Переходная экономика: основные концепции и закономерности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследовать основные процессы переходной экономики, а также проблемы трансформационного периода в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… ……….4
1 Общая характеристика переходной экономики…………………………… .......6
1.1 Понятие и основные черты переходной экономики … ..……..6
1.2 Главные задачи переходной экономики и пути их решения……. ..…...........9
1.3 Роль государства в трансформационной экономике……………… ….........11
2 Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в
отдельных странах…………………………………………………………….……15
2.1 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных
странах………………………………………………………………………………15
2.2 Модель шоковой терапии……………………………… ………………..……18
3 Особенности трансформационной экономики
Республики Беларусь……………………………………………………………….23
3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь………………....23
3.2 Белорусская модель перехода к рынку………………..………….....………...29
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………………….. 36
Приложение А Основные социально-экономические показатели
Республики Беларусь в разрезе мирового сообщества…...……………………...38
Приложение Б Уровень безработицы в странах СНГ, в процентах к
экономически активному населению………………………..……….…………...39
Приложение В Основные макроэкономические показатели стран с
переходной экономикой………………………………….…………...……………40
Приложение Г Важнейшие показатели экономической безопасности в
Беларуси……….…………………….…………………….…………..……………41
Приложение Д Основные показатели социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2006-2010 годы……….…….…………...……...………42

Работа состоит из  1 файл

Менько курсовая работа.doc

— 521.50 Кб (Скачать документ)

     «Шоковая  терапия» – это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридманом и его последователями.

     Согласно  монетаристской доктрине, главная задача государства в переходный период – поддержание устойчивости финансовой системы, поскольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией – стержень монетаризма.

     Финансовая  политика правительства в период «шоковой терапии» направлена на обеспечение так называемых жестких бюджетных ограничений, которые должны сменить мягкие бюджетные ограничения, характерные для социализма. Жесткие бюджетные ограничения означают, что предприятия могут тратить только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение денег от государства. Что касается огромных тягот для населения от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.

     Таким образом, программа «шоковой терапии» предлагает следующие меры:

     1) Реформа цен и рынка (либерализация экономики): реформа внутренних цен; либерализация системы распределения; либерализация внешней торговли; либерализация рынка рабочей силы и системы заработной платы; реформа банковской системы и создание финансовых рынков. Очень важный момент в комплексе системных преобразований относится к созданию рынков факторов производства: рабочей силы и финансовых ресурсов.

     2) Развитие частного сектора – приватизация: малая приватизация и развитие частного сектора; крупномасштабная приватизация; структурная перестройка, ликвидация монополий. Первый шаг в этом направлении заключается в четкой формулировке прав государственной собственности и разделении функций государства как органа в целом. Затем осуществляются программы приватизации и проводится реформа производства.

     3) Пересмотр роли государства: ограничение права государственной собственности; ограничение прямой хозяйственной деятельности; усиление регулирующей функции в социальной сфере. Государство должно отказаться от прямой собственности и контроля над производством и заменить их косвенным регулированием, которое бы поощряло частную экономическую деятельность.

     4) Макроэкономическая стабилизация: новая фискальная политика, изменение денежно-кредитной системы, законодательная реформа; институциональная реформа; социальные гарантии. Этот пакет мер полагает ужесточение налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям, исправление различных диспропорций, порожденных «избытком» денежной массы (т. е. накопленной суммы денег, которую просто не на что потратить в условиях дефицита).

     В наиболее последовательном виде эта  концепция была реализована в Польше первым некоммунистическим правительством под руководством Лешека Бальцеровича. Польскому руководству удалось за два - три года подавить инфляцию. Укрепление денежной системы в сочетании с бурным развитием частного сектора и притоком иностранных инвестиций позволило Польше всего через три - четыре года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического роста. Польским руководством были также предприняты следующие меры:

     - либерализация цен, рынка рабочей силы и экспорта;

     - реформа системы налогообложения;

     - сокращение дефицита бюджета;

     - приватизация;

     - формирование рынка капиталов;

     - жестко ограничительная политика доходов и монетарная политика, выражающаяся в резком сокращении денежной эмиссии, а также в применении высоких процентных ставок на кредиты.

     В результате уже с 1992 года польская экономика  первой среди экономик Центральной и Восточной Европы вступила на путь роста. Сравнивая падение производства и ВВП в странах Центральной и Восточной Европы, можно сделать вывод о том, что наименьшим показатель оказался в Польше – 17,8 %, Венгрии – 18, 3%, Чехии -  21,4%, наибольшим в Хорватии – 37%. Польше удалось изменить динамику производства и ВВП в положительную сторону. Причем производство росло быстрее, чем ВВП. [22, с.21]

     Недолгая  история переходной экономики показывает, что почти все постсоциалистические страны в той или иной степени  руководствовались доктриной «шоковой терапии». В некоторых странах – например, в Польше, Чехии и Эстонии – этот опыт был вполне успешен.

     В то же время существует и множество  проблем, связанных с реализацией  «шоковой терапии»:

     1) В условиях, унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора.

     2) Стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию.

     3) Стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.

     Обобщая опыт первых лет реформ, ученые пришли к выводу, что выбор концепции  трансформации во многом зависит  от исходного состояния дел в  стране.

