Перспективы развития приморского края: закономерности, тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:58, курсовая работа

Описание

Приморский край был образован 20 октября 1938 года указом Президиума Верховного Совета СССР «О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский край» (в состав Приморского края вошли Приморская и Уссурийская области Дальневосточного края, упразднённые в 1939 и 1943 годах, соответственно). Столица края – город Владивосток. Площадь Приморского края составляет 165,9 тыс. км². Население – 1988 тысяч человек (2009). Плотность населения: 12,0 чел./км² (2009), удельный вес городского населения: 75,4 %

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВЛИЯНИЕ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА РАЗВИТИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ 4
2 РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ 6
3 МЕРЫ ГОСУДАРСТВА ПО РАЗВИТИЮ ПРИМОРСКОГО КРАЯ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа состоит из  1 файл

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО  КРАЯ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ТЕНДЕНЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 

     Приморский  край был образован 20 октября 1938 года указом Президиума Верховного Совета СССР «О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский край» (в состав Приморского края вошли Приморская и Уссурийская области Дальневосточного края, упразднённые в 1939 и 1943 годах, соответственно). Столица края – город Владивосток. Площадь Приморского края составляет 165,9 тыс. км². Население – 1988 тысяч человек (2009). Плотность населения: 12,0 чел./км² (2009), удельный вес городского населения: 75,4 % (2009).

     В Приморье открыт целый ряд крупных  и уникальных месторождений разнообразных  полезных ископаемых, на базе которых  создана и функционирует самая мощная на Дальнем Востоке горнодобывающая промышленность.

      Край  богат месторождениями цветных металлов. Известно около 30 месторождений олова, которые в основном находятся в Кавалеровском, Дальнегорском и Красноармейском районах.

     В Приморском крае расположены: Дальневосточный морской заповедник, Кедровая Падь, Лазовский заповедник, Сихотэ-Алиньский заповедник, Уссурийский заповедник, Ханкайский заповедник.

      В Приморье сочетаются тайга и субтропические леса. Зимой стоят морозы около -30°С (иногда до -50 °C), летом – 30-тиградусная жара (местами до +40 °C). Район является самым южным в зоне тайги и самым северным в зоне субтропиков, что определяет богатство флоры и фауны, разнообразность ландшафта, тёплое море на юге, наличие источников целебных вод – все это позволяет развивать туризм в крае. Приморский край включает в себя 12 городских округов и 22 муниципальных района, на территории которых располагаются 29 городских поселений и 116 сельских поселений [1].

 

      

1 Влияние мировой экономики на развитие Приморского края

      К настоящему времени процессы глобализации сформировали новый международный контекст существования Дальнего Востока России. Изменение направленности и интенсивности товарных, технологических, финансовых, интеллектуальных и трудовых потоков резко изменили среду функционирования сформированных на предыдущем этапе хозяйственных комплексов и социально-экономических структур региона в целом и Приморского края в частности.

      Особенность геополитического и геоэкономического положения Приморского края состоит в том, что он, находясь на периферии Дальневосточного федерального округа, граничит с Северо-Восточными провинциями Китая, с Северной Кореей и по морской границе – с Японией, которые активно реализуют собственные планы интеграции в АТР.

      Наиболее значимым проектом, имеющим федеральное и международное значение, на территории Приморского края является проект размещения объектов саммита АТЭС – 2012, который реализуется в рамках подпрограммы «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Проектом намечено осуществление комплекса мероприятий по развитию базовой инфраструктуры г. Владивостока в целях создания на его основе крупного торгово-финансового, транспортно-логистического, индустриального и научно-образовательного центра.

      Результатом реализации этого масштабного проекта должно стать резкое изменение имиджа Владивостока как одного из главных центров АТС, укрепление позиций России в Азиатско-тихоокеанском регионе, установление долгосрочных партнерских отношений с транснациональными корпорациями и правительствами стран АТР.

      Другим проектом, имеющим большое значение для качественного развития и реформирования регионального рынка труда является создание Дальневосточного федерального университета, размещаемого на о. Русском. Специализацией Дальневосточного университета, который уже к 2017 г. должен войти в мировые рейтинги вузов, могут стать логистика, биотехнологии, топливно-энергетический комплекс, экология и управление (в том числе сегмент бизнес-образования).

      Размещаемая в бух. Муравьиная Артемовского городского округа Игорная зона федерального значения также будет иметь большое региональное и международное значение и явится дополнительным импульсом градостроительного развития Владивостокской агломерации [3].

 

      

2 Развитие региональной системы расселения

      На первом месте в градостроительной перспективах развития Приморского края стоит тема укрепления сложившейся системы расселения путем формирования внутрикраевого рассселенческого каркаса.

      При этом особым объектом градостроительного планирования является Владивостокская городская агломерация, формирующаяся на юге края. Граница этой агломерации будет в перспективе охватывать территорию в радиусе 2-х часовой транспортной доступности, а общая численность ее населения составит около 1,2 млн.чел., т.е. около 50% перспективной численности населения края.

      В первую очередь здесь необходимо бороться с тенденцией, присущей всем крупным агломерациям – «растеканием». Спонтанное развитие порождает многочисленные проблемы:

  • отсутствие городской организации за пределами центра;
  • возрастающее «растаскивание» свободных земель без учета общего плана;
  • деградация окружающей среды, как правило, вдоль вылетных автомагистралей.

      Комплексное и гармоничное развитие агломерации связано с четким функциональным зонированием территории, с целенаправленным определением специализации ее планировочных элементов, с организацией единой инженерной инфраструктуры, единой системы общественного городского и внегородского транспорта, единой многоуровневой системы рекреации.

