Отраслевая структура национальной экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание

Актуальность темы заключается в том, что отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, так как именно в отраслевом «разрезе» осуществляется планирование и прогнозирование, учитываются результаты функционирования национальной экономики Республики Беларусь. Следует отметить, что национальные экономики разных стран имеют различную структуру. Эти различия обусловлены сложившимися подходами к формированию экономик, традициями в производстве и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3

Понятие отраслевой структуры национальной экономики и хозяйственного комплекса Республики Беларусь………………..5
Характеристика отраслевой структуры национальной экономики Республики Беларусь………………………………………………10
Мероприятия по совершенствованию отраслевой структуры
Республики Беларусь………………………………………………20

Заключение…………………………………………………………32

Список использованных источников……………………………..34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-2.docx

— 224.99 Кб (Скачать документ)

Развитие  агропромышленного комплекса в  предстоящем пятилетии будет  осуществляться в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005 -2010 годы.

    Основной  задачей развития сферы услуг  на предстоящее пятилетие является удовлетворение потребностей национальной экономики и населения в широком спектре высококачественных услуг по доступным ценам.

    Предстоит обеспечить опережающие темпы развития данного сектора экономики, значительно  повысить уровень конкурентоспособности  услуг, выполняемых отечественными организациями, на внутреннем и внешних рынках. Для этого предусматриваются дальнейшее совершенствование соответствующей инфраструктуры, стимулирование притока инвестиций в эту сферу, создание дополнительных рабочих мест, расширение перспективных для страны внешних рынков услуг и увеличение объемов экспорта, внедрение систем управления качеством, соответствующих международным стандартам.

     Предусматривается осуществить структурные сдвиги в сфере услуг за счет опережающего развития новых видов - услуги Интернет, мобильной связи, дополнительные виды почтовых услуг, а также услуги, образующие инфраструктуру рыночного хозяйства, - банковские, страховые, информационные, правовые и другие.

    Большое внимание по-прежнему будет уделяться  развитию услуг транспорта и связи. Наиболее быстрыми темпами намечается увеличить перевозки автомобильным и воздушным транспортом.

    Основным  направлением станет административная и экономическая поддержка бытового обслуживания в сельской местности, совершенствование сельской службы быта. Для улучшения бытового обслуживания сельских жителей предполагается продолжить восстановление, модернизацию и открытие новых сельских комплексных приемных пунктов, а также расширить выездное обслуживание и освоение работниками отрасли смежных профессий.

    В связи с переходом к постиндустриальному  информационному обществу предусматривается существенно увеличить объемы реализации информационных услуг (информатики, телекоммуникаций, электронной связи), что позволит сформировать такие важнейшие составляющие экономического роста, как научные знания, нематериальные формы накопления, информационные технологии.

    Особого внимания требуют услуги, способствующие активизации человеческого фактора  в экономике и определяющие качество жизни населения, - развитие эффективной  системы науки, образования, здравоохранения, а также услуги, связанные с  подготовкой и переподготовкой  кадров, рационализацией быта, организацией досуга.

     Предстоит повысить значимость услуг, связанных с кредитованием организаций, фермерских хозяйств, индивидуального предпринимательства и получения образования. Дальнейшее развитие будут иметь риэлтерские услуги и услуги в области охраны окружающей среды, оказываемые государственными организациями. Предусматривается принять меры по расширению спектра предоставляемых услуг в области управления предприятиями и инновациями в научно-технической сфере, созданию благоприятных условий для расширения спроса на них.

Объем реализации всех видов услуг в 2010 году увеличится по сравнению с 2005 годом в 1,5-1,6 раза, а их доля в ВВП возрастёт до 48 %. 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 5 – Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы (в сопоставимых ценах, в процентах  к предыдущему году) 

