансирован. Естественное или выборочное развитие можно осуществить через: выборочный поиск своего положения  - сосредоточение, дифференциация (G, L, T) или доказать жизнеспособность через: стремительный поиск своей доли – успеть (D. E, L, V, P, Q, R). Избирательное инвестирование.

Таблица 3.12  - Характеристика позиций по модели ADL-LC

Положение на рынке

Стадия жизненного цикла продукта или бизнеса

Характеристика стратегии

Ведущее

Рождение

Это вероятно (но не обязательно), прибыльная позиция. Чистая денежная наличность берется в заем. Естественное развитие можно осуществить через стратегию полного сосредоточения на увеличении доли рынка  - Быстрого роста (B, C, E, G, L, N, O, P, T, V) или через стратегию удержания положения – начало нового бизнеса (E, I, L). Темпы инвестирования немного выше темпов роста рынка.

Ведущее

Развитие

Определенно прибыльная позиция. Вероятно, но не обязательно, порождает чистый положительный поток денежной наличности. Естественное развитие позиции можно осуществить через: удержание положения – достижения лидерства в ценообразовании (A, C, N, U, V, W) или удержание доли рынка – защита положения (A, C, N, U, V, W). Следует продолжать инвестиции чтобы поддержать сложившиеся темпы роста (и упредить влияние новых и/или возможных конкурентов).

Ведущее

Зрелость

Определенно прибыльная позиция. Производитель чистой денежной наличности. Естественное развитие можно осуществить через: удержание доли – рост вместе с производством (A, B, C, F, G, J, N, P, T, U) или удержание положения – защита положения (A, C, V, U, V, W). Реинвестировать прибыль можно при необходимости.

Ведущее

Старость

Определенно прибыльная позиция. Производитель чистой денежной наличности. Естественное развитие можно осуществить через: удержание положения – защита положения (A, C, V, U, V, W). Реинвестировать прибыль можно при необходимости.

Сильное

Рождение

Эта позиция может оказаться неприбыльной. Денежная наличность берется в заем. Естественное развитие можно осуществить через: попытку улучшить положение – старт (E, I, L) или полное стремление к получению доли – быстрый рост (B, C, E, G, L, N, O, P, T, V). Инвестируйте быстро, как того требует рынок.

Сильное

Развитие

Это вероятно прибыльная позиция вероятно денежная наличность берется в заем. Естественное развитие можно осуществить через: попытку улучшить положение – достичь лидерства в ценообразовании (A, C, N, U, V, W) или энергичное стремление к получению доли – быстрый рост (B, C, E, G, L, N, O, P, T, V). Инвестиции должны направляться на увеличение темпов роста.

Сильное

Зрелость

Это прибыльная позиция здесь происходит создание денежной наличности. Естественное или выборочное развитие может быть осуществлено через: удержание положения – защита положения (A, C, N, U, V, W) или удержание доли – расти вместе с производством (A, B, C, F, G, J, N, P, T, U). Реинвестирование прибыли должно осуществляться по мере необходимости.

Сильное

Старость

Прибыльная позиция. Производитель денежной наличности. Естественное развитие может быть осуществлено через: удержание положения – защита положения (A, C, N, U, V, W) или собрать - (D, H, K, M, Q, R, V, W). Выборочное развитие может быть осуществлено через: удерживать – держаться за нишу (C, D, N, Q, U). Минимальные реинвестиции прибыли могут осуществляться для поддержания данного положения.

Заметное

Рождение

Это скорее всего неприбыльная позиция. Денежная наличность берется в заем. Естественное развитие можно осуществить через: выборочное приобретение доли – сосредоточение на постепенном приобретении положения или полное стремление к получении доли – быстрый рост (B, C, E, G, L, N, O, P, T, V). Инвестиции следует делать осторожно и очень избирательно.

Заметное

Развитие

Минимально прибыльная позиция. Денежная наличность берется в заем. Естественное развитие можно осуществить через: попытку улучшить положение – лидерство в ценообразовании на наиболее важном рынке (A, C, N, U, V, W). Выборочное развитие можно осуществить через: выборочное стремление к получению доли – постепенная дифференциация, важное значение. Следует придерживаться избирательного инвестирования для улучшения положения.

