Содержание
Введение
1 ВТО – как
международная организация
1.1 Задачи и функции
ВТО
1.2 Основные направления
деятельности ВТО
2 Проблемы Казахстана
при вступлении в ВТО
2.1 Проблемы производства
2.2 Проблемы экономической
безопасности
2.3 Проблемы сельского
хозяйства
3 Перспективы, стремления
и меры по вступлению в ВТО
3.1 Финансовые перспективы
3.2 Выход на мировой
рынок
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Казахстан, как и
многие другие страны уже десять лет
стремится стать членом всемирной
Торговой Организации (ВТО). Желание
благое, ибо это будет способствовать
дальнейшей интеграции страны в современные
хозяйственные связи.
Процесс вступления
Казахстана, как правило датируют
моментом подачи заявки, т.е. 1996 годом.
Процесс длится уже 10 лет. (Для сравнения:
у Китая на это ушло 14 лет).
В течение многих
лет правительство Казахстана утверждает,
что осталось совсем немного до того
момента, когда республика станет полноправным
членом этой организации. Однако, воз
и ныне там. Не будем обвинять правительство
в медлительности, процесс этот действительно
сложный и продолжительный, а, самое
главное, окончательное решение
абсолютно не зависит от желания
одной страны. Вхождение в ВТО
может состояться при учете сложного
баланса интересов: во-первых, необходимо
максимально отстаивать национальные
интересы Казахстана; во-вторых, присоединение
практически невозможно без учета
интересов стран-членов ВТО.
При вступлении любой
страны в ВТО имеются так называемые
чувствительные отрасли: отрасли, производители
которых в наибольшей степени
уязвимы, когда страна становится членом
данной организации. В Казахстане имеются
три чувствительные отрасли –
сельское хозяйство, пищевая и легкая
промышленность. Исторически (еще с
советских времен) именно эти отрасли
являются наиболее проблемными секторами
экономики республики.
Целью данной работы
является исследование вступления Казахстана
в ВТО. Цель работы предполагает решение
следующих задач:
- Рассмотреть ВТО
– как международную организацию,
ее задачи, функции, основные направления
деятельности;
- Изучить проблемы
вступления Казахстана в ВТО:
экономические, производственные, сельскохозяйственные;
- Рассмотреть открывающиеся
перспективы при вступлении Казахстана
в ВТО.
Работа имеет следующую
структуру: введение, 3 главы, заключение,
список используемой литературы.
1 ВТО – как
международная организация
внешнеторговая экономическая
финансовая казахстан
1.1 Задачи и функции
ВТО
ВТО – это и
организация, и одновременно комплекс
правовых документов, своего рода многосторонний
торговый договор, определяющий права
и обязанности правительств в
сфере международной торговли товарами
и услугами. Правовую основу ВТО
составляют Генеральное соглашение
о торговле товарами (ГАТТ) в редакции
1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение
о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение
о торговых аспектах прав интеллектуальной
собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО
ратифицировались парламентами всех стран-участниц.
Главные задачи ВТО
- либерализация международной торговли,
обеспечение ее справедливости и
предсказуемости, способствование
экономическому росту и повышению
экономического благосостояния людей.
Страны-члены ВТО, которых на сегодняшний
день насчитывается более 140, решают
эти задачи путем контроля за выполнением
многосторонних соглашений, проведения
торговых переговоров, урегулирования
торговых в соответствии с механизмом
ВТО, а также оказания помощи развивающимся
странам и проведения обзора национальной
экономической политики государств.
Решения принимаются
всеми государствами-участниками
обычно методом консенсуса, что является
дополнительным стимулом к укреплению
согласия в рядах ВТО. Принятие решения
большинством голосов тоже возможно,
но в ВТО такой практики пока не
было; в рамках работы предшественника
ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи
имели место.
Решения на высшем уровне
в ВТО принимает Министерская
конференция, которая собирается как
минимум один раз в два года.
Первая конференция в Сингапуре
в декабре 1996 г. подтвердила курс
стран-участниц на либерализацию торговли
и добавила к существующей организационной
структуре ВТО три новые рабочие
группы, занимающиеся вопросами соотношения
между торговлей и инвестициями,
взаимодействия между торговлей
и политикой конкуренции, а также
прозрачностью в области государственных
закупок. Вторая конференция, проведенная
в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию
ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены
ВТО договорились об изучении вопросов
мировой электронной торговли. Третья
конференция, которая была созвана
в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и
должна была принять решение о
начале нового раунда торговых переговоров,
закончилась фактически безрезультатно.
Очередная Министерская конференция
должна состояться в ноябре 2001 года
в Дохе (Катар).