Показатели Годы 2010 год  в процентах к 2005 году
 
2006
2010
 
Валовой внутренний продукт
107- 108,5 108,5 - 110 146-155
Продукция промышленности 106,5-108 108- 109,5 143-151
Продукция сельского хозяйства 106-108 106.5-108 134-145
Инвестиции  в основной капитал 113-114 111-112 165-175
Производство  потребительских товаров 108-109 109-110 150-157
В том числе:      
Продовольственных 108,5 - 109,5 109- 110 151 - 158
Непродовольственных 107,5 - 108,5 109-110 150-157
Объем внешней торговли товарами и услугами - всего 108,3 - 109,3 109,8-110,8 153-160
В том числе:      
Экспорта 108,5 - 109,5 110-111 155-162
Импорта 108-109 109,5-110,5 151 - 158
Реальные  денежные доходы населения 107- 108,5 109,5-110,5 149-156
Реальная  заработная плата 108-109 109,5 - 110 152-158
Розничный товарооборот 109- 110,5 110-111 157-165
Платные услуги населению 108-109 110-111 154-161
Снижение  энергоемкости валового внутреннего продукта (-6)- -(-7) (-5,5)-(-7) (-26)-(-30,4)
Ввод  в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв. метров 3,7-4,2 4,5-5 118-132
Дефицит республиканского бюджета, процентов к ВВП -1,5 -1,5  
 

      
 
 
 
 
 
 
 

              Заключение 
               

    Структурная перестройка производства, в конечном итоге, призвана обеспечить надлежащее согласование структуры производства с внутренним и внешним спросом. Для этого необходимо с помощью рыночных пен и селективной кредитной политики освободиться от неэффективных предприятий и производств и обеспечить ускоренное развитие тех из них, которые в наибольшей мере отвечают национальным интересам Республики Беларусь.

     При выборе приоритетов в структурной  перестройке производства следует  решительно отказаться от прежней практики решения данной проблемы, согласно которой в качестве приоритетов объявлялись огромные секторы народного хозяйства, такие как, например, машиностроение, сельское хозяйство, энергетика, наукоемкое производство. При нынешних крайне сократившихся ресурсах такой подход становиться не только бессмысленным, но и вредным, поскольку он, по сути дела, не дает возможности проводить структурную политику. В качестве приоритетных должны выделяться достаточно узкие звенья хозяйствования, концентрация ресурсов на которых позволит вначале в возможно более короткие сроки добиться их ускоренного развития на пути научно-технического и социально-экономического развития, а затем на этой основе приступить к последовательному решению всех остальных проблем повышения эффективности, как отдельных секторов народного хозяйства, так и экономики в целом.

    Структурную перестройку производства целесообразно  вести на основе многокритериального подхода. При этом следует иметь ввиду, что достижение высоких экономических показателей по приоритетным направлениям не должно сопровождаться разрушением производственного, трудового и интеллектуального потенциала республики в целом.

     Главными  экономическими критериями, которые должны быть положены в основу нынешней стратегии структурной перестройки народного хозяйства Беларуси, могут выступать:

  • Сохранение и последующее наращивание научного и интеллектуального потенциала республики с целью быстрейшего достижения более высокой технико-технологической стадии развития, расширение «ниш» белорусских предприятий на мировом рынке новых высоких наукоемких технологий;
  • Максимальное использование возможностей быстрого наращивания экспорта, исходя из специфики национальной экономики, а также реальных перспектив повышения на внешнем рынке (включая рынок СНГ и Прибалтики) конкурентоспособности продукции, выпускаемой белорусскими предприятиями;
  • Создание эффективных импортозамещающих производств, позволяющих освободиться от неоправданной в ряде случаев, кабальной зависимости республиканской экономики от импорта той или иной продукции;
  • Снижение ресурсоемкое промышленного производства (внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий);
  • Развитие производства предметов потребления;
  • Минимизация дефицита в торговом балансе республики, в том числе со странами СНГ и прежде всего с Россией.

     Проводимая  в рамках структурной перестройки  производства конверсия предприятий оборонной промышленности республики должна быть направлена на создание наукоемких технологий, а также в разработку, освоение и производство новых товаров для народа. При этом важно не допускать разрушения созданного в этой сфере экономики, научно-производственного потенциала, обеспечить его эффективное использование в целях создания конкурентоспособных технологий и повышения занятости населения.

    Промышленный  рост происходит за счет разных отраслей. Но обществу не безразлично, за счет каких именно, так как отрасли не одинаковые по своей антропогенной нагрузке на природную среду и самого человека, интенсивности потребления ресурсов, загрязнению выбросами окружающей среды, характеру труда, в том числе по его монотонности, тяжести, вредности для здоровья. Поэтому структура промышленного производства оказывает долговременное воздействие на среду обитания людей.

    Развиваться должны все отрасли, но разными темпами. Экологические предпочтения общества станут оказывать все большее  влияние на формирование отраслевой структуры, тем более, что роль регионов в решении вопросов резко возросла. Рассмотрим возможные вараны и типы развития отраслей, а также его  последствия для страны.

