Перспективы и пути выхода из кризиса экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 18:43, реферат

Описание

Экономический кризис – это значительное нарушение равновесия в хозяйственной системе, часто сопровождающееся потерями и разрывом нормальных связей в производстве и рыночных отношениях, что, в конечном счете, ведет к дисбалансу функционирования экономической системы в целом [6; c. 211].

Содержание

введение 3

1. Причины и сущность мирового

финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. 5

2. Кризисные явления в экономике Республики Беларусь

в 2009 году: характер и меры противодействия 9

заключение 18

список использованных источников 20

Работа состоит из  1 файл

«Перспективы и пути выхода из кризиса экономики Республики Беларусь».doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

     Указанные неблагоприятные процессы, начавшиеся в конце 2008 г., будут (с учетом их продолжения) обусловливать в 2009 г. негативные, возможно, кризисные процессы не только в экономике, но и в социальной сфере, что уже имеет место в ряде стран мира, где происходит существенное изменение уровня жизни населения. Все это требует принятия эффективных и хорошо сбалансированных решений как стратегического, так и тактического плана [3; c. 85].

     Для выработки таких решений целесообразно исходить из общих закономерностей любого кризисного процесса. Здесь, на наш взгляд, необходимо иметь в виду две взаимосвязанные составляющие данного явления: во-первых, борьбу за выживание, использование средств, препятствующих переходу экономики из состояния кризиса в состояние катастрофы; во-вторых, происходящее в процессе кризиса обновление, модернизацию социально-экономической системы (развиваются более эффективные элементы и структуры, прекращают действовать и отмирают устаревшие).

     С учетом этого стратегия государственного регулирования в условиях кризиса должна быть направлена на недопущение резких негативных изменений в социально-экономической сфере, эскалация которых может привести к необратимым процессам деградации экономики и общества; стимулирование и поддержку всех тех структур и элементов экономики, которые позволят вернуть социально-экономическую сферу в состояние устойчивого и быстрого развития. Фактически государственное регулирование в условиях кризиса должно выполнять две функции – обеспечивать поддержку и модернизацию (обновление).

     Без реализации мер поддержки экономика  способна оказаться в таком положении, что ее модернизация за счет собственного потенциала будет невозможна, а без модернизации на основе одной лишь поддержки экономика длительное время быть на плаву не может и рано или поздно наступит ее крах; по мере модернизации экономики возрастает ее потенциал, который в определенный момент достигает уровня, при котором она начинает расти и развиваться и постепенно потребность в поддержке исчезает.

     Указанную диалектику необходимо иметь в виду при выработке мер по нейтрализации финансово-экономического кризиса в Беларуси. В настоящее время, к сожалению, эти меры являются недостаточно системными, сводятся в основном к поддержке. Фактически решается задача: продержаться в период мировой рецессии, а когда в мире начнется послекризисиый экономический рост, белорусское народное хозяйство автоматически подключится к этому процессу. Однако необходимо иметь в виду, что мировая экономика выйдет из кризиса совсем другой, обновленной и более конкурентоспособной. Это значит, что Беларуси без соответствующей модернизации своей экономики сохранить позиции на мировых рынках не удастся.

     В контексте сказанного условно все  действия по нейтрализации финансово-экономического кризиса следует разбить на две группы:

     -   меры по поддержке экономики и социальной защите населения;

     -    меры по модернизации экономики, направленные на создание предпосылок экономического роста и повышение ее конкурентоспособности.

     В общем случае следует, однако, иметь  в виду, что многие из них могут  иметь двойное действие – обеспечивать одновременно и поддержку, и модернизацию экономики.