     Большое значение имеет и то, что ни «шоковая терапия», ни градуализм не реализуются в чистом виде. Сравнительная характеристика этих моделей представлена в таблице 1. 

Таблица 1 ― Сравнение концепций градуализма и «шоковой терапии» 

 
 
Характеристики
Модели
Шоковая терапия Градуализм
Скорость Одномоментная Постепенная
Радикализм (глубина преобразования) Революция –  слом прежней системы Использование элементов прежней системы
Степень либерализации Высокая Умеренная
Приоритетные  акценты I Приватизация Изменение функций  государства при сохранении его роли
II Либерализация Расширение  самостоятельности предприятий  всех форм собственности
III Финансовая  стабилизация Производственная  стабилизация
Примеры Польша, Вьетнам, Словения, Словакия, Венгрия, Чехия, Япония. Китай, Республика Беларусь, Узбекистан.
 

Примечание ― Источник: собственная разработка на основе [8], [21], [22]. 

     Анализируя  опыт первых реформ в странах с  различным уровнем социально-экономического развития, можно сделать вывод о том, что экономическая стабилизация в странах с переходной экономикой приобрела региональные оттенки, сгруппировав станы в зависимости от географического положения и групповых целей.

     Можно выделить станы Центральной и  Восточной Европы, которые поставили  целью своей переходной экономики достижение европейских стандартов и вступление в Евросоюз. Эта проблема является объектом многих научных исследований, например, в 1996 году на эту тему была опубликована работа Джеффри Сакса и Эндрю Вагнера, авторы три сценария экономического развития трех трансформационных стран – Венгрии, Чехии и Польши – на пути к достижению 70% и 90% от среднего уровня доходов в ЕС в 1995 году. Движущей силой развития стран стал также малый и средний бизнес. Во всех развитых странах на мелкий средний бизнес приходится от 70% до 80% ВВП, а на такие крупные компании, как Microsoft и Boeing, — лишь 20%. Возникновение сектора малого и среднего бизнеса в странах ЦВЕ произошло благодаря приватизации крупных государственных предприятий и дробления их на мелкие. [22, с.19]

     Вторая  группа - страны СНГ, которые либо ориентировали свою экономику на укрепление торгово-экономических связей с южными соседями ( Узбекистан, Азербайджан, Армения), либо сохранили отдельные элементы старой системы торговых связей ( Киргизия, Казахстан, Таджикистан), Россия же выбрала целью своей переходной экономики капитализм, однако в связи со сложным этапом адаптации к рыночным условиям, сопровождавшимся активизацией коррупции и криминальных группировок, капитализм в России приобрел форму «бандитского», аналогичную цель выбрала для себя Украина, что привело к тому, что возникшее рыночное мышление опередило реальные механизмы функционирования рынка, Республика Беларусь выбрала сохранение государственной собственности на стратегические экономические объекты, обеспечила социальную защищенность своих граждан, однако в ущерб созданию дееспособного финансового рынка как механизма приватизации.

     Однако  стабилизация в трансформационных  странах ЦВЕ и СНГ имела  общее направление на внедрение  рыночных принципов и реализовывалась, как правило, тремя вариантами:

     1) Первым вариантом, которым воспользовалось большинство стран с переходной экономикой, стала «шоковая терапия» профессора Гарвардского университета Дж. Сакса в рамках программы структурных реформ Международного валютного фонда. Эта политика предполагала ускоренную экономическую либерализацию с параллельно проводимыми мерами экономической стабилизации. « Шоковая терапия оказалась действенной для борьбы с гиперинфляцией, но не для решения возникших социальных проблем.

     2) Вторым вариантом стала возможность внедрения рыночных механизмов с помощью либерализации экономики в зависимости от степени готовности народного хозяйства к структурным преобразованиям. Однако всеобщее стремление отречься от элементов старой системы и получить мгновенные результаты не позволяло в полной мере реализовать данную стратегию. В связи с этим немногим странам с переходной экономикой хватило терпения провести поэтапную, а не мгновенную либерализацию.

     3) Третьим вариантом перехода экономики к рыночным принципам является декларация достижения не общих рыночных механизмов через экономическую либерализацию и стабилизацию, а конкретных макроэкономических показателей (прирост ВВП, уровень инфляции).

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, теория этого вопроса очень спорна и вызывает массу дискуссий. А выбор подходящей модели развития переходной экономики зависит от множества факторов, важнейшими из которых являются специфические особенности страны и состояние экономики в ней. Однако ни одна модель не может быть реализована в чистом виде.

     Далее рассмотрим особенности белорусской  модели перехода к рынку.

 

3 Особенности трансформационной экономики Республики

Беларусь. 

3.1 Социально-экономическое  развитие Республики  Беларусь 
 

     Каждая  страна стремится к общим целям развития цивилизации, но идёт к ним своим путём, исходя из национальных интересов, постоянно действующих и долговременных факторов (территории, населения, природных ресурсов, климата и др.), исторического пути, особенностей культуры, традиций, обычаев, психического склада, менталитета народа, а также общей стратегии развития.

     Республика  Беларусь находится во втором пятилетии XXI века, в котором необходимо обеспечить переход на инновационный путь устойчивого социально-экономического развития страны. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием воздействия общества на природу в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами мира.

Информация о работе Переходная экономика: основные концепции и закономерности