В подчинении Министерской
конференции находится Генеральный
совет, который отвечает за выполнение
текущей работы и собирается несколько
раз в год в штаб-квартире в
Женеве в составе представителей
членов ВТО, обычно послов и глав делегаций
стран-участниц. В ведении Генерального
совета также находятся два специальных
органа: по анализу торговой политики
и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному
совету подотчетны комитеты по торговле
и развитию; по ограничениям, связанным
с торговым балансом; по бюджету, финансам
и административным вопросам.
Генеральный совет
делегирует функции трем советам, находящимся
на следующем уровне иерархии ВТО: Совету
по торговле товарами, Совету по торговле
услугами и Совету по торговым аспектам
прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами,
в свою очередь, руководит деятельностью
специализированных комитетов, осуществляющих
контроль за соблюдением принципов
ВТО и выполнением соглашений
ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами
осуществляет контроль за выполнением
соглашения ГАТС. В его составе
находятся Комитет по торговле финансовыми
услугами и Рабочая группа по профессиональным
услугам.
Совет по торговым аспектам
прав интеллектуальной собственности,
помимо осуществления контроля за выполнением
соответствующего соглашения (ТРИПС),
занимается также вопросами предотвращения
возникновения конфликтов, связанных
с международной торговлей поддельными
товарами.
Многочисленные специализированные
комитеты и рабочие группы занимаются
отдельными соглашениями системы ВТО
и решением вопросов в таких областях,
как защита окружающей среды, проблемы
развивающихся стран, процедура
присоединения к ВТО и региональные
торговые соглашения.
Секретариат ВТО, который
базируется в Женеве, имеет около
500 штатных сотрудников; его возглавляет
генеральный директор. Секретариат
ВТО, в отличие от подобных органов
других международных организаций,
не принимает решений, так как
эта функция возлагается на сами
страны-члены. Основные обязанности
Секретариата – обеспечивать техническую
поддержку различным советам
и комитетам, а также Министерской
конференции, оказывать техническое
содействие развивающимся странам,
проводить анализ мировой торговли
и разъяснять положения ВТО общественности
и средствам массовой информации.
Секретариат также обеспечивает
некоторые формы правовой помощи
в процессе разрешения споров и консультирует
правительства стран, желающих стать
членами ВТО. На сегодняшний день
таких стран насчитывается более
двадцати.
1.2 Основные направления
деятельности ВТО
Рабочая программа
ВТО формируется и утверждается
на двухлетний период. Одним из существенных
элементов при ее подготовке и
определении в последние годы
становятся размеры бюджетных ассигнований,
то есть происходит формирование так
называемой программы-бюджета организации.
В работе по формированию программы-бюджета
ВТО активное участие принимают
Технический комитет по программе
и координации (ТКПК) и Бюджетно-финансовый
комитет (БФК). Программа и бюджет
организации утверждаются на генеральной
ассамблее.
В стратегии и
направлениях работы на протяжении почти
15-летнего существования ВТО происходили
существенные перемены. Они были взаимосвязаны
как с количественным и качественным
ростом объемов международного туризма,
так и с развитием и применением
новейшей технологии в туристской индустрии.
Необходимо отметить, что и в самих
странах — членах ВТО происходили
и происходят изменения в структуре
и целях национальной туристской
политики с учетом расширения международных
туристских связей, новых приоритетов
в стратегии развития или формирования
(для большинства развивающихся
стран) отрасли иностранного туризма.
Определяющим направлением
деятельности ВТО, зафиксированным
в уставе организации (п. 2 ст. 3), является
помощь развивающимся странам в
области туризма. Этот принцип фокусируется
в основном в программе под
названием «Техническое сотрудничество».
В системе ООН принято узкое
определение понятия «техническое
сотрудничество», а именно предоставление
специфической помощи развивающейся
стране или группе развивающихся
стран. В рамках ВТО, а вернее —
в практике туризма, это понятие
несколько расширяется и включает
также использование результатов
работы и конкретного практического
опыта в других направлениях деятельности,
о которых будет сказано ниже.
Техническое сотрудничество
требует весьма значительных капиталовложений
в виде людских ресурсов и финансовых
средств. В этой связи значительная
помощь в реализации этого вида деятельности
оказывается со стороны Программы
развития Организации Объединенных
Наций (ПРООН), исполнительным агентством
которой является ВТО. Поскольку, согласно
Финансовому регламенту ВТО, запрещается
выделение бюджетных средств
организации на выполнение проектов
технического сотрудничества на местах,
все внебюджетные расходы (на поездки
специалистов и экспертов, на оборудование
и т. д.) берет на себя ПРООН.