     За  исключением уже осуществляемых в стране мер, с учетом проведенного анализа к первой группе можно отнести следующие дополнительные:

     -    определение перечней предприятий трех групп:

         -  определяющих экономическую безопасность страны и требующих обязательной государственной поддержки в случае финансовых проблем;

         -  подлежащих избирательной государственной поддержке при определенных условиях и при наличии дополнительных средств у государства;

         -  не подлежащих какой-либо государственной поддержке со стороны государства (относительно их действует институт банкротств в полном объеме);

     -    отказ от доведения предприятиям объемных показателей по производству товаров, работ, услуг, снижение до нормативного уровня запасов готовой продукции с целью пополнения денежной части оборотных средств;

     -    разрешение организациям (в первую очередь валообразующим). включая банки, осуществлять безденежные взаиморасчеты, в том числе с помощью эмитированных ими векселей;

     -    определение и утверждение защищенных статей бюджета, а также незащищенных, расходы по которым могут быть сокращены в случае возникновения проблем с его наполнением;

     -    обеспечение широкой возможности и доступности получения потребительских кредитов для покупки отечественных товаров;

     -    полный запрет (или значительное повышение процентных ставок) на выдачу потребительских кредитов для покупки импортных товаров и услуг, а также кредитов торгующим организациям на покупку товаров, аналоги которых производятся в Беларуси;

     -    создание лизинговой компании по продаже отечественных инвестиционных товаров за рубежом с уставным капиталом, сформированным из эмиссионных средств Национального банка в рублях (при этом иностранный лизингополучатель получает товар, за который постепенно рассчитывается твердой валютой, а отечественный производитель за свой товар — белорусские рубли);

     -    коренной пересмотр системы управления внешним долгом страны, предусматривающий его сохранение в пределах пороговых значений. Замещение краткосрочных заимствований банков и предприятий долгосрочными (возможно под гарантии государства);

     -    переподчинение Национального банка Совету Министров для обеспечения согласованных действий экономических и денежно-финансовых органов и с учетом недостатков в денежно-кредитной политике, которые имели место начиная со второй половины 2008 г. (однобокая привязка белорусского рубля к доллару в условиях сильной волатильности кросс-курсов валют, заниженная по отношению к инфляции ставка рефинансирования и др.);

     -  формирование пакета предложений по продаже ликвидной государственной собственности иностранным инвесторам (в размере примерно 2–2,5 млрд. долл. США) на случай чрезвычайного положения в стране; снижение налоговой нагрузки, прежде всего для предприятий-экспортеров, до уровня российской с целью обеспечения ценовой конкурентоспособности белорусских товаров (за счет сборов в фонд сельхозпроизводителей и целевых из прибыли, взимаемых по ставке 3%, а также отчислений в инновационные фонды);

     -  предоставление большей самостоятельности организациям в установлении форм и систем оплаты труда исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры и собственных целей организации при обязательном соблюдении минимальных установленных государством гарантий в части оплаты труда; скорейшая разработка и введение в действие мотивационной системы оплаты труда руководителей высшего управленческого звена, в том числе отвечающих за привлечение инвестиций и сбыт продукции с использованием не только схем материального и нематериального вознаграждения, но и опционных программ поощрения, предполагающих передачу в собственность акций предприятий;

     -  введение общего для всех пенсионеров (в том числе военных, МВД, КГБ) механизма ограничения выплачиваемых пенсий на период работы и с учетом их текущих заработков;

     -  обязательное информирование нанимателями органов по труду, занятости и социальной защите о временной приостаноке производства в связи с последствиями финансово-экономического кризиса, принимаемых решениях по высвобождению персонала, масштабах использования режимов неполного рабочего дня (недели) и административных отпусков, что позволит осуществлять мониторинг ситуации на рынке труда и принимать упреждающие или смягчающие меры;

     -  расширение масштабов профессиональной подготовки и переподготовки кадров, совершенствование ее структуры на базе существующей сети образовательных учреждений и учебных центров предприятий. Разработка программ дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров, ориентированных на приобретение профессиональных компетенций в сфере наиболее современных из представленных на рынке технологий и повышение трудовой мобильности;

     -  восстановление системы профессионального обучения непосредственно на производстве, в том числе по вторым (смежным) и новым профессиям на принципах софинансирования с предоставлением помощи со стороны государства и привлечением средств самих субъектов хозяйствования. В этих целях необходима разработка специальных программ внутрипроизводственного обучения персонала, прежде всего работников, находящихся под риском увольнения;

     -  повышение социальной защищенности безработных путем увеличения размера максимального пособия по безработице до бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

     В Республике Беларусь средний размер пособия по безработице в ноябре 2008 г. составил 41,6 тыс. руб., или 18,4% БМП (менее 20 долл. США), максимальный сегодня – менее 30 долл. США. В России принято решение об увеличении максимального пособия по безработице с 1 января 2009 г. до 4,9 тыс. руб. (около 140 долл. США). Реализация данной меры потребует дополнительных финансовых средств, которые могут быть изысканы путем перераспределения средств статей фонда социальной защиты населения [7].