Заметное

Зрелость

Умеренно прибыльная позиция. Производитель денежной наличности. Естественное развитие. Естественное развитие может быть осуществлено через: надлежащая эксплуатация – расти вместе с производством (A, B, C, F ,G, J, N, P, T, U). Выборочное развитие можно осуществить через: найти свою нишу и защищать ее (A, G, I, M, R, T) или доказать жизнеспособность. Реинвестирование прибыли должно быть минимальным и избирательным.

Заметное

Старость

Умеренно прибыльная. Сбалансированный поток наличности.  Выборочное развитие можно осуществить через: пожинайте плоды – эксплуатация рыночной ниши (B, C, I, L, N, P, U, V) или удерживать – удерживать нишу (C, D, N, Q, U) или поэтапный уход – уход (D, M, Q, R, W). Минимальное инвестирование или даже отказ от инвестирования.

Прочное

Рождение

Неприбыльная позиция. Денежная наличность берется в заем. Естественное или выборочное развитие может быть осуществлено через: выборочный поиск своего положения – сосредоточение (G, L, T) или доказать жизнеспособность. Инвестируйте очень избирательно.

Прочное

Развитие

Неприбыльная позиция. Чистая наличность берется в заем или поток наличности сбалансирован. Естественное или выборочное развитие можно осуществить через: выборочный поиск своего положения  - сосредоточение, дифференциация (G, L, T) или доказать жизнеспособность через: стремительный поиск своей доли – успеть (D. E, L, V, P, Q, R). Избирательное инвестирование.

Прочное

Зрелость

Минимально прибыльная позиция. Поток наличности сбалансирован. Выборочное развитие можно осуществить через: найдите нишу и держитесь в ней – удерживать нишу (C, D, N, Q, U). Если жизнеспособность нельзя доказать, рекомендуется выход через: поэтапный выход – выход (D, M, Q, R, W). Минимальное реинвестирование или вообще отказ от инвестирования.

Прочное

Старость

Минимально прибыльная позиция. Поток наличности сбалансирован. Если жизнеспособность нельзя доказать рекомендуется выход через: поэтапный выход – выход (D, M, Q, R, W) или отказ – отказ (Х). Деинвестирование или отказ от инвестирования.

Слабое

Рождение

Неприбыльная позиция. Чистая наличность берется в заем. Жизнеспособность можно доказать через: догнать – догнать (D, E, L, M, P, Q, R). Если нет, то: выход – выход (D, M, Q, R, W) или выход - отказ от инвестиций (D, R, Q, R, S).

Слабое

Развитие

Неприбыльная позиция. Чистая наличность берется в заем или движение наличности сбалансирован. Доказать жизнеспособность через: сдвиг – (D, L, M, N, Q, R, V, W) или возобновите (D, M, O, P, Q, R, U). Если жизнеспособность доказать нельзя , то выход через: отказ (Х). Инвестируйте избирательно или откажитесь от инвестиций.

Слабое

Зрелость

Неприбыльная позиция. Чистая наличность может браться в заем или может быть производителем чистой наличности. Докажите жизнеспособность: сдвиг (D, L, M, N, Q, R, V, W) или  обновление (D, M, O, P, Q, R, U). Если жизнеспособность нельзя доказать рекомендуется выход через: поэтапный уход – уход (D, M, Q, R, W). Инвестируйте избирательно или откажитесь от инвестиций.

Слабое

Старость

Неприбыльная позиция. Выход – отказ (Х). Отказ от инвестиций.

 

 

Крупнокусковой уголь: развитие

 

Мелкокусковой уголь: развитие

 

Среднекусковой уголь: развитие

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

В результате сегментации рынка, оценки существующей стратегии предприятия, анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия можно сделать следующие выводы:

1.                  Диагностика рынка осуществляется по следующим видам продукции: уголь крупнокусковой, мелкокусковой, среднекусковой.

2.                  Емкость рынка в 2010 г. 1243,545т т, в разрезе по видам угля: крупный – 310,886 мелкий497,418 средний435,241 т.;

3.                  Уровень концентрации рынка – 0,4 – низкий.

4.                  На рынке осуществляют деятельность 3 конкурентов + исследуемое предприятие. – шахта «Краснолучская».