Таким образом, в
осуществлении технического сотрудничества
по национальному проекту из области
туризма участвуют правительственные
органы (регламентирующие социально-экономическое
планирование в стране в целом), национальные
туристские органы (администрации), ПРООН
и исполнительное агентство в
лице ВТО. Судьба определенного проекта,
очевидно, зависит в первую очередь
от решения правительственного органа,
который фактически санкционирует
выделение финансовых средств из
фондов, выделяемых ПРООН на развитие
всех секторов социально-экономической
деятельности в данной стране. По подсчетам
ВТО, из всех фондов ПРООН в среднем
только 0,5 % направляется правительствами
в конечном счете на осуществление
проектов в секторе туризма.
В рамках выполнения
проектов ПРООН в области туризма
ВТО осуществляет конкретную помощь
в виде миссий секторальной поддержки,
используя соответствующие фонды
ПРООН. За прошедшие годы было выполнено
около 500 таких миссий в 130 странах.
В таблице 2 приводятся
разбивка этих миссий по регионам в 1988
году и планы на 1989 год. [3, c. 77]
2 Проблемы Казахстана
при вступлении в ВТО
2.1 Проблемы производства
Достигнутый уровень
реформирования и открытости экономики
нашей республики дают возможность
Казахстану выгодно интегрироваться
в мировые, хозяйственные, экономические
и технологические процессы. Это
представляет определенные преимущества:
усиление процесса интеграции Казахстана
в мировую экономику, получение
режима наибольшего благоприятствования
в торговле товарами и услугами со
странами - членами ВТО, увеличение
поступлений инвестиций, доступность
мировых рынков для экспорта казахстанских
товаров и услуг, приведение торгового
законодательства к международным
нормам и стандартам. Я хочу сегодня
заострить Ваше внимание на тех издержках,
с которыми столкнется Казахстан
при вхождении в ВТО. Программа
импортозамещения, проводимая правительством
Республики Казахстан, сегодня себя
оправдывает, но во многом противоречит
требованиям ВТО. Политика импортозамещения
при лоббировании государством нефтегазового,
горно-металлургического машиностроения
позволила загрузить в 2000 году 50,
а в 2001 г. - 200 отечественных предприятий,
обеспечить работой десятки тысяч
человек. Требованиям ВТО также
противоречит не допускаемое в импортозамещении
перекрестное субсидирование в виде
удешевления нефтепродуктов, минеральных
удобрений. При вступлении в ВТО
необходимо, чтобы товары, производимые
в Казахстане, отвечали международным
стандартам. Например развитые страны
идут на либерализацию торговых режимов
только в том случае, когда их товары и
услуги способны выдержать высокую конкуренцию.
От такого уровня мы, к сожалению, сегодня
еще далеки. Недопустимо добиваться приема
в ВТО любой ценой, или вступать туда ради
самого вступления. Входная плата должна
перекрываться выгодами от участия в этой
организации. Вхождение в ВТО остро ставит
вопросы конкурентоспособности отечественных
товаров и услуг как на внешнем так и на
внутреннем рынке. Во многих отношениях
присоединение потребует существенных
уступок, которые не только практически
сразу же откроют дорогу для иностранных
товаров и услуг, но и заблокируют национальные
меры регулирования этого проникновения.
Не трудно предположить, что вступление
в ВТО и открытие границ разорят мелкого
и среднего отечественного товаропроизводителя,
которых с большим трудом мы сегодня взращиваем,
создавая необходимые благоприятные условия.
В то же время выгоды от вступления в ВТО,
связанные с улучшением доступа на внешние
рынки дадут свои положительные результаты
лишь в далекой перспективе. И то, только
в случае, если мы будем в состоянии производить
конкурентоспособные товары и иметь эффективный
механизм, способный защищать наши права
в сложной системе ВТО. От грамотной стратегии
защиты собственных интересов зависит,
будут ли отечественные производители
представлены в сферах товаров и услуг
или наши рынки займут другие страны, что
повлечет за собой сокращение занятости
населения и доходов гос.бюджета. В условиях
либерализации таможенного пространства
Казахстана большинство отечественных
товаропроизводителей будут проигрывать,
а в последующем потеряют свои позиции
на внутреннем рынке, не говоря уже о конкурентоспособности
на рынках соседних государств. Так произошло
в Кыргызстане. Я недавно побывал в командировке
в г. Бишкеке. Их собственные товары, произведенные
на морально и физически устаревшем оборудовании
по технологиям вчерашнего дня, безусловно,
проигрывают по сравнению с теми товарами,
которые хлынули в Киргизию в связи с открытостью
ее границ. Так, например, наши "рахатовские"
конфеты идут нарасхват, составляя достойную
конкуренцию московским и киргизским
кондитерским фабрикам. Цены на наши конфеты
ниже (за счет короткого плеча, удешевления
транспортных расходов и т.п.), а качество
достаточно высокое. В то же время наблюдается
крайне низкая покупательная способность
населения. Налицо обнищание народа. Те
события, которые происходят сегодня в
Кыргызстане - это следствие необдуманной
политики руководства страны, в том и числе
и в вопросах вступления в ВТО. Положение
очень плачевное. Поэтому, наверное, нам
надо задуматься над сложившейся ситуацией
в соседней республике. Возьмем нашу перерабатывающую
промышленность - молочный комплекс. Сегодня
для загрузки местных заводов-производителей
молочной продукции 80% сырого молока завозится
из Киргизии. Сейчас предпринимаются некоторые
шаги по подъему отечественного сельхозпроизводителя.
