Открытый аукцион в электронной форме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:38, лекция

Описание

Открытый аукцион в электронной форме (ОАЭФ) — открытый аукцион, проводимый в электронной форме на сайте (Электронной Торговой Площадке — ЭТП) в сети Интернет в порядке, установленном главой 3.1. Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ [1]. ОАЭФ проводится для нужд государственного заказчика (федеральные, региональные и муниципальные бюджетные организации), на Электронных торговых площадках, аккредитованных Министерством Экономического Развития Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

аукционы.doc

— 57.50 Кб (Скачать документ)

Лекция № 14

Открытый аукцион в электронной  форме

Открытый аукцион в  электронной форме (ОАЭФ) — открытый аукцион, проводимый в электронной форме на сайте (Электронной Торговой Площадке — ЭТП) в сети Интернет в порядке, установленном главой 3.1. Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ [1]. ОАЭФ проводится для нужд государственного заказчика (федеральные, региональные и муниципальные бюджетные организации), на Электронных торговых площадках, аккредитованных Министерством Экономического Развития Российской Федерации.

В целях повышения эффективности  размещения государственного заказа, а также для противодействия  коррупции в сфере государственного финансирования Правительством Российской Федерации был принят ряд федеральных законов. В частности: федеральный закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г.; Постановление Правительства РФ от 17 марта 2008 г. № 179 о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме.

С 1 января 2010 года, размещение заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд для товаров, работ и услуг, указанных в Перечне, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 236-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 25.03.2010 N 427-р), должно производиться путем проведения открытых аукционов в электронной форме.

При проведении открытого аукциона в электронной форме в порядке, установленном главой 3.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ извещение о проведении соответствующего аукциона, а также иная информация о ходе проведения и результатах аукциона размещается непосредственно на электронных площадках.

С 1 июля 2010 года федеральные государственные  заказчики, а с 1 января 2011 года заказчики  субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме. В таких условиях до завершения аукциона не будет известно, кто участвует в торгах, что в значительной степени обеспечивает конкуренцию, уменьшает возможность коррупции.

Аккредитованные Электронные Торговые Площадки для госзаказов

Согласно приказу Минэкономразвития России от 26 октября 2009 г. № 428 «Об утверждении Порядка отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме» и приказа Минэкономразвития России и ФАС России от 14 ноября 2009 г. № 466/763 «О проведении отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме» к 1 января 2010 года был осуществлен отбор пяти электронных торговых площадок.

В перечень отобранных площадок попали: ЗАО «Сбербанк-АСТ»; ОАО «Единая электронная торговая площадка»; ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»; а также площадки ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» и ООО «РТС-тендер».

Преимущества электронных аукционов

Каждый специалист в области государственных закупок знает, какие сложности возникают при проведении конкурсов и аукционов по стандартным схемам — большой расход рабочего времени, средств и многое другое. По сравнению с обычными аукционами и конкурсами электронные имеют ряд преимуществ:

  1. Короткие сроки проведения процедур;
  2. Экономия бюджетных средств на организации и проведении торгов;
  3. Прозрачность и открытость процесса закупок;
  4. Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
  5. Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;
  6. Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса;
  7. Высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи;
  8. Доступность для представителей среднего и малого бизнеса, которые раньше не могли войти в область государственных закупок.

Помимо достижения экономии бюджетных  средств и снижения коррупционной  составляющей, реализация правительственных  мер обеспечивает широкий доступ к государственному заказу для мелких и средних предприятий, тем самым расширяя рынки сбыта для производимых ими товаров и оказываемых услуг. Это особенно важно для преодоления экономикой России последствий экономического кризиса. В качестве примера можно отметить, что только в течение января 2010 года на одной лишь Единой Электронной Торговой Площадке (г. Москва) было зарегистрировано более 550 заказчиков, а объем торгов за январь 2010 г. составил около 1 млрд рублей.

Мнение Евгения Федорова, выступавшего на Международном форуме участников электронной торговли «В2В - задачи, решения, перспективы»:

«Целесообразно и далее развивать  электронные торговые площадки и  полномасштабно использовать их возможности  для размещения государственного и  муниципального заказов. Электронные  торги — это составная и очень важная часть отечественной инновационной инфраструктуры, расширяющей географию участников закупок товаров и услуг. Интернет в нашей стране успешно развивается и это залог успешного развития электронных торгов. Они сокращают время, и самое главное снижают коррупционность процедур и расширяют возможности для малого бизнеса получать государственные заказы.»

Регламент проведения открытых аукционов в электронной форме

  1. Для участия в аукционе, участники должны зарегистрироваться на Электронной Торговой Площадке, подать заявку и в день проведения аукциона зайти на страницу аукциона используя средства идентификации или ЭЦП.
  2. Аукцион проходит на понижение цены.
  3. В момент начала аукциона у участника появляется возможность, сделать ценовое предложение в рамках текущего шага аукциона, не превышающее начальную (максимальную) цену контракта, воспользовавшись специальной формой на сайте.
  4. Участник может неоднократно подавать ценовые предложения
  5. Торги считаются завершенными, если через 10 минут с момента начала торгов или последнего предложения по цене от участника не поступило предложения, предусматривающего более низкую цену.
  6. Победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта.
  7. Выявляется участник сделавший лучшее предложение по цене, следующее за предложением победителя.
  8. Система в течение нескольких минут автоматически формирует протокол с итогами торгов.