5.                  В настоящее время предприятие стратегическое подразделение.

6.                  Ассортимент выпускаемой продукции: уголь крупнокусковой, мелкокусковой, среднекусковой.

7.                  Организационная структура предприятия смешанная (линейная, функциональная, штабная).

8.                  Структура управления предприятия 3 уровня:

- директор, зам. директора

- начальник участков

- начальник смен

9. Трудовые ресурсы предприятия: рабочие по добыче, ГРОЗ, проходчики.

10. Материальная среда предприятия: надземные и подземные рабочие.

11. Маркетинг предприятия – 1 уровень реализации продукции.

12. Технологический процесс основного производства предприятия – устаревший.

13. Основные конкуренты предприятия:

ш. «Краснокутская» - 738,368 т

ш. «Хркустальская» - 140,336 т

ш. «Известие» - 295,241 т

14. Потребителями продукции предприятия является ТЭС.

15. Показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия – производственная мощность – 75%;75%;70%

16. Показатели финансовой деятельности – низкие.

17. Эффективность функционирования предприятия – низкая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации

 

В основе матрицы БКГ лежит два предположения:

Присутствие на растущем рынке означает повышенную потребность в финансовых средствах для своего развития, т.е обновления и расширения производства. если темп роста рынка невелик, то товар не нуждается в значительном финансировании.

Наше предприятие относится к группе «Дикие кошки» (перспективный рынок сбыта, небольшие прибыли, незначительная рыночная доля, требуют очень значительных инвестиций), «Собаки» еперспективный рынок сбыта, низкие прибыли, низкая конкурентоспособность, слабые рыночные позиции), Стратегические альтернативы: стратегия развития, стратегия сбора урожая.

СогласноматрицеGeneralElectric/Mc/Kinseyкрупнокусковой, мелкокусковой, среднекусковой относятся к зоне сбора урожая

Стратегия сбора урожая: краткосрочные перспективы, минимальные вложения, неперспективные рынки сбыта, слабые конкурентные позиции стратегических хозяйственных подразделений.

Модель ADL-LC предприятия демонстрирует Неприбыльная позиция. Чистая наличность берется в заем или движение наличности сбалансирован. Доказать жизнеспособность через: сдвиг – (D, L, M, N, Q, R, V, W) или возобновите (D, M, O, P, Q, R, U). Если жизнеспособность доказать нельзя , то выход через: отказ (Х). Инвестируйте избирательно или откажитесь от инвестиций. Неприбыльная позиция. Чистая наличность берется в заем или поток наличности сбалансирован. Естественное или выборочное развитие можно осуществить через: выборочный поиск своего положения  - сосредоточение, дифференциация (G, L, T) или доказать жизнеспособность через: стремительный поиск своей доли – успеть (D. E, L, V, P, Q, R). Избирательное инвестирование

Сильный бизнес на отмирающем рынке. Необходимо акцентировать на максимальном повышении текущей доходности этого бизнеса, потому что возможностей роста для этого бизнеса больше нет. Возможно ограниченное инвестирование в поддержании краткосрочной конкурентоспособности бизнеса, но долгосрочное инвестирование нежелательно. Вид бизнеса имеет ряд слабых сторон. Слабость может объяснятся самой спецификой бизнеса (слишком малый его размер или отсутствие важных ресурсов для поддержания) или ошибками, допущенными в прошлом при его развитии. Такой бизнес не может быть выжить самостоятельно в условиях сложившейся в отрасли конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.      Боумэн К. Основы стратегического менеджмента, 1997-175с

2.      ВиханскийО.С. Стратегическое управление: учебник – Гардарики ,2000-296 с.

3.      Герасимчук В.Г. Стратегичне управление предприятием КНЕУ – 2000.-360с.

4.      Забелин П.В. Моисеева Н.К. Основы стратегического управления.-1998-195.с.

5.      Попов С.А.Стратегическое управление 17 – модульная программа для менеджеров 2000-304.с.

6.      Савруков Н.Т.,Егоров Экономическая Стратегия,2000-204.с.

7.      Добренькова Е.В.,Домокуров А.М. стратегическое управление бизнесом, 2001-407 с.

Информация о работе Отчет по практике в «Краснолучская»