    Опережающий рост добывающей промышленности означает «проедание» природных богатств, особенно невосполнимых топливно-энергетических и рудных ресурсов. Такой итог особенно неблагоприятен, если учесть, что за последние 30 лет природные богатства сократились более чем в 2 раза. Невосполнимое расходование природных богатств в долгосрочной перспективе - нарушение неписаного общественного договора между поколениями, согласно которому новые живущие люди должны оставить детям и внукам необходимые им средства жизни, не истребляя их в надежде, что технический прогресс в будущем позволит обойтись без нефти, гага, угля, руды. Значит, опережающий рост ТЭКа может быть только временным, иначе он приведет к глубоким антисоциальным последствиям.

    Опережающее развитие обрабатывающей промышленности позволяет углубить переработку сырья. Оно благоприятно влияет на сохранение запасов природных ресурсов, особенно невосполнимых полезных ископаемых. Но обрабатывающая промышленность загрязняет окружающую среду.

    В работах ряда экономистов обосновываются предпочтения в совершенствовании  структуры промышленности. Обобщая их, можно определить некоторую идеальную траекторию её развития, в которой высокие темпы роста. 
 
 
 
 

          Список  использованных источников 
           

    
  1. Региональная  экономика: Учеб. пособие для вузов  / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  2. Мировая экономика / Под ред. В.К.Ломакина. - М.: Издательский центр "Анкил",1995.
  3. Базылев Н. И. Экономическая теория: Учебник / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева. - Мн. : Книжный Дом, 2004. - 608с.
  4. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекций / Е.Ф. Борисов - М., 1996.
  5. Бурда, М. Макроэкономика. Европейский текст / М. Бурда. Ч. Виплош. - 2-е изд. – СПб.: Судостроение, 1998.
  6. Вечканов Г. С. Макроэкономика / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. - 7-е изд. - СПб. : Питер, 2006. - 256с.
  7. Долан, Э.Дж. Макроэкономика / Э.Дж. Долан - СПб., 1994.
  8. Ивашковский С.Н. Макроэкономика : Учебник / С. Н. Ивашковский. - 3-е изд., испр. - М. : Дело, 2004. - 472с.
  9. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. A. - 5-е изд., перераб. и доп. - Киров : АСА. 2004. - 832с.

    10 Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие / Под ред. А.B. Сидоровича. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2001.

  1. Лемешевский И. М. Макроэкономика. Экономическая теория: Учеб. пособие. Ч. 3 / И. М. Лемешевский. - Мн. : ФУАинформ. 2004. - 576с.
  2. Макконнелл К. Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / К. Р. Маккон-нелл, С. Л. Брю ; Пер. с англ. - 14-е изд. - М. : ИНФРА-М. 2004. - 972с.
  3. Макроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. Плотницкого М. И. - 2-е изд., стереотип. - М.: Новое знание, 2004. - 462с.
  4. Макроэкономика: Учебное пособие / А. В. Бондарь, В. А. Воробьев, Л. Н. Новикова. - Мн.: БГЭУ, 2007. - 415с.
  5. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А. Г. Грязновой, П. Н. Думной - М.: КНОРУС, 2005.
  6. Макроэкономика: социально ориентированный подход: Учебник / Под ред. Лутохиной Э.А. - Мн. : УП «ИВЦ Минфина», 2005. - 400с.
  7. Матвеева Т. Ю. Основы экономической теории: Учеб. пособие / Т. Ю. Матвеева, И. Н. Никулина. - 2-е изд., испр. - М. : Дрофа, 2005. - 442с.
  8. Сакс, Дж. Макроэкономика. Глобальный подход / Дж. Сакс, Ф. Ларрен. - М.: Дело, 1996.
  9. Тарасевич Л. С., Макроэкономика: Учебник / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников. А. И. Леусский. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. образование, 2007. - 654с.
  10. Туманова. Е. А. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: учебник / Е. А. Туманова, Н. Л. Шагас. - М.: ИНФРА-М. 2004.
  11. Фишер, С. Экономика / С. Фишер. Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи - М.,1993.
  12. Экономическая теория. Учебник / Под ред. П. И. Базылева, С. П. Гурко. - Мн.: 000 «ИНТЕРПРЕССЕРВИС». 2001.

Информация о работе Отраслевая структура национальной экономики Республики Беларусь