      Приоритетной среди градостроительных проблем является – укрепления транспортного каркаса Южного Приморья с целью включения в активное взаимодействие с центром системы – г. Владивостоком максимально возможного числа городов и поселений этой зоны с последующим перераспределением функций между ними и определением приоритетов развития всех планировочных элементов агломерации.

      Первоочередное формирование скоростных автомобильных и железнодорожных магистралей в направлении Владивосток-Уссурийск и Владивосток-Находка-Партизанск является важнейшей задачей, решение которой позволит в короткий срок диверсифицировать занятость, более полно удовлетворить материальные и духовные запросы населения, и, в конечном счете более эффективно использовать кадровый потенциал района с населением более 1 млн. чел.

      Дальнейшее развитие опорного каркаса Приморского края связано с развитием и усилением широтных транзитных транспортных связей в направлении от границы с КНР к портам Приморского края. Это, прежде всего, два формируемых Международных транспортный коридор (МТК): Приморье-1 и Приморье-2, а также ряд направлений с выходом на строящиеся в перспективе порты центральной части Приморья, расположенные в бухтах Ольга, Владимира и Рудная.

      Большое влияние на социально-экономическое развитие Приморского края окажет реализация проектов строительства нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО) и газопровода Хабаровск-Владивосток. Значительная доля углеводородного сырья намечается к экспорту через порты Приморья. При этом экономически выгодным становится организация переработки сырья в припортовых промышленно-производственных зонах.

      А это значит, что «полюсами развития» должны стать подлежащие модернизации, реконструкции и расширению порты Приморья: Владивосток, Находка, Восточный, Посьет, Зарубино, а также вновь создаваемые новые портовые комплексы, прежде всего, на незамерзающих акваториях края (в бухтах Владимира и Ольга), и подходы к ним магистралей сухопутного транспорта. Это предполагает также создание здесь мощной логистической инфраструктуры для обеспечения транзитных перевозок.

      Учитывая сложные природно-климатические и орографические условия Тихоокеанского побережья Приморья (повышенную сейсмичность и цунамиопасность), а также ограниченность территории для развития переработки сырья, значительную долю этой переработки целесообразно сконцентрировать в тыловой части края, на подступах к портам, оставив припортовую территорию для развития транспортно-логистических терминалов.

      С завершением к 2013г. строительства автомагистрали «Восток» (Хабаровск-Находка), проходящей параллельно автодороге федерального значения М-60 «Уссури» в глубинной части Приморского края, на территории края появляется новая меридиональная планировочная ось. Именно эта планировочная ось, которая к концу расчетного срока будет усилена новой железнодорожной линией, станет основой новой урбанизации края.

      Вдоль новой планировочной оси в перспективе будут формироваться градостроительные узлы. При этом вероятными районами образования новых городов, градообразующей основой которых станут перерабатывающие предприятия новейших технологий (нефтехимия, лесопереработка, газохимическая отрасль, цветная металлургия, первичная переработка минерального сырья и др.), станут места пересечения широтных направлений и новой меридиональной планировочной оси: в центральной части края – район Новочугуевка-Арсеньев и в северной части - район Новопокровка-Богуславец.

      В этих районах в перспективе, главным образом, за счет механического притока населения из других районов страны могут быть образованы 2 новых города с населением от 30 до 50 тыс. чел., которые сыграют важную роль в развитии краевой системы расселения и станут опорными центрами освоения северной и центральной части края, стягивающими на себя ресурсные зоны Приморского края.

      В районе Новопокровка-Богуславец в перспективе проектируется строительство каскада Дальнереченских ГЭС, что будет способствовать укреплению энергетической независимости формируемого промышленного узла.

      Таким образом, развитие региональной системы расселения Приморского края будет происходить одновременно в четырех направлениях:

  • усиление и комплексное развитие владивостокской агломерации;
  • активное развитие портовых комплексов приморского края;
  • укрепление приграничной зоны с увеличением количества, качества обслуживания и пропускной способности железнодорожных и автомобильных таможенных кпп;
  • формирование новой меридиональной глубинной планировочной оси вдоль автомагистрали «восток» и строящейся в перспективе параллельно с ней железнодорожной магистрали.

      Основными объектами промышленных новостроек, предусмотренных к строительству в течение расчетного срока схемы являются следующие предприятия федерального значения:

  • нефтехимический завод мощностью 20 млн.тн, площадка в стадии выбора, находиться в районе Находкинского городского округа;
  • газоперерабатывающий завод мощностью 30 млрд.м3 в год (в Хасанском районе);
  • газосжижающий завод, площадка в районе бух.Славянка;
  • атомная электростанция мощностью 2000 МВт, площадка в районе Арсеньева (в перспективе, за пределами 2020 г.);
  • алюминиевый завод, площадка в районе бух. Ольга (в перспективе, за пределами 2020 г.);
  • каскад Дальнереченских ГЭС мощностью 360 МВт (в перспективе, за пределами 2020 г.) [1].

 

      

3 Меры государства по развитию Приморского края

      В 2009 году завершилась реализация федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Приморского края до 2009 года».

      Общий объем финансирования, определенный для реализации Программы, составил 114812,11 млн. рублей, из них средства федерального бюджета – 28568,06 млн. рублей (19,84%), средства бюджета Приморского края – 30211,01 млн. рублей (18,67%), средства внебюджетных источников – 101904,25 млн. рублей (61,49%).

      В 2007 году объем бюджетного финансирования Программы составил 4231,54 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 2759,73 млн. рублей, из бюджета края – 17237,92 млн. рублей. Из внебюджетных источников привлечено 33354,29 млн. рублей.

Информация о работе Перспективы развития приморского края: закономерности, тенденции