Захотим мы перестроить работу наших молзаводов
на отечественное сырье - пожалуйста -
закроем границы с Кыргызстаном, поставим
таможенные барьеры. А если мы вступим
в ВТО, то уже подобных мер мы принять не
сможем, т.к. вхождение в ВТО потребует
от Казахстана и принятия определенных
обязательств. Даже сейчас, когда мы еще
не члены ВТО, а нам уже перекрыли каналы
по экспорту зерна и стали. А что будет
тогда, когда мы вступим в ВТО? Приведу
пример: в последнее время США поставляют
большое количество зерна в Афганистан
в порядке оказания гуманитарной помощи.
Почему американцы не покупают наше зерно?
Сегодня 3,5 млн. тонн зерна без дела лежат
на элеваторах Казахстана, себестоимость
которого 55 долларов США за тонну. Мы готовы
продать его даже ниже себестоимости -
по 50 долларов США. То есть на лицо факт
перепроизводства зерна в республике.
Поэтому, как сказал Президент РК на совещании
10.04. с.г. "одной из ключевых задач развития
предпринимательства нужно считать повсеместную
организацию маркетинговых исследований".
Другой пример: ежедневно через границу
с Узбекистаном переправляется до 1000 тонн
муки. Это перевозят так называемые "челночники".
Наша мука пользуется большим спросом
являясь высококачественной. Но официально
мы с Узбекистаном торговать не можем,
так как не получим свои деньги обратно.
То есть нам необходимо укреплять сложившиеся
рынки сбыта, развивать интеграцию в Центрально-Азиатский
регион. Интеграция же в мировую экономику
не дает легких решений. Развитым странам
не нужны сильные конкуренты, за место
на мировых рынках нужно бороться и одновременно
отслеживать попытки развитых стран "прибрать
к рукам" конкурирующие производства
вступающих в ВТО государств, то есть подчинить
слабого сильным. Благоприятным фактором
развития является растущий спрос на казахстанские
сырьевые ресурсы (нефть, газ и т.п.), и продукты
первичной переработки. Но мы продаем
нашу нефть по ценам несравнимо низким
по отношению к ценам на оборудование,
которое мы покупаем на Западе для того,
чтобы организовать нефтедобычу. Другое
дело, если бы мы имели возможность продавать
конечную продукцию, т.е. результат переработки
нашего сырья. Казахстан сегодня от добычи
нефти, можно сказать ничего не имеет,
или имеет очень мало - 7 млрд. долларов
США в год. Для сравнения - Россия от реализации
только молочной продукции имеет 9 млрд.
долларов США в год. Поэтому мы опять возвращаемся
к тому, что сначала нам необходимо научиться
производить конкурентоспособную продукцию,
а потом уже вступать в ВТО. Давайте не
повторять ошибок наших соседей. Очевидно,
что ВТО выгодно развитым странам, которые
производят сверхконкурентоспособные
товары, особенно в области высоких технологий
и услуг. Казахстан в настоящее время,
к сожалению, не в входит в число производителей
таких товаров. ВТО - это для хорошо развитых
стран, но на данный момент еще не для нас.
С нашими товарами нас на Западе не ждут,
нам необходимо сохранить и развивать
уже имеющиеся рынки сбыта как внутри
Казахстана, так и в рамках стран СНГ и
только постепенно готовить себя для вступления
в ВТО. История свидетельствует, что многие
высокоразвитые страны готовились к вхождению
в ВТО не один десяток лет. Китай шел к
этому 15 лет, членам ЕЭС понадобилось 35
лет для создания единого экономического
пространства. Поэтому, чем лучше мы подготовимся
к вхождению в ВТО, тем больше у нас шансов
занять достойное место в мировой экономике.
Сейчас нам необходимо сосредоточить
все усилия и направить их на: 1) создание
консалтинга - маркетинговых центров;
2) технологическую перестройку промышленного
сектора экономики, как в крупном, так
и в малом и среднем бизнесе, на основе
передовых технологий, осваивать высокотехнологичное
производство; 3) повышение качества и
конкурентоспособности продукции; 4) формирование
законченных производственных циклов,
от добычи сырья до производства продукции
высокой товарной готовности; 5) формирование
корпоративных структур эффективных в
плане развития производства, инноваций,
менеджмента; 6) масштабное внедрение информационных
технологий, построение на этой основе
взаимоувязанных рынков товаров и услуг.