     Действия  по модернизации экономики, созданию условий  для экономического роста в период кризиса должны включать уже проверенные мировой практикой меры и новые, которые рекомендует наука.

     При резком сокращении внешнего спроса на белорусский экспорт главным  становится наращивание и обеспечение  внутреннего. Важно при этом, чтобы  производство товаров и услуг для последнего было минимально зависимым от импортных ресурсов. Учитывая, что спрос на недорогие малоэтажные жилые дома в Беларуси является весьма значительным и платежеспособным, необходимо создать условия для жилищного строительства всем желающим, а не только тем, кто стоит в очереди на жилье. Строительство в настоящее время является наименее импортоемкой отраслью. Представляется, что именно малоэтажное жилищное строительство вкупе с быстрым развитием дорожного должно стать локомотивом, способным «разогнать» экономику, так как оно увязывается с развитием промышленности строительных материалов, производством мебели, машиностроением и т.д.

     Мировой опыт показывает, что малый и средний  бизнес является наиболее гибким, обладающим высокой адаптивностью к изменениям в экономике и быстро реагирующим на изменение спроса. Поэтому, как правило, именно малый бизнес первым выходит из кризиса и за собой «вытаскивает» остальную экономику, опосредуя взаимосвязь между возникающими источниками спроса и ростом экономики [3; c. 88].

     Сегодня в Беларуси уже много сделано для развития малого и среднего предпринимательства, в частности, сняты многие административные барьеры. Однако этого недостаточно. По-прежнему кредитные ресурсы для начала и ведения МСП малодоступны, отсутствует система гарантийных фондов и в целом не развита инфраструктура поддержки. Все это является существенным ограничением для развития данного вида бизнеса.

     Несмотря  на финансовые сложности в условиях мирового кризиса, многие страны не снижают  затраты на науку, образование, инновации, а, наоборот, увеличивают их. Если учесть изложенное выше, то становится понятным, почему это происходит: указанные сферы деятельности являются наиболее значимыми для модернизации экономики, отказаться от их развития – значит потерять конкурентные преимущества, отстать в конкурентной гонке, которая начнется после окончания кризиса. В Беларуси в данном направлении делается крайне мало и создание национальной инновационной системы происходит недостаточно быстро.

     Наконец, существенную роль в возобновлении экономического роста должны сыграть уже созданные и функционирующие предприятия и производства, которые способны при соответствующих преобразованиях конкурировать на международных рынках. Однако для этого необходимо их реструктурировать, отсечь неконкурентоспособные производства и неэффективные затраты, сократить кадровый балласт, пересмотреть производственную программу и осуществить рад других мер. Для такого обновления необходимо создать соответствующие институциональные предпосылки, часть из которых могут быть непопулярными.

     Таким образом, авангардную роль в восстановлении динамики экономического роста могут сыграть четыре главных фактора развития: строительство, и прежде всего жилищное малоэтажное; малое и среднее предпринимательство; научная сфера и инновации; реструктуризация перспективных предприятий. В контексте такого подхода меры по выходу из кризисного состояния должны включать:

     -    обеспечение приоритетной финансово-кредитной поддержки предприятий, имеющих стабильный спрос на свою продукцию даже в условиях кризиса, работающих как на внутренний, так и на внешний рынок, способных инициировать экономический рост в стране. Отказ от кредитования организаций, не имеющих предпосылок эффективной работы в настоящее время и в будущем;

Информация о работе Перспективы и пути выхода из кризиса экономики Республики Беларусь