Обеспечение

Согласно положениям закона 94-ФЗ, при  проведении открытого аукциона в  электронной форме, во время публикации извещения о проведении торгов, заказчик обязан установить требование о предоставлении размера обеспечения заявки, которое варьируется от 0,5 до 5 % начальной суммы контракта. Участники размещения заказа, желающие принять участие в торгах, обязаны перевести эти средства со своего счета на счет электронной площадки на время проведения процедуры торгов.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных нужд» также предусматривает возможность установления заказчиком требования о предоставлении обеспечения исполнения контракта. Если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, то контракт заключается только после предоставления победителем аукциона (или иным участником аукциона, с которым заключается контракт, в случае уклонения победителя от заключения контракта) такого обеспечения исполнения контракта в том размере, который указан в документации об открытом аукционе в электронной форме. Размер, срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта указывается в документации об открытом аукционе в электронной форме. Часть 19 ст. 41.12 ФЗ № 94 определяет уже известные всем три вида обеспечения исполнения контракта:

- безотзывная банковская гарантия; - залог денежных средств, в  том числе в форме вклада (депозита);

Обучение работе с Электронными Торговыми Площадками

Заказчики и поставщики (участники  размещения заказа) часто пользуются услугами различных учебных центров для обучения персонала работе в сфере электронных торгов, особенно это актуально, если компания до этого не работала на торговых площадках или в законодательстве Российской Федерации произошли важные изменения в области регулирования регламента проведения открытых аукционов в электронной форме. Не редки случаи, когда сотрудники одной компании приходят на семинары несколько раз, так как законодательство постоянно развивается и дополняется, а также сами торговые площадки не стоят на месте — постоянно улучшают свою функциональность, разрабатывают новые системы защиты интересов клиентов, добавляют различные сервисы и услуги.

Механизм обжалования заявки в ФАС

 

 Участники государственного заказа регулярно сталкиваются с неправомерными действиями госзаказчиков, их комиссий, операторов электронных площадок. Наиболее частыми причинами обращения в ФАС России, органа, уполномолченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов, являются следующие обстоятельства:

• несоответствие документации действующему законодательству;

• отказ участнику  размещения заказа в участии в  торгах;

• сбой на сайте оператора  электронной площадки;

• отказ в подписании контракта с победителем.

Госзаказ – единственная сфера, где предприниматель может защитить свои права всего за пять рабочих дней посредством обжалования действий (бездействий) в контролирующий орган.

 Правила обжалования, сроки и последовательность действий ФАС России и ее территориальных органов, порядок взаимодействия между ними при осуществлении

полномочий по рассмотрению жалоб закреплены в соответствующем  административном регламенте.

1 Утв. 

Предварительное рассмотрение жалобы

Новый регламент уточнил язык и  форму подачи жалобы в ФАС России и ее территориальные органы. Жалобу, написанную на русском языке, можно направить в письменной форме или посредством факсимильной связи, а также в форме электронного документа в соответствии с ч. 5.1 ст. 57 Закона № 94-ФЗ.

Регламент закрепил позицию  центрального аппарата ФАС России, содержащуюся в письме территориальным органам ФАС России от 21 ноября 2011 года № АЦ/43044, в котором указано, что участник размещения заказа вправе направить жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии посредством факсимильной связи. Возврат жалобы участнику размещения заказа, поданной таким способом, недопустим.

Законом № 79-ФЗ2, внесшим изменения в Закон № 94-ФЗ, в порядок обжалования введены нормы о том, что обжаловать действия заказчиков в части документации может любое лицо вне зависимости от того, подало оно заявку на участие в торгах или нет. И теперь предпринимателям не надо заранее готовить и подавать заявку, чтобы иметь возможность обжаловать положения документации.

Ранее существовала разная судебная практика, и необходимо было в данный вопрос внести ясность. В  связи с этим, в новом регламенте под заявителем понимается любое лицо вне зависимости от того, подало оно заявку на участие в торгах или нет.

Вторая важная новелла, привнесенная Законом № 79-ФЗ и отраженная в новом регламенте ФАС России - обжалование документации возможно только до момента окончания подачи заявок, чтобы не возникало таких ситуаций, когда проигравшая компания заявляет, что «документация по торгам была плохая, необходимо из-за нее отменить результаты тендера».

Смысл норм закона и регламента заключается  в том, что жаловаться может любое  лицо, но делать это необходимо вовремя. Новым регламентом закреплено такое  основание для возврата жалобы, как нарушение срока обжалования документации о торгах или извещения о проведении запроса котировок.

Актуальным и важным является вопрос подтверждения правоспособности заявителя при подписании жалобы. По этому вопросу существовали разные подходы в территориальных органах ФАС России. Новым регламентом установлено, что жалоба подается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, а также к жалобе, поданной юридическим лицом и подписанной руководителем юридического лица, приложения документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего жалобу, не требуется. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ. Теперь все необходимые документы прямо прописаны в регламенте, что в более значительно степени защищает права предпринимателей.

При поступлении жалобы контролирующий орган проверяет  ее на соответствие требованиям, установленным Законом № 94-ФЗ, а также положениям регламента.


Информация о работе Открытый аукцион